г. Владивосток |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А51-1554/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Приморская генерация",
апелляционное производство N 05АП-4871/2015
на решение от 16.04.2015
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-1554/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012), Администрация Приморского края (ИНН 2540037030, ОГРН 1022502275168, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2002)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме от 15.10.2013 N 17321/20У, и о понуждении управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, Северный район, (2 часть) с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок,
при участии:
от ОАО "Дальневосточная генерирующая компания": до перерыва - представитель Бурляева М.Н. по доверенности от 21.04.2014 N 51/270, сроком по 01.04.2016, удостоверение N 6;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4915, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 4598;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, администрации Приморского края: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "ДГК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - Управление, УГА администрации г. Владивостока), выразившихся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенных в письме от 15.10.2013 N 17321/20У, и об обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, Северный район, (2 часть) с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) определением от 04.03.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - Департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.12.2014 решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 отменены, дело N А51-1554/2014 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
При новом рассмотрении дела определением от 16.03.2015 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрацию Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ОАО "ДГК" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы её податель приводит доводы о том, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка. Отмечает, что основания для отказа в предоставлении услуги, предусмотренные пунктом 2.8 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", в рассматриваемом случае отсутствуют. Кроме того, отмечает, что судом первой инстанции не приняты во внимание пояснения общества в обоснование доводов о нарушении прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие третьих лиц по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель ОАО "ДГК" доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель УГА администрации г. Владивостока в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях с доводами жалобы не согласилась, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
На основании статьи 163 АПК РФ судебная коллегия определила объявить перерыв в судебном заседании 22.06.2015 до 29.06.2015 до 14 час. 55 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, с участием представителя УГА администрации г. Владивостока, которая поддержала изложенную ранее позицию.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 25-АА N 778451, выданному Главным управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому края 31.12.2006 (регистрационная запись 25-25-01/212/2006-248), ОАО "ДГК" на праве собственности принадлежит производственно-тепловой комплекс Северного района г.Владивостока в составе: теплотрасса от РК (Т1), магистральные тепловые сети (лит.Т2), теплотрасса по ул.Русская (Т3), магистральные тепловые сети (Т5), магистральные тепловые сети (Т6), теплотрасса (Т8), теплотрасс (по ул.Бородинской (лит.Т9), теплосеть с тепловым узлом (лит.Т10), теплотрасса N 29 ТЦ "Снеговая" - ТНС (лит.Т12), паротрасса ТЦ "Снеговая" - УТ (лит.Т13), расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Северный район, кадастровый или условий номер 25:28:000000:00:05001/0.
03.06.2013 общество обратилось в УГА администрации г. Владивостока с заявлением N 05-41-50/13, в котором просило согласовать ОАО "ДГК" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, Северный район (2 часть).
15.10.2013 письмом N 17321/20У Управление ответило отказом на вышеуказанное обращение, указав, что ОАО "ДГК", согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.12.2006 N 778415, является собственником ряда объектов недвижимости, в связи с чем обществу необходимо сформировать земельный участок под каждый объект недвижимости отдельно.
Не согласившись с полученным ответом Управления, посчитав, что его действия, выразившиеся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей ОАО "ДГК", УГА администрации г. Владивостока, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 1 статьи 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
По смыслу указанных положений ЗК РФ, приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.
Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность или в аренду по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, действовавшей в период спорных правоотношений, исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Порядок исполнения органом местного самоуправления предоставленных пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ (в действовавшей в период спорных правоотношений, полномочий по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в спорный период был установлен Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее по тексту - Регламент), утверждённым постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596.
Согласно пункту 2.2. Регламента, предоставление указанной муниципальной услуги осуществляется администрацией города Владивостока в лице УГА администрации г. Владивостока.
Пунктом 3.4 Регламента установлено, что при утверждении схемы расположения земельного участка для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости заявление поступает в отдел градостроительного межевания для осуществления проверки схем в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории, литерных схем, технических паспортов на здания, сооружения.
Документы также передаются в отдел инженерных сетей для осуществления проверки ограничений, границ красных линий.
После проверки всех градостроительных ограничений документы передаются в отдел обеспечения ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности для внесения границ испрашиваемого земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.
Затем документы поступают в отдел подготовки распорядительных документов для подготовки проекта распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка или мотивированного отказа.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, однако данная обязанность не является безусловной, функции органов местного самоуправления по утверждению схем расположения земельных участков не сводятся только к технической работе, так как при утверждении схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления должен обеспечить соблюдение норм действующего законодательства РФ, в том числе градостроительных норм и правил, условий зонирования территории, а также обеспечить отсутствие наложения границ земельных участков на участки смежных землепользователей, не нарушая при этом прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Осуществляя функции органа территориального планирования, УГА администрации г. Владивостока обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.
Как следует из материалов дела, ОАО "ДГК" на праве собственности принадлежит производственно-тепловой комплекс Северного района г. Владивостока в составе: теплотрасса от РК (Т1), магистральные тепловые сети (лит.Т2), теплотрасса по ул.Русская (Т3), магистральные тепловые сети (Т5), магистральные тепловые сети (Т6), теплотрасса (Т8), теплотрасс (по ул.Бородинской (лит.Т9), теплосеть с тепловым узлом (лит.Т10), теплотрасса N 29 ТЦ "Снеговая" - ТНС (лит.Т12), паротрасса ТЦ "Снеговая" - УТ (лит.Т13), расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Северный район, кадастровый или условий номер 25:28:000000:00:05001/0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА N 778451.
В целях получения в аренду земельного участка, находящегося под производственно-тепловым комплексом Северного района г. Владивостока, состоящим из вышеуказанных объектов, и необходимого для его эксплуатации, заявитель обратился в Управление с заявлением N 05-41-50/13 об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 11.530 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, Северный район (2 часть).
Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) следует, что линейные объекты - это такие сооружения, как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что общество является собственником линейных объектов, входящих в состав производственно-теплового комплекса Северного района г. Владивостока.
Как установлено пунктом 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
Аналогичное положение закреплено в пункте 3 части 4 статьи 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу части 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из последовательного толкования приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что земельный участок представляет собой единый объект, любая из частей которого примыкает к какой-либо иной его части.
Образование земельного участка состоящего из нескольких не соприкасающихся друг с другом участков поверхности земли, разделенных другими участками поверхности, является примером чересполосицы или вкрапливания, недопустимость которых прямо указана в статье 11.9 ЗК РФ.
Из имеющейся в материалах дела схемы расположения испрашиваемого земельного участка (т.1, л.д. 48) следует, что ОАО "ДГК" испрашивает расположенные на значительной территории участки земли, часть из которых соприкасается друг с другом, а другая часть не имеет соприкосновения. При этом, имеются разрывы и между другими указанными в схеме участками поверхности земли.
Между тем, линейный характер объекта сам по себе не влечет обязательности образования земельного участка на всем его протяжении. Кроме того, испрашивая земельный участок под единый комплекс, ОАО "ДГК" не указывает в составе этого комплекса здание общей площадью 258,2 кв. м по адресу: г. Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 130А, которое согласно свидетельству о регистрации также входит в состав производственно-теплового комплекса.
Как верно отметил суд первой инстанции и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что заявитель, ссылаясь на наличие в его в собственности линейных сооружений, поименованных в свидетельстве о государственной регистрации права от 31.12.2006 серии 25-АА N 778451, представляющих собой единый производственно-тепловой комплекс, обращался в уполномоченный орган с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков в целях эксплуатации отдельных составляющих указанного комплекса. С учетом соблюдения всех предусмотренных процедур, данные земельные участки были предоставлены обществу в аренду.
Так, на основании договора от 02.07.2010 N 04-Ю-10316 обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:040012:0275 в целях дальнейшей эксплуатации бойлерной к складу общей площадью 54,8 кв. м по адресу: г. Владивосток, ул. Метельная, 6а.
Договором от 01.12.2009 N 05-Ю-11427 обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:28:050052:0163 в целях дальнейшей эксплуатации здания общей площадью 258,2 кв. м (лит.А), этажность 2 по адресу г. Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 130 А.
Кроме того, между Департаментом и ОАО "ДГК" заключен договор от 13.05.2014 N 04-Ю-18756, согласно которому последнему предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:28:040003:472 в целях дальнейшей эксплуатации теплотрассы N 1 производственно-теплового комплекса Северного района г. Владивостока в составе: участок теплотрассы по ул. Русской (лит.Т4), теплотрасса (лит.Т7), теплотрасса (лит.Т11).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у УГА администрации г. Владивостока правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка общей площадью 11.530 кв. м на кадастровом плане территории в связи с ее несоответствием требованиям статьи 11.9 ЗК РФ.
Следует отметить, в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ законодатель прямо предусмотрел, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, из имеющихся в материалах дела схемы расположения земельного участка и приложенных к ней планшетов усматривается, что в границах спорного земельного участка имеются объекты, не относящиеся к принадлежащим обществу объектам тепловой сети.
Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является одним из этапов предоставления участка в аренду.
Положениями статей 9, 29 ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления органами государственной власти в аренду земельных участков, свободных от прав третьих лиц.
Таким образом, в результате утверждения заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка могут быть созданы препятствия к пользованию объектами, принадлежащими третьим лицам, а также нарушены права и законные интересы собственников объектов, имеющих в порядке положений статьи 36 ЗК РФ, преимущественное право на оформление земельного участка под данными объектами.
Довод заявителя жалобы о том, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка, суд апелляционной инстанции находит ошибочным, поскольку наличие законного запрета (препятствий) по использованию спорного земельного участка в испрашиваемых целях, выявленное на стадии утверждения схемы его расположения, исключает необходимость проведения последующих процедур по оформлению земельного участка: выполнение за счет заявителя кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет; публикация сведений о предоставлении земельного участка в аренду; решение Департаментом вопроса о возможности (невозможности) предоставления земельного участка, поскольку это не только объективно не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, но и повлечет необоснованные затраты как заявителя, так и уполномоченных органов.
Также является обоснованным довод Управления о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок частично находится в границах красных линий автодороги, что также препятствует утверждению схемы испрашиваемого земельного участка ввиду следующего:
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территориями общего пользования законодатель определил территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в пользовании конкретного лица.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат отчуждению.
Принимая во внимание, что спорный участок расположен в границах красных линий автодорог, утверждение обществу схемы расположения спорного земельного участка и дальнейшее предоставление участка в аренду приведет к нарушению публичных интересов неограниченного круга лиц, а также создаст препятствия к планируемому расширению и (или) реконструкции автодороги.
Согласно действующему земельному законодательству, целью утверждения схемы его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является последующее выполнение кадастровых работ, постановка на кадастровый учет и предоставление сформированного земельного участка заинтересованному лицу. Утверждение схемы земельного участка в границах, в которых он не может быть использован по целевому назначению, указанному заявителем, противоречит целям процедур приобретения прав на земельный участок, установленных законодательством.
Нахождение участка в границах красных линий препятствует дальнейшему формированию земельного участка и исключает целесообразность утверждения обществу схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Заявитель испрашивает многоконтурный земельный участок, границы которого невозможно установить путем визуального осмотра, представленного в материалы дела проекта схемы расположения земельного участка, на котором отсутствуют какие-либо сооружения, строения, принадлежащие заявителю на праве собственности.
В рассматриваемом случае вопрос оформления земельного участка, занятого в том числе, подземными сооружениями, не соответствует принципам гражданского и земельного законодательства.
Факт наличия в перечне принадлежащего обществу имущества объектов недвижимости - теплотрассы, часть из которых расположена, в том числе, и под землей. Данный факт по существу не оспаривался и самим ОАО "ДГК". при этом последний полагает, что данное обстоятельство не могло послужить основанием для отказа в формировании испрашиваемого земельного участка.
Однако, обществом не учтено следующее:
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. В соответствии со статьей 11.1 Кодекса земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Перед тем, как стать объектом земельных отношений, земельный участок должен быть сформирован в соответствии с законодательством - т.е. необходимо пройти кадастровый учет, определить границы земельного участка.
Буквальное прочтение пункта 1 статьи 36 ЗК РФ показывает, что исключительное право на приватизацию земельных участков либо приобретение их в аренду имеют лица, имеющие на вещном праве здания, строения и сооружения, расположенные на земельных участках.
В рассматриваемом случае часть теплотрассы проходит под землёй. Указанное обстоятельство, по мнению судебной коллегии, исключает возможность оформления земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ, поскольку заявитель испрашивает земельный участок, в том числе, на котором сооружений не имеется.
При этом, коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить, что факт нахождения на испрашиваемом земельном участке линейного объекта, пролегающего под землей, налагает на данный участок определенный режим его использования, который обязывает юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность на земельных участках, под которыми проходят теплотрассы, обеспечивать их сохранность и беспрепятственный доступ собственника к этим линиям для ведения работ на них.
Обслуживание производственно-теплового комплекса не носит постоянного (регулярного характера), в связи с чем при наличии необходимых условий Обществом может быть оформлено в установленном порядке соответствующее ограничение (обременение). Такая возможность установлена абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Иной подход к вопросу оформления земельных участков, занятых подземными линейными сооружениями, не соответствует общим принципам гражданского и земельного законодательства.
Что касается ссылки Общества на то, что основания для отказа в предоставлении услуги, предусмотренные пунктом 2.8 Регламента, в рассматриваемом случае отсутствуют, то отклоняя её, коллегия отмечает следующее:
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются:
1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю;
2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Действительно, указанные обстоятельства не являлись основанием вынесения оспариваемого отказа.
Между тем, УГА администрации г. Владивостока письмом от 15.10.2013 отказало в утверждении схемы по мотиву необходимости формирования земельных участков под каждый объект недвижимости отдельно, что не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа, учитывая наличие вышеуказанных препятствий для утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для утверждения обществу схемы земельного участка общей площадью 11.530 кв. м в испрашиваемых границах, в связи с явным несоответствием такой схемы требованиям статьи 36 ЗК РФ и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое Управление решение в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
При этом обществом не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку оно не утратило право на приобретение земельного участка для вышеуказанных целей с соблюдением действующих норм и в установленном порядке.
При изложенных обстоятельствах, действия УГА администрации г. Владивостока, выразившиеся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенные в письме от 15.10.2013 N 17321/20У, являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с частью 6 статьи 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) осуществляет администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края.
Согласно пункту 2.1.1.9 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, уполномоченным органом исполнительной власти, обладающим соответствующей компетенцией по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков, находящихся в собственности и ведении Приморского края, на кадастровом плане территории, является Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Поскольку заявителю отказано в удовлетворении требования о признании незаконными действий Управления, а также учитывая отсутствие в настоящее время у УГА администрации г. Владивостока полномочий по утверждению схем земельных участков, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для понуждения Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в г. Владивостоке, Северный район, (2 часть) с целью приобретения права аренды на указанный земельный участок.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1.500 рублей относятся судом на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из федерального бюджета как излишне уплаченные в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2015 по делу N А51-1554/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.12.2005) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одной тысячи пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 15953 от 14.05.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1554/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Россия, 690091, г. Владивосток, Приморский край, ул.Фадеева, 47а
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4871/15
16.04.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1554/14
16.12.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5524/14
11.09.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10834/14
25.06.2014 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1554/14