г.Самара |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А65-5100/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Ритейл-М" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июля 2015 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное)
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 мая 2015 года об оставлении заявления без рассмотрения по делу N А65-5100/2015 (судья Абульханова Г.Ф.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к обществу с ограниченной ответственностью "Ритейл-М" (ОГРН 1101650013222; ИНН 1650215291), Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
о взыскании в доход бюджета штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) (далее - заявитель, учреждение, Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ритейл-М" (далее - ООО "Ритейл-М", общество) в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штраф за несвоевременное представление в орган Пенсионного фонда сведений индивидуального учета в размере: за 1 квартал 2011 года - 8 611,49 руб.; за 2 квартал 2011 года. - 13 157,00 руб., за 3 квартал 2011 года - 25 283,92 руб., за 4 квартал 2011 года - 35 131,21 руб.; за 1 квартал 2012 года - 31 388,98 руб., за 2 квартал 2012 года - 31 045,46 руб.; за 3 квартал 2012 года - 30 775,05 руб., за 4 квартал 2012 года - 33 557,00 руб., за 1 квартал 2013 года - 31 533,12 руб., за 2 квартал 2013 года - 32 694,42 руб., за 3 квартал 2013 года - 33 534,08 руб., за 4 квартал 2013 года - 36 957,54 руб., в общей сумме - 343 669,30 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 мая 2015 года заявление Управления ПФР в г.Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о взыскании в доход бюджета Пенсионного фонда РФ штраф за несвоевременное представление в орган Пенсионного фонда сведений индивидуального учета в размере: за 1 квартал 2011 года - 8 611,49 руб.; за 2 квартал 2011 года - 13 157,00 руб., за 3 квартал 2011 года - 25 283,92 руб., за 4 квартал 2011 года - 35 131,21 руб.; за 1 квартал 2012 года - 31 388,98 руб., за 2 квартал 2012 года - 31 045,46 руб.; за 3 квартал 2012 года - 30 775,05 руб., за 4 квартал 2012 года - 33 557,00 руб., за 1 квартал 2013 года - 31 533,12 руб., за 2 квартал 2013 года - 32 694,42 руб., за 3 квартал 2013 года - 33 534,08 руб., за 4 квартал 2013 года - 36 957,54 руб., в общей сумме - 343 669,30 руб. оставлено без рассмотрения.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит определение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права. По мнению учреждения, требования о взыскании с ответчика штрафных санкций за несвоевременное (неполное) представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета подлежат рассмотрению в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве, поскольку в отношении данных требований установлен судебный порядок взыскания: они включаются судами в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управление ПФР за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года провело выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования заявителя, результаты которой отражены в акте от 28.05.2014 N 013/401/67-2014 о неправомерном применении ответчиком пониженных тарифов, предусмотренных для видов деятельности, указанных в п.8 ч.14 ст.58 от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (по страховой и накопительной части), в том числе: за 1 квартал 2011 года - 172229,72 руб.; за 2 квартал 2011 года - 263139,91 руб.; за 3 квартал 2011 года - 505678,38 руб.; за 4 квартал 2011 года - 702624,27 руб.; за 1 квартал 2012 года - 627779,60 руб.; за 2 квартал 2012 года - 620909,24 руб.; за 3 квартал 2012 года - 615500,92 руб., за 4 квартал 2012 года - 671140 руб.; за 1 квартал 2013 года - 630662,37 руб.; за 2 квартал 2013 года - 653888,34 руб.; за 3 квартал 2013 года - 670681,56 руб.; за 4 квартал 2013 года - 739150,78 руб.
По результатам проверки обществу было предложено представить в двух недельный срок (со дня вручения акта выездной проверки) корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета - в срок до 11 июня 2014 года.
В связи с непредставлением обществом в двухнедельный срок, полных и достоверных сведений Управлением ПФР составлены акты от 31 июля 2014 года N 87071/11/1, N 87071/11/2, N 87071/11/3, N 87071/11/4, N 87071/12/1, N 87071/12/2, N 87071/12/3, N 87071/12/4, N 87071/13/1, N 87071/13/2, N 87071/12/3, N 87071/13/4 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решениями Управления ПФР от 08 сентября 2014 года N 87071/11/1, N 87071/11/2, N 87071/11/3, N 87071/11/4, N 87071/12/1, N 87071/12/2, N 87071/12/3, N 87071/12/4, N 87071/13/1, N 87071/13/2, N 87071/13/3, N 87071/13/4 ООО "Ритейл-М" привлечено к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании решений оформлены требования от 07 октября 2014 года N 87071/11/1, N87071/11/2, N87071/11/3, N87071/11/4, N87071/12/1, N87071/12/2, N87071/12/3, N87071/12/4, N 87071/13/1, N 87071/13/2, N 87071/13/3, N 87071/13/4 для добровольной уплаты штрафа в размере 5 процентов, причитающихся за отчетные периоды платежей, что составило в общей сумме 343 669,30 руб. в том числе: за 1 квартал 2011 года - 8 611,49 руб.; за 2 квартал 2011 года - 13 157,00 руб.; за 3 квартал 2011 года - 25 283,92 руб.; за 4 квартал 2011 года - 35 131,21 руб.; за 1 квартал 2012 года - 31 388,98 руб.; за 2 квартал 2012 года - 31 045,46 руб.; за 3 квартал 2012 года - 30 775,05 руб.; за 4 квартал 2012 года - 33 557,00 руб.; за 1 квартал 2013 года - 31 533,12 руб., за 2 квартал 2013 года - 32 694,42 руб.; за 3 квартал 2013 года - 33 534,08 руб.; за 4 квартал 2013 года - 36 957,54 руб., которыми ООО "Ритейл-М" предложено уплатить сумму финансовых санкций срок до 27 октября 2014 года.
В связи с неуплатой страхователем в указанный в требовании срок финансовой санкции Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, страхователи представляют сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В частности, частью 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Судом установлено, определением Арбитражного Суда Республики Татарстан от 01 декабря 2014 года по делу N А65-27893/2014 принято к производству заявление ликвидируемого должника - общества с ограниченной ответственностью "Ритейл-М" о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2014 года по делу N А65-27893/2014 ликвидируемый должник общество с ограниченной, ответственностью "Ритейл-М", г.Набережные Челны (ИНН 1650215291, ОГРН 1101650013222), адрес: 423800, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект Московский, д.175, офис 748 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на пять месяцев, до 16 мая 2015 года, конкурсным управляющим утверждена Чарикова Елена Викторовна.
Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлен различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
Согласно статье 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Законодательством не предусмотрено такого квалифицирующего признака для признания штрафа текущим платежом, как дата привлечения к ответственности. Квалификация требования об уплате штрафа зависит от даты совершения правонарушения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03 июля 2012 года N 2941/12).
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Следовательно, датой совершения рассматриваемого правонарушения является представление страхователем указанных сведений.
Из материалов дела следует, что Управление ПФР привлекло общество к ответственности за не представление корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета в срок до 11 июня 2014 года.
Таким образом, правонарушения совершено до принятия заявления о признании общества банкротом (01.12.2014). Следовательно, требование об уплате штрафа не является текущим.
Согласно статье 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве.
Пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Ссылка Управления ПФР на положение статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ о взыскании штрафа в судебном порядке необоснованна, поскольку указанное положение устанавливает правило, в силу которого штраф не может быть взыскан в бесспорном порядке, при этом не изменяет соответствующий правовой режим удовлетворения требований об уплате штрафа к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, определенный Законом о банкротстве.
Также несостоятельна ссылка учреждения на пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", согласно которому требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В период принятия указанных разъяснений действовала иная редакция статьи 2 Закона о банкротстве, определяющая состав обязательных платежей. Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в статью 2 Закона о банкротстве внесены изменения, с учетом которых рассматриваемый штраф относится к обязательным платежам.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года N 35 дано разъяснение, что все исковые заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей, поданные в день введения наблюдения или позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на основании п.4 ч.1 ст.148 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции правомерно оставил заявление учреждения без рассмотрения, поскольку заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве, что не лишает права заявителя обратиться в суд с заявлением о включении взыскиваемой суммы в реестр требований кредиторов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования о взыскании с ответчика штрафных санкций за несвоевременное (неполное) представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета подлежат рассмотрению в общем порядке, вне рамок дела о банкротстве, несостоятельны, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Данные требования в рассматриваемом случае не являются текущими, тогда как в силу статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого определения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 мая 2015 года об оставлении заявления без рассмотрения по делу N А65-5100/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 мая 2015 года об оставлении заявления без рассмотрения по делу N А65-5100/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5100/2015
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное), г. Набережные Челны
Ответчик: ООО "Ритейл-М", г. Набережные Челны, ООО "Ритейл-М", г. Набережные Челны, к/у Чарикова Е. В.