13 февраля 2007 г. |
Дело N А82-12318/06-99 |
(Дата объявления резолютивной части).
27 февраля 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2007.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г. Г.,
судей Караваевой А. В., Лобановой Л. Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Буториной Г. Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Борисоглебском муниципальном районе Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.06 г. по делу N А82-12318/2006-99, принятое судьей Украинцевой Е. П.
по заявлению ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Борисоглебском муниципальном районе Ярославской области
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алексееву Д. А.
о взыскании 180 руб. 00 коп.,
без участия представителей сторон,
установил:
ГУ - Управление ПФ РФ в Борисоглебском муниципальном районе Ярославской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеева Дмитрия Александровича (далее - ответчик) 180 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2006 г. заявленные требования удовлетворены частично в сумме 120 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда от 07.11.2006 г., ГУ - Управление ПФ РФ в Борисоглебском муниципальном районе Ярославской области просит изменить его в части отказа во взыскании финансовых санкций в размере 60 руб. и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требования в полном объеме.
По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, крестьянское (фермерское) хозяйство, созданное и возглавляемое гражданином Алексеевым Дмитрием Александровичем, 1951 года рождения, зарегистрировано главой администрации Борисоглебского района Ярославской области 18.05.1992 г.
Алексеев Д. А. зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и в соответствии со статьями 6,7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее ФЗ N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, который обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Должностным лицом Управления было установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев Д. А.. в срок до 01.03.2006 г. не исполнил обязанность по представлению сведений за 2005 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлен акт N 57 от 19.06.2006 г.
20.07.2006 г. руководителем Управления принято решение N 57 о привлечении Алексеева Д. А. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, за непредставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в виде штрафа в размере 180 руб., что составляет 10% от суммы 1800 руб., из них 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 600 руб. на накопительную часть трудовой пенсии, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Алексееву Д. А. направлено требование от 20.07.06 г. N 57 об уплате суммы штрафа в добровольном порядке в срок до 30.07.2006 года.
В связи с неуплатой ответчиком штрафа в добровольном порядке Управление обратилось за его принудительным взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 г. N 164-О и учитывая год рождения Алексеева Д. А. (1951 г. р.), пришел к выводу об отсутствии у него обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 г. в сумме 600 руб. и отказал Управлению в удовлетворении требования относительно взыскания 60 руб. штрафа с названной суммы.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).
Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев Д. А. выступает как страхователь и как застрахованное лицо.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет необходимые сведения в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Таким образом, Алексеев Д, А. обязан был представить в орган Пенсионного фонда сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на себя, как на застрахованное лицо. Неисполнение данной обязанности является основанием для применения к нему ответственности, предусмотренной в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем из содержания данной нормы следует, что размер санкций определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие в 2005 году выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше, и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Такое понимание обязанности по уплате страховых взносов лицами, достигшими определённого возраста, дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12.04.2005 г. N 164-О. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Заявитель жалобы полагает, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств 1966 года рождения и старше не освобождены от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть, поскольку пункт 1 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 г. N 582 "Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", содержит исчерпывающий перечень субъектов права на которых распространяются нормы указанных правил и в который не включены главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Указанный довод заявителя жалобы несостоятелен в силу следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Статьей 235 Налогового кодекса Российской предусмотрено, что в отношениях по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
С учетом указанного, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев Д. А., 1951 года рождения, в 2005 году должен был уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы по установленным тарифам только на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 рублей. Соответственно, штраф за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 120 рублей взыскан судом первой инстанции правомерно и обоснованно. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплате не подлежат, соответственно и требование по взысканию штрафа с суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии является необоснованным.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Решение суда от 07.11.2006 г. в обжалуемой части следует оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе не взыскивается, поскольку заявитель жалобы освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьей 258, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2006 г. по делу N А82-12318/06-99 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Управления Пенсионного фонда РВ в Борисоглебском муниципальном районе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.
Председательствующий |
Буторина Г. Г. |
Судьи |
Караваева А. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12318/2006
Истец: ГУ УПФ РФ по Борисоглебскому муниципальному округу Ярославской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев Д. А.
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2007 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4153/06