г. Киров |
|
29 ноября 2006 г. |
Дело N А29-10211/05-2э |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Губиной Л.В.
судей Тетервака А.В., Кобелевой О.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Губиной Л.В.
при отсутствии в заседании представителей сторон и третьих лиц
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации муниципального района "Удорский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2006 года
по делу N А29-10211/05-2э
принятое судьей Козловым О.Г.
по иску Федерального государственного учреждения ОИК-33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми
к Администрации муниципального района "Удорский", Совету муниципального района "Удорский"
третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми
Комитет по управлению имуществом муниципального района "Удорский"
об обязании принять имущество в муниципальную собственность, принять решение о принятии недвижимости в муниципальную собственность и произвести государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное учреждение ОИК-33 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее истец, ФГУ ОИК-33 УФСИН России по Республике Коми) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Администрации муниципального района "Удорский" (далее ответчик, Администрация МР "Удорский") с привлечением третьего лица - Комитета по управлению имуществом МО "Удорский район" о понуждении принять объекты в муниципальную собственность и произвести государственную регистрацию права собственности.
До принятия решения по делу судом первой инстанции к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Совет муниципального района "Удорский" (далее ответчик, Совет МР "Удорский"), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми (далее третье лицо УФРС по Республике Коми) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми (далее третье лицо ТУ ФАУФИ по Республике Коми).
Истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены исковые требования.
С учетом уточнений истец просил:
1. Обязать Совет муниципального района "Удорский" утвердить перечень следующих объектов, расположенных в п. Вожский и подлежащих передаче в муниципальную собственность:
Здание клуба на 200 мест;
Здание банно-прачечного комбината;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул. Гагарина, д.1;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул. Гагарина, д.2;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул. Гагарина, д.З;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д.4;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д.5;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д.6;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д.7;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д.8;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д.9;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д. 10;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д.11
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д. 12;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д. 13;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д. 14;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д. 18;
Жилой дом (бревенчатый), расположенный по ул.Гагарина, д. 19; ;
Центральная котельная;
Скважина 2087-э;
Скважина 2221-э;
Тепловодотрасса протяженностью 2600 м.;
Детский сад "Сказка";
Гостиница;
Общежитие с медицинской частью.
2. Обязать администрацию принять в муниципальную собственность указанное недвижимое имущество.
3. Обязать Администрацию муниципального района "Удорский" осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
Исковые требования основаны на положениях Указа Президента Российской Федерации от 18.03.1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Требования истца мотивированы тем, что вышеназванное недвижимое имущество является федеральной собственностью и закреплено за истцом на праве оперативного управления. 24.12.2004 года Советом МО "Удорский район" принято решение N 15-12-20, которым дано согласие на передачу в собственность муниципального образования вышеперечисленного имущества за исключением здания клуба на 200 мест, здания банно-прачечного комбината, детского сада. В 2005 году директором ФСИН России утвержден перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность администрации МО "Удорский район". Все спорное недвижимое имущество вошло в указанный перечень, который согласован с руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми. Однако, ответчиком объекты в муниципальную собственность не приняты.
Решением суда первой инстанции по данному делу от 02 августа 2006 г. исковые требования удовлетворены частично. Администрация Муниципального района "Удорский" заобязана принять в муниципальную собственность от ФГУ ОИК- 33 УФСИН России по Республике Коми вышеперечисленные объекты недвижимого имущества. В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказано.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что вышеперечисленное недвижимое имущество не может находиться в федеральной собственности и должно быть безвозмездно передано в муниципальную собственность. Иные требования истца удовлетворению не подлежат в силу того, что полномочия органов местного самоуправления осуществляются самостоятельно. При таких обстоятельствах, истец не вправе требовать принятия Советом какого-либо решения. Кроме того, истец не является собственником недвижимого имущества, право оперативного управления не предполагает возможности обращения истца в судебные органы с требованием об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию перехода права собственности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик Администрация МР "Удорский" обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части обязания Администрации Муниципального района "Удорский" принять в муниципальную собственность от ФГУ ОИК- 33 УФСИН России по Республике Коми поименованные в решении суда первой инстанции объекты недвижимого имущества.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установленный частью 11 статьи 154 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года N 374 не был соблюден при передаче спорных объектов.
Установленный порядок передачи имущества исключает необходимость принятия судебного решения, поскольку позволяет уполномоченному органу в одностороннем порядке утвердить передаточный акт.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального района "Удорский" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, не принято.
К тому же, заявитель жалобы считает, что начальник ФГУ ОИК -33 УФСИН России по Республике Коми не имел права на подписание данного искового заявления, поскольку не является собственником спорного имущества, а обладает им на праве оперативного управления.
Истец ФГУ ОИК-33 УФСИН России по Республике Коми в своем отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении жалобы и рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Ответчик Совет МР "Удорский", третьи лица Комитет по управлению имуществом МО "Удорский район", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми отзывы на апелляционную жалобу ответчика не представили.
Третье лицо УФРС по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу ответчика указало, что не является заинтересованным лицом в спорах о праве на объекты недвижимого имущества и не оспаривает чьих-либо прав. Ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствии.
Законность вынесенного решения арбитражного суда Республики Коми от 02 августа 2006 г. по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом были извещены о дате и месте рассмотрения жалобы, явку полномочных представителей не обеспечили.
Третье лицо УФРС по Республике Коми и истец ФГУ ОИК-33 УФСИН России по Республике Коми просили рассмотреть дело в их отсутствии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные доказательства, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судом первой инстанции решения не имеется в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что указанное в исковом заявлении с учетом уточнений к нему, имущество является федеральной собственностью, что подтверждается Выпиской из реестра федерального имущества.
24 декабря 2004 года Советом МО "Удорский район" принято решение N 15-12-20, которым утвержден перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства ГУП Учреждений М-222/6, М-222/9, М-222/10 Управления исполнения наказаний Минюста России по Республики Коми, передаваемого в муниципальную собственность муниципального образования "Удорский район" согласно приложению.
В 2005 году директором ФСИН России утвержден перечень имущества Государственного унитарного (федерального казенного) предприятия с особыми условиями хозяйственной деятельности учреждения М-222/6 ГУИН Минюста РФ (структурное подразделение истца), передаваемого в муниципальную собственность администрации МО "Удорский район". Все спорное недвижимое имущество вошло в указанный перечень, который согласован с руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми.
Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что требования истца судом первой инстанции правомерно удовлетворены в части обязания Администрации МР "Удорский" принять в муниципальную собственность от ФГУ ОИК- 33 УФСИН России по Республике Коми спорные объекты недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственник-собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", данная категория недвижимого имущества подлежит передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность", объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с государственной программой приватизации государственных предприятий и организаций, передаются в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Пункт 5 данного Положения предусматривает, что органы местного самоуправления, совместно с администрацией предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема -передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, форме.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признания утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", вышеперечисленное недвижимое имущество не может находиться в федеральной собственности и должно быть безвозмездно передано в муниципальную собственность.
Ответчик - Совет МО "Удорский" решение об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность муниципального образования "Удорский район" принял 24.12.2004 года.
Собственник имущества Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми согласовало передачу имущества в муниципальную собственность.
В судебном заседании суда первой инстанции третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми не возражало против передачи имущества.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что отнесение спорных объектов к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с государственной программой приватизации, принятие Советом МР "Удорский" решения N 15-12-20 от 24.12.2004 г., утверждение перечня имущества Государственного унитарного (федерального казенного) предприятия с особыми условиями хозяйственной деятельности учреждения М-222/10 БУИН Минюста Российской Федерации (структурного подразделения истца), подлежащего передаче в муниципальную собственность Администрации МР "Удорский" и согласование последнего с Теруправлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми является юридическим составом, порождающим обязанность ответчика осуществить фактический прием указанных объектов в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, как требует того пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части обязания Администрации Муниципального района "Удорский принять в муниципальную собственность от ФГУ ОИК- 33 УФСИН России по Республике Коми перечисленные в решении суда объекты недвижимого имущества.
Доводы заявителя о нарушении порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, установленного частью 11 статьи 154 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. отклоняются апелляционным судом, поскольку между сторонами возник спор, разрешаемый в судебном порядке.
Ссылка Администрации МР "Удорский" на то, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность МР "Удорский" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, не было принято, не соответствует материалам дела, и отклоняется апелляционным судом, поскольку перечень подлежащего передаче имущества был согласован с распорядителем федерального имущества в данном субъекте Российской Федерации - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми.
Решение суда первой инстанции в части отказа истцу в удовлетворении иных исковых требований сторонами не обжалуется.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При отсутствии возражений сторон, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена апелляционным судом в обжалуемой части.
На основании вышеизложенного, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 02 августа 2006 г. по делу N А29-10211/05-2э оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Муниципального района "Удорский" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Л.В. Губина |
Судьи |
А.В. Тетервак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10211/2005
Истец: ФГУ ОИК-33 УФСИН России по РК
Ответчик: Администрация Муниципального района "Удорский", Совет муниципального района "Удорский"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом муниципального района "Удорский", ТУ Федерального агенства по управлению федеральным имуществом по РК, УФРС по РК
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2006 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2971/06