г. Ессентуки |
|
8 июля 2015 г. |
Дело N А63-12244/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Цигельникова И.А.,
судьи: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Монокристалл" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2015 по делу N А63-12244/2014 (судья Макарова Н.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Монокристалл" (г. Ставрополь, ОГРН 1082635014263, ИНН 2635116509), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю (г. Ставрополь) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю от 27.06.2014 N 51079 о привлечении ЗАО "Монокристалл" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Монокристалл" - представитель Богославская О.Ю. по доверенности от 28.10.2014,
в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Монокристалл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю (далее - Инспекция) о признании незаконным решения от 27.06.2014 N 51079 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2015 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции от 27.06.2014 N 51079 в части применения штрафных санкций в сумме 300256,4р, в остальной части требований Общества - отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого решения Инспекции в части начисления суммы уплаты земельного налога и пени. В части начисления штрафа суд первой инстанции пришел к выводу о возможности его снижения до 50000р.
Считая решение суда незаконным и необоснованным, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция возражает по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Общества, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Инспекции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком земельного налога.
28.01.2014 Обществом по каналам электронной связи в адрес Инспекции представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 16.05.2014 N 36907.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 16.05.2014 N 36907 Инспекцией вынесено решение от 27.06.2014 N 51079 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 1858102р, исчислены в соответствии со ст. 75 НК РФ пени по земельному налогу в размере 61258,37р, также Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в размере 350256,40р.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 05.09.2014 N 07-20/014295 решение Инспекции от 27.06.2014 N 51079 оставлено без изменения, а жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением Инспекции 27.06.2014 N 51079, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования Общества, исходил следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ налоговая база определена как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, Общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в установленном законом порядке.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012.
Общество, руководствуясь данным приказом, задекларировало кадастровую стоимость по земельному участку 26:12:10402:53 в размере 13243001,00р; по земельному участку 26:12:10402:54 в размере 17239602,00р; по земельному участку 26:12:10402:55 в размере 683698,00р; по земельному участку 26:12:10402:445 в размере 25599105,00р; по земельному участку 26:12:10402:444 в размере 9640028,00р; по земельному участку 26:12:010402:1983 в размере 189395,00р; по земельному участку 26:12:010402:1984 в размере 1166749,00р; по земельному участку 26:12:010402:1985 в размере 23224727,00р; по земельному участку 26:12:010402:1986 в размере 206647,00р; по земельному участку 26:12:010402:1987 в размере 808211,00р.
Инспекцией в ходе камеральной проверки установлено, что Обществом по пяти земельным участкам с кадастровыми номерами 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445, 26:12:010402:444 занижена кадастровая стоимость, в связи с чем ему доначислен земельный налог в размере 1858102,00 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной на основании кадастровых справок по состоянию на 01.01.2013, полученных из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010402:0053 равна 15741552,00р, кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010402:0054 равна 125209110,51р (округлено налоговым органом до 125209111,00р), кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010402:0055 равна 3410178,53р (округлено налоговым органом до 3410179,00р), кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010402:445 равна 127684274,48р (округлено налоговым органом до 127684274,00р), кадастровая стоимость земельного участка 26:12:010402:444 равна 48082930,56р (округлено налоговым органом до 48082931,00р).
В приказе Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" указано на вступление его в силу с 01.01.2013, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.05.2014 N 2868/14, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2011 N 165-0-0 и постановлении от 02.07.2013 N 17-П указывали, что нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 НК).
Из содержания приказа от 25.12.2012 N 2013 не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки).
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012, утвержденные Приказом от 25.12.2012 N 2013, подлежат применению только с 01.01.2014, т.е. с начала нового налогового периода.
Вывод Общества о возникновении у него в 2013 году права на уплату земельного налога в измененном размере ранее принятия нормативно-правового акта компетентным органом является ошибочным.
Земельный налог за 2013 год определяется исходя их кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013. Определение налоговой базы по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельных участков на 03.06.2013 противоречит правилам, установленным статьей 391 НК РФ. Сведения о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445, 26:12:010402:444 являются образованными в течение налогового периода для того, чтобы кадастровая стоимость могла быть определена на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет, Обществом не представлены. Из содержания кадастровых справок это также не следует.
Инспекцией предоставлены в материалы дела кадастровые справки филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю о кадастровой стоимости земельных участков с номерами 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445, 26:12:010402:444 с указанием даты, по состоянию на которую кадастровая стоимость предоставляется, - по состоянию на 01.01.2013. Содержащаяся в указанных кадастровых справках кадастровая стоимость земельных участков с номерами 26:12:010402:0053, 26:12:010402:0054, 26:12:010402:0055, 26:12:010402:445, 26:12:010402:444 применена налоговым органом для определения налоговой базы по земельному налогу Общества за 2013 год, в связи с чем налоговым органом обоснованно применена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года, являющегося налоговым периодом, то есть по состоянию на 01.01.2013.
Принимая во внимание изложенное, решение Инспекции от 27.06.2014 N 51079 в части доначисления Обществу земельного налога за 2013 год в размере 1858102,00р правомерно признано судом первой инстанции соответствующим нормам Налогового кодекса РФ. Также признано правомерным доначисление Инспекцией недоимки по земельному налогу в размере 61258,37р за несвоевременную уплату земельного налога.
В части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 350256,40р суд первой инстанции пришел к выводу о возможности его снижения по следующим основаниям.
Обществом в судебном заседании устно заявлено ходатайство о применении смягчающих ответственность обстоятельств со ссылкой на то, что оно является добросовестным налогоплательщиком, своевременно исполняющим налоговые обязательства; непреднамеренность, отсутствие вины общества в совершении налогового правонарушения, выраженные в неумышленном занижении налогооблагаемой базы, в связи с тем, что налогоплательщиком применена кадастровая стоимость на основании приказа, распространяющего, по его мнению, обратную силу на предыдущие налоговые периоды.
Из содержания решения Инспекции от 27.06.2014 N 51079 усматривается, что смягчающие ответственность обстоятельства не установлены. Управлением Федеральной налоговой службы России по Ставропольскому краю в решении 05.09.2014 N 07-20/014295 обстоятельства, смягчающие ответственность, не оценивались.
Между тем при рассмотрении материалов дела судом первой инстанции установлены обстоятельства, смягчающие ответственность Общества, а именно: добросовестность налогоплательщика в отношении своевременного исполнения налоговых обязательств; заблуждение налогоплательщика в отношении порядка применения приказа N 203 и, как следствие, занижение налоговой базы при исчислении земельного налога, что свидетельствует об отсутствии прямого умысла налогоплательщика на занижение налоговой базы по земельному налогу.
Обстоятельства, отягчающие ответственность Общества, судом первой инстанции не установлены.
Поскольку Инспекцией при привлечении Общества к ответственности за нарушение налогового законодательства не учтены смягчающие ответственность обстоятельства и не применены принципы справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможном снижения штрафа до 50000р.
Доводы апелляционной жалобы Общества не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2015 по делу N А63-12244/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12244/2014
Истец: ЗАО "МОНОКРИСТАЛЛ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 12 по СК
Третье лицо: Богославская Ольга Юрьевна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому