г. Пермь |
|
03 июля 2015 г. |
Дело N А71-1424/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васильевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.,
при участии представителя истца ОАО "Удмуртавтотранс" - Байкова Е.В., паспорт, доверенность;
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 апреля 2015 года
по делу N А71-1424/2015,
принятое судьей Лиуконен М.В.,
по иску открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс" (ОГРН 1071841002210, ИНН 1835076756)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801664994, ИНН 1835028304)
третьи лица: 1) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, 2) Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, 3) Министерство финансов Удмуртской Республики, 4) открытое акционерное общество "Автовокзалы Удмуртии"
установил:
Открытое акционерное общество "Удмуртавтотранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее - ответчик) о взыскании 45195642 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.04.2015 исковые требования удовлетворены частично: взыскано с ответчика в пользу истца 45 180 659 руб. 17 коп. убытков.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что судом неправильно истолкован закон. Выводы, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике, просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.04.2015 отменить полностью, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.02.2011 между Минсоцзащиты УР и истцом был заключен договор N 52 об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 3.2.1 которого Минсоцзащиты УР возмещает истцу расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с распределением сумм в обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, утвержденным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
В соответствии с условиями договора (пункты 3.1.1 - 3.1.3) истец обязался предоставлять в полной мере транспортные услуги отдельным категориям граждан на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету (далее - СПБ), организовать реализацию социальных проездных билетов отдельным категориям граждан и вести раздельный учет продажи СПБ по категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, а Министерство возмещать истцу расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан (пункт 3.2.1).
Согласно пункту 4.4. договора Минсоцзащиты УР производит перечисление расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта отдельным категориям граждан истцу в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, при наличии подписанного акта сверки между Минсоцзащиты УР и Удмуртавтотрансом и распределения за отчетный период, представленного Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Истец в соответствии с условиями указанного договора в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 выполнил обязательства надлежащим образом на общую сумму 45 195 642 руб.
Истцу за указанный период не были возмещены в полном объеме расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2012 г. N 7573/12 были даны разъяснения в части изменения порядка расчета убытков со ссылкой на постановление Росстата от 19.01.2007 N 9 исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному и региональному регистрам, воспользовавшихся единым социальным проездным билетом не более 50 раз (50 поездок) в месяц.
Количество перевезенных пассажиров транспортной организацией истец подтверждается формой N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта" за январь-декабрь 2014 года по Глазовскому филиалу, Воткинскому филиалу, Можгинскому филиалу, Увинскому филиалу, Игринскому филиалу.
Фактическое количество социальных проездных билетов реализованных льготникам регионального регистра с учетом доли истца подтверждается выпиской из распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельных категорий граждан Миндортранса УР, сводными актами сверки по форме Приложения N 6 к договору N 52.
Тариф за проезд пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с 01.067.2013 независимо от расстояния в населенных пунктах Удмуртской Республики установлен, Постановлением РЭК УР от 31.05.2012 N 6/27 в размере 16 руб. за одну поездку, Постановлением РЭК УР от 07.02.2014 N 2/1 в размере 17 руб. за одну поездку.
Постановлением от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике" с 1 мая 2014 года установлена стоимость месячного социального проездного билета по проезду на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) в размере 270 руб. (в ред. п.2 постановления Правительства УР от 01.04.2013 N 141), 290 рублей (п. 2 в ред. постановления Правительства УР от 31.03.2014 N 121).
Согласно представленному истцом в материалы дела расчету, общая сумма убытков, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр, подлежащая выплате за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 года составляет 45 195 642 руб.
Считая, что убытки, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан должны быть возмещены за счет средств бюджета Удмуртской Республики истец обратился в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, при обращении в суд с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного государственным органом, истец должен доказать факт причинения вреда, факт совершения действия либо факт бездействия органа, незаконность действий (бездействия) государственного органа, причинную связь между действием (бездействием) органа и наступившим вредом; размер причиненного вреда.
Согласно п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В соответствии с п. 2, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 ч.1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Таким образом, исходя из приведенных норм выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте гражданам, пользующимся льготами, признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
На территории Удмуртской Республики действует постановление Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике".
Указанное постановление принято Правительством Удмуртской Республики в целях установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение данного постановления Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики издан приказ от 29.12.2010 N 287, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Данным приказом утвержден Порядок распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими транспортные услуги по перевозке населения пассажирским автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования.
Таким образом, Удмуртская Республика установила меры социальной поддержки в виде проезда по социальному проездному билету и, соответственно, приняла на себя расходные обязательства по указанным мерам социальной поддержки.
Наличие оснований для возникновения обязательств по финансированию соответствующих льгот у привлеченной по делу в качестве ответчика Российской Федерации истец в порядке ст. 65 АПК РФ не доказал.
Российская Федерация не является участником названных правоотношений, однако требование о возмещении расходов на перевозку воспользовавшихся льготой граждан предъявлено и к ней.
Для возложения на Российскую Федерацию обязанности по возмещению расходов предпринимателя недостаточно собственно принадлежности перевезенных граждан к категориям лиц, социальная поддержка которых отнесена к ведению Российской Федерации.
Поскольку взыскиваемые на основании указанных правовых норм убытки являются ответственностью, необходимо установление условий для ее применения, к каковым относятся неправомерные действия (бездействие) обязанного лица, причинно-следственная связь между неправомерным поведением такого лица и требуемыми потерпевшим убытками, доказанный размер убытков.
Перечисленные условия судом апелляционной инстанции не установлены.
Помимо этого, суд первой инстанции, указав на отсутствие на законодательном уровне способа расчета размера платы, не полученной от льготных категорий пассажиров и их количества, признал верным расчет убытков, произведенный истцом самостоятельно.
Требования истца основаны на среднестатистическом количестве поездок и не отражают достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных пассажиров, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.
Таким образом, в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не подтвердил ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения заявленных исковых требований.
Кроме того, подписывая договор, истец согласился на возмещение расходов в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Удмуртской Республики N 170 от 19.12.05 (п. 2.2. договора) в пределах средств, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики на эти цели (п.4.4 договора). Следовательно, при подписании договора стороны ограничили возможность взыскания убытков в ином размере в соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании п. 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по иску относятся на истца.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от уплаты государственной пошлины в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 апреля 2015 года по делу N А71-1424/2015 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1424/2015
Истец: ОАО "Удмуртавтотранс"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по УР
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, ОАО "Автовокзалы Удмуртии"