г. Саратов |
|
07 июля 2015 г. |
Дело N А12-10324/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (400120, г. Волгоград, ул. Череповецкая, д. 11, оф. 4, ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 мая 2015 года по делу N А12-10324/2015, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Наумова М.Ю.),
по заявлению открытого акционерного общества "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (400120, г. Волгоград, ул. Череповецкая, д. 11, оф. 4, ОГРН 1033400476757, ИНН 3445061691)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (400062, г. Волгоград, ул. им. Богданова, д. 2, ОГРН 1043400495500, ИНН 3446858585)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (далее - ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган, налоговый орган) от 13 февраля 2015 года N 034-60-Ю-015 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 84 95228 5, N410031 84 95227 8, N410031 84 95229 2. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 05 июня 2015 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании поручения от 18 декабря 2014 года N 108 налоговым органом в отношении ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" проведена проверка по вопросу соблюдения платёжным агентом, банковским платёжным агентом и банковским платёжным субагентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а также по использованию платёжным агентом, поставщиком, банковским платёжным агентом и банковским платёжным субагентом специальных банковских счетов для осуществления расчётов за период с 18 октября 2014 года по 18 декабря 2014 года.
В ходе проверки установлено, что денежные средства за жильё и коммунальные услуги, принятые федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") от физических лиц в сумме 36 469 740,62 рубля в соответствии с договором от 01 января 2004 года N 57 на приём платежей за жильё и коммунальные услуги, формировались на специальном счёте N 40821810400390000001 ФГУП "Почта России" и перечислялись на расчётные счета ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" N 40702810400500542307 и N 40702810300500642307, открытые в Волгоградском филиале Банка "Возрождение" (ОАО) в г. Волгограде. При этом у ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" отсутствует специальный банковский счёт для осуществления соответствующих расчётов и зачисления на него полученных от плательщиков денежных средств.
Таким образом, денежные средства в сумме 36 469 740,62 рубля не зачислены ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" на специальный банковский счёт.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем частей 14, 15 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами" (далее - Федеральный закон от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ).
Административным органом допущенное нарушение квалифицировано по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как неиспользование платёжным агентом специального банковского счёта для осуществления расчётов.
30 января 2015 года в присутствии представителя заявителя по доверенности от 30 января 2015 года Яблочкина С.А. составлен протокол N 034-60-Ю-015, которым зафиксировано допущенное правонарушение (т.1 л.д.45, 53).
13 февраля 2015 года административным органом вынесено постановление N 034-60-Ю-015 о привлечении ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (т.1 л.д.14-19). О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещён надлежащим образом, что подтверждено материалами дела (т.1 л.д.55-56).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК", соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
По мнению заявителя, изложенному в апелляционной жалобе, ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" не является субъектом вменённого правонарушения - платёжным агентом, поскольку не осуществляет непосредственного приёма денежных средств от плательщиков (физических лиц). Платежи за жильё и коммунальные услуги непосредственно от населения в силу договора от 01 января 2004 года N 57 принимает ФГУП "Почта России". У ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" отсутствует обязанность по открытию специального банковского счёта.
Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ, банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платёжной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а равно неиспользование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения в области финансов, налогов и сборов.
Объективной стороной правонарушения является в том числе неиспользование платёжными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов.
Субъектом правонарушения является в том числе платёжный агент.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103- ФЗ, данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В пунктах 1-5 статьи 2 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ определены следующие понятия:
поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с данным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платёжному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платёжный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц. Платёжным агентом является оператор по приёму платежей либо платёжный субагент;
оператор по приёму платежей - платёжный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц;
платёжный субагент - платёжный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приёму платежей договор об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ под деятельностью по приёму платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признаётся приём платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платёжным агентом последующих расчётов с поставщиком.
Согласно частям 14, 15 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ, платёжный агент при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт (счета) для осуществления расчётов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приёме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета).
Из материалов дела следует, что между ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" и муниципальным унитарным предприятием "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "ВКХ") заключён агентский договор от 15 июня 2009 года N 210/17/пр-09, в соответствии с которым ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" (Агент) по поручению и за вознаграждение, за счёт МУП "ВКХ" (Принципал) обязуется производить информационно-вычислительные работы по расчётам за горячее водоснабжение и тепловую энергию на отопление, а также заключить договоры с уполномоченными организациями на приём платежей от населения за горячее водоснабжение и тепловую энергию на отопление по адресно-именным единым платёжным документам (далее - АИЕПД).
Согласно пункту 2.2.10 договора Агент обязан получать на свой расчётный счёт денежные средства, принятые уполномоченными организациями от населения за горячее водоснабжение и тепловую энергию на отопление по АИЕПД, и перечислять Принципалу в течение трёх банковских дней с момента их поступления от уполномоченных организаций. В АИЕПД в качестве получателя денежных средств указывать ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК".
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер вознаграждения Агента по договору составляет 1,76% с учётом НДС от суммы начисления за горячее водоснабжение и тепловую энергию на отопление с учётом мер социальной поддержки.
В соответствии с условиями агентского договора от 04 июня 2009 года N 195, заключённого между ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" и муниципальным унитарным предприятием "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Городской водоканал г. Волгограда"), ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" (Агент) по поручению и за вознаграждение, за счёт МУП "Городской водоканал г. Волгограда" (Принципал) обязуется производить информационно-вычислительные работы по расчётам за услуги водоснабжения и водоотведения с населением частных домовладений, а также заключить от своего имени договоры с уполномоченными организациями на сбор платежей с населения частных домовладений за услуги водоснабжения и водоотведения по АИЕПД.
Согласно пункту 2.1.9 указанного договора, Агент обязан получать на свой расчётный счёт денежные средства, собранные уполномоченными организациями с населения частных домовладений за услуги по водоснабжению и водоотведению, и перечислять на расчётный счёт Принципала в течение трёх банковских дней с момента их поступления от уполномоченных организаций.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер вознаграждения Агента по договору определяется калькуляцией (приложение N 3 к договору).
Между ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" и обществом с ограниченной ответственностью "Жильё 64" (далее - ООО "Жильё 64") заключён агентский договор от 02 июня 2014 года N 49/2014, в соответствии с которым ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" (Агент) по поручению и за вознаграждение, за счёт ООО "Жильё 64" (Принципал) обязуется производить информационно-вычислительные работы по расчётам с населением за жилищно-коммунальные услуги, капитальный ремонт, установку ОДПУ, а также осуществлять сбор (перевод) платежей с населения г. Волгограда через уполномоченные организации.
Согласно пункту 2.1.5 договора, Агент обязан получать на свой расчётный счёт денежные средства, принятые уполномоченными организациями от населения за жилищно-коммунальные услуги, капитальный ремонт, установку ОДПУ по АИЕПД.
В соответствии с пунктом 3.1 договора размер вознаграждения Агента по сбору (переводу) платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги, капитальный ремонт составляет 1,18 %, в том числе НДС, от суммы принятых платежей.
Из материалов дела следует, что по договору от 01 января 2004 года N 57 на приём платежей за жильё и коммунальные услуги ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" (Заказчик) поручает ФГУП "Почта России" (Исполнитель) исполнение обязательств по приёму платежей через городские учреждения Исполнителя за жильё и коммунальные услуги от населения по АИЕПД.
Согласно пункту 2.1.5 договора, Исполнитель обязуется производить перечисление полученных денежных средств на расчётные счета Заказчика в течение четырёх банковских дней со дня поступления.
На основании изложенного суды обеих инстанций пришли к выводу, что ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" является оператором по приёму платежей (платёжным агентом) в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ.
В части 4 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ установлен запрет на приём платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счёт, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного Федерального закона.
Факт неиспользования ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" специального банковского счёта при осуществлении расчётов при приёме платежей подтверждён материалами дела. Доказательств обратного в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы заявителя, использование ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" для непосредственного приёма денежных средств услуг сторонних организаций (например, ФГУП "Почта России"), которые в дальнейшем перечисляют поступившие от населения денежные средства, не освобождает оператора (платёжного агента) от обязанности по зачислению денежных средств на специальный банковский счёт. Доказательств невозможности открытия специального банковского счёта заявителем в материалы дела не представлено.
Установление в части 16 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ закрытого перечня операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счёту, и в части 17 статьи 4 Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ запрета на осуществление других операций по специальному банковскому счёту направлено на защиту и сохранность денежных средств, являющихся платежами населения и имеющих строго целевое назначение. При выполнении требований Федерального закона от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ по открытию специального банковского счёта находящиеся на нём денежные средства не могут быть признаны денежными средствами должника и подвергнуты притязаниям третьих лиц.
Выявленное проверкой нарушение свидетельствует о наличии в бездействии ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" состава вменённого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя во вменённом правонарушении налоговым органом доказана.
Инспекция обоснованно привлекла ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции отсутствуют.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.05.2015 по делу N А12-10324/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10324/2015
Истец: ОАО "ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области