21 июня 2007 г. |
Дело N А31-5704/2006-20 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.Е. Пуртовой
судей Т.М. Дьяконовой, О.П. Кобелевой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии в судебном заседании:
от истца - Кулай Т.Г.
от ответчика - не явился
от третьего лица - не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Государственного Учреждения Костромского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.12.2006 по делу N А31-5704/2006-20, принятое судом в составе судьи Мофы В.Д.,
по иску Государственного Учреждения Костромского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к Ликвидационной комиссии Лопаревской сельской администрации
Третье лицо - Администрация Галичского района Костромской области
о понуждении к признанию требования
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Костромской области обратилось Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Отделение) с иском к Ликвидационной комиссии Лопаревской сельской администрации (далее ликвидационная комиссия, ответчик) с участием третьего лица - Администрации Галичского района Костромской области (далее Администрация, третье лицо) об обязании ответчика признать требования Отделения на 598.511 руб. 65 коп. капитализированных повременных платежей, предназначенных на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве пострадавшей Лопухиной Тамаре Гурьевне.
Исковые требования заявлены на основании статей 63,64,120 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и мотивированы уклонением ответчика от признания требования Отделения.
Решением арбитражного суда Костромской области от 12 декабря 2006 в удовлетворении иска отказано. При этом суд исходил из того, что требование истца заявлено преждевременно без достаточного к тому основания, поскольку в силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует промежуточный ликвидационный баланс, содержащий результаты рассмотрения ликвидационной комиссией требований кредиторов, а также отсутствует отказ ликвидационной комиссии истцу в признании обоснованности его требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит с учетом уточнений от 02.03.07г. и 05.04.2007 отменить решение суда от 12.12.2006 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований регионального отделения Фонда об обязании ликвидационной комиссии Администрации Лопаревского сельсовета признать требования на сумму 598 511 руб. 65 коп. капитализированных повременных платежей. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, в частности, не проверен порядок и сроки ликвидации ответчика, также суд неправильно применил нормы материального права, не применив закон, подлежащий применению, а именно, пункт 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ликвидационная комиссия отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Администрация Галичского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласна, считает решение законным и обоснованным.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились, явку полномочных представителей не обеспечили, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей, по имеющимся в деле документам.
Законность решения арбитражного суда Костромской области от 12.12.2006 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на жалобу и заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение от 12.12.06г. подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, постановлением главы самоуправления Галичского района от 31.10.2005 N 305 принято решение о ликвидации Администрации Лопаревского сельсовета с 01.01.2006, создана ликвидационная комиссия (л.д.38-45). О ликвидации ответчика уведомлен регистрирующий орган, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.11.2005 за N 583 (л.д.3-10).
Сообщение о ликвидации Администрации Лопаревского сельсовета опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 46 от 07 декабря 2005 года, где указан срок для предъявления требований кредиторов - в течение 2 месяцев с момента публикации.
23 декабря 2005 отделение Фонда предъявило ликвидационной комиссии требование о принятии для полного удовлетворения суммы 598.511 руб. 65 коп. капитализированных повременных платежей, предназначенных на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве, пострадавшей Лопухиной Тамаре Гурьевне. Размер капитализированных платежей рассчитан в соответствии с Методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.07.2001 N 72 (далее Методикой).
Данное требование получено председателем ликвидационной комиссии Чистяковым 27.12.2005, что подтверждается почтовым уведомлением от 27.12.2005 (л.д.15)
В связи с неполучением ответа председателя ликвидационной комиссии о рассмотрении заявленного требования возник настоящий спор.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что требование истца заявлено преждевременно без достаточного к тому основания, поскольку в силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации у должника отсутствует промежуточный ликвидационный баланс, содержащий результаты рассмотрения ликвидационной комиссией требований кредиторов, а также отсутствует отказ ликвидационной комиссии истцу в признании обоснованности требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласен и считает их ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 23 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в Порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно пункту 3 Порядка внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.00 N 863) страховщик в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации страхователя направляет ликвидационной комиссии для расчета размера капитализируемых платежей список указанных в п. 1 настоящего Порядка лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации юридических лиц - страхователей, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (пункт 4 Порядка).
Рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией со страховщиком в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому страхователю (пункт 5 вышеназванного Порядка).
Как видно из материалов дела, обязанность по осуществлению расчета капитализированных платежей ликвидационной комиссией Администрации Лопаревского сельсовета выполнена не была, равно как не были представлены возражения по расчету капитализированных платежей, произведенному заявителем. О наличии у Администрации обязательств по возмещению вреда ликвидационной комиссии было известно.
При наличии разногласий по этим вопросам спор разрешается в арбитражном суде.
Согласно статье 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться с иском к ликвидационной комиссии.
Таким образом, учитывая обязанность ликвидационной комиссии капитализировать и внести в органы государственного социального страхования суммы, подлежащие выплате в возмещение причиненного вреда жизни и здоровью, своевременное предъявление истцом заявленного требования и незавершенность процесса ликвидации, суд считает выводы суда первой инстанции несостоятельными в результате неправильного применения норм Федерального Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку суммы капитализированных платежей подлежат включению в первую очередь реестра требований кредиторов независимо от срока предъявления требования.
При данных обстоятельствах требование заявителя об обязании ликвидационной комиссии Администрации Лопаревского сельсовета признать требование Отделения на сумму 598.511 руб. 65 коп. капитализированных повременных платежей, предназначенных на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве пострадавшей Лопухиной Тамаре Гурьевне заявлено истцом правомерно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1.000 рублей и государственная пошлина по иску в сумме 2.000 рублей относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258,268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 12.12.2006 по делу N А31-5704/2006-20 отменить.
Обязать Ликвидационную комиссию Администрации Лопаревского сельского совета включить требование Государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на сумму 598.511 руб. 65 коп. капитализированных повременных платежей в промежуточный ликвидационный баланс.
Взыскать с Ликвидационной комиссии Администрации Лопаревского сельского совета в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1.000 рублей и государственную пошлину по иску в сумме 2.000 рублей.
Выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Пуртова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5704/2006
Истец: ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Ликвидационная комиссия Лопаревской сельской администрации Галичского района Костромской области
Третье лицо: Администрация Галичского района Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-164/07