г. Саратов |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А06-11549/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Грабко Олега Владимировича, Самохваловой Анны Юрьевны,
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гурьяновой Натальей Николаевной,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФНС России, в лице управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, 414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, 10,
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 29 апреля 2015 года по делу N А06-11549/2014, судья Колбаев Р.Р.,
по требованию ФНС России, г. Москва, ул. Неглинная, 23,
о включении в реестр требований кредиторов
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) МУП "Камызякское ЖКХ", 416340, Астраханская область, г. Камызяк, ул. Тараканова, 4, ИНН 3005311164, ОГРН 1073023001776,
в ходе судебного заседания судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 12 час.45 мин. 29.06.2015 до 14 час. 55 мин.06.07.2015
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области, в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия
"Камызякское ЖКХ" (далее - МУП "Камызякское ЖКХ" (ИНН 3005311164, ОГРН 1073023001776, 416340, Астраханская область, г. Камызяк, ул. Тараканова, 4), должник), обратилась ФНС России (далее - уполномоченный орган), с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 582296,13 руб.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 29.04.2015 отказано во включении требований ФНС России в размере 582296,13 руб. в реестр требований кредиторов МУП "Камызякское ЖКХ".
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Астраханской области от 29.04.2015.
Уполномоченный орган в апелляционной жалобе указывает на свое несогласие с выводом суда первой инстанции о текущем характере заявленных требований, поскольку требования были заявлены за месяцы, предшествовавшие дате возбуждения дела о банкротстве (октябрь, ноябрь 2014 года).
Апелляционный суд, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд находит, что обжалуемое определение суда первой инстанции следует отменить, заявление уполномоченного органа и апелляционную жалобу - удовлетворить.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с частью 10 статьи 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": "Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, о размере и об очередности удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам или об уплате обязательных платежей, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом".
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, определением Арбитражного суда Астраханской области от 11.02.2015 в отношении МУП "Камызякское ЖКХ" введено наблюдение.
Информационное сообщение о введении наблюдения и о порядке предъявления кредиторами своих требований опубликовано в издании "КоммерсантЪ" N 40 от 07.03.2015.
В силу п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Данные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Заявление ФНС России о включении требований в сумме 582296,13 руб. в реестр кредиторов поступило в суд 03.04.2015, с соблюдением срока для включения требований в реестр.
Требования кредитора основаны на задолженности МУП "Камызякское ЖКХ" по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2014 года, согласно расчету и требованиям за октябрь и ноябрь 2014 года.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о текущем характере заявленных требований, посчитав, что налоговый период по страховым взносам, указанным уполномоченным органом в заявлении, окончен в 4 квартале 2014 года; дело о банкротстве возбуждено судом 25.12.2014; на 25.12.2014 налоговый период не истек, обязанность МУП "Камызякское ЖКХ" по уплате страховых взносов не возникла, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления уполномоченного органа.
Апелляционный суд находит вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку спорные суммы страховых взносов начислены за период, окончившийся до возбуждения дела о банкротстве.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства и обязательства по уплате обязательных платежей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что текущими являются только те денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Требования заявителя связаны с наличием у должника задолженности по страховым взносам, порядок и сроки уплаты которых регулируются положениями Закона о страховых взносах.
Согласно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с п. 3 - 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение отчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Частью 4 статьи 15 названного Закона предусмотрено, что ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам следует исходить из следующего: если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим.
Указанная правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит применению с учетом специфики исчисления страховых взносов.
В данном случае также следует руководствоваться пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 37 "О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N37), в соответствии с которым, требования об уплате должником сумм страховых взносов, начисленных до возбуждения дела о банкротстве, относятся к реестровым требованиям третьей очереди и предъявляются в деле о банкротстве уполномоченным органом.
В силу абзаца второго пункта 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N37 приведенные разъяснения применяются в процедурах банкротства, введенных после размещения данного постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (11.07.2014).
Как установлено апелляционным судом, заявление о признании должника банкротом принято 25.12.2014; т.е. после размещения на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 37.
На основании изложенного, страховые взносы в заявленном размере подлежат удовлетворению в третью очередь.
Судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учтено, что поскольку исчисление данных взносов производится нарастающим итогом, то в качестве текущих подлежат взысканию только платежи, определяемые как разница между суммой взносов, исчисленной по итогам года, и суммой, рассчитанной за период с начала года и по месяц, предшествующий дате возбуждения дела о банкротстве, включительно.
Исследуя обстоятельства дела, апелляционный суд установил, что дело о банкротстве возбуждено 25.12.2014, спорная задолженность образовалась до указанной даты, следовательно, не могла быть отнесена к текущим платежам и подлежала включению в реестр требований кредиторов.
Как усматривается из материалов дела, одновременно с требованиями от 12.03.2015 N91 и от 27.02.2015 N 04000540021078 уполномоченным органом был представлен суду расчет, подтверждающий начисленные в требовании суммы недоимки и пени с отражением обязательных данных о дате возникновения недоимки, сумме задолженности, по которой начислены пени, периоде начисления и ставках пеней. Суммы задолженности в требовании подтверждены и совпадают с представленным должником отчетом РСВ-1 за отчетный период - 2014 год.
Согласно расчету заявителя и реестру платежей спорный долг образовался за расчетный период - октябрь- ноябрь 2014 года, размер пени исчислен до даты введения наблюдения.
В рассматриваемом случае факт наличия задолженности в размере 498002 руб. 15 коп. недоимки, 84293 руб. 98 коп. пени. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за - октябрь - ноябрь 2014 года, подтверждается материалами дела, в том числе: требованиями от 12.03.2015 N91 и от 27.02.2015 N 04000540021078, реестром платежей, расчетом задолженности.
Доказательства оплаты вышеуказанной задолженности в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, имеющаяся в материалах дела информация позволяет идентифицировать период, за который уполномоченным органом производен расчет заявленных требований, как предшествующий дате возбуждения дело о банкротстве должника.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Закона о страховых взносах требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 3, 4 п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном НК РФ, то, соответственно, выставление должнику требования об уплате налога не является необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что поскольку с 25.12.2014; в отношении должника введена процедура наблюдения, то исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", сам по себе факт направления или не направления указанных требований должнику не имеет правового значения для настоящего спора.
Определяя момент возникновения данной обязанности для квалификации соответствующего требования в качестве текущего или подлежащего включению в реестр требований кредиторов, суд первой инстанции необоснованно не учел то обстоятельство, что спорная сумма была начислена за октябрь- ноябрь 2014 года (за период, окончившийся до возбуждения дела о банкротстве).
Как было разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2013 N16801/12, размещенном на сайте ВАС РФ 08.08.2013, правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженная в пункте 9 Постановления N 25, подлежала применению судом, с учетом указанной специфики исчисления страховых взносов. Поскольку исчисление данных взносов производится нарастающим итогом, то в качестве текущих подлежали взысканию только платежи, определяемые как разница между суммой взносов, исчисленной по итогам года, и суммой, рассчитанной за период с начала года и по месяц, предшествующий дате возбуждения дела о банкротстве, включительно.
Дело о банкротстве МУП "Камызякское ЖКХ" возбуждено 25.12.2014, следовательно, спорная задолженность, образовавшаяся до указанной даты, не является текущей и подлежит включению в реестр требований кредиторов.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение следует отменить, апелляционную жалобу- удовлетворить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования уполномоченного органа, признать обоснованными и включить в реестр требований кредиторов должника требование ФНС России в размере 582296,13 руб., а именно: 498002 руб. 15 коп. недоимки, 84293 руб. 98 коп. пени.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение об установлении требований кредитора государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 29 апреля 2015 года по делу N А06-11549/2014 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять новый судебный акт.
Включить требования ФНС России в третью очередь реестра требований кредиторов МУП "Камызякское ЖКХ" в размере 582296,13 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в кассационном порядке в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший определение.
Председательствующий |
Г.И. Агибалова |
Судьи |
А.Ю. Самохвалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11549/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 мая 2018 г. N Ф06-31896/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: МУП "Камызякское ЖКХ"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N5 по Астраханской области, УФНС России по Астраханской области
Третье лицо: Администрация МО "Камызякский район" Астраханской области, Астраханский областной суд, временный управляющий Чернышов Алексей Васильевич, НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Лига", ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", Управление РосРеестра по Астраханской области, Временный управляющий Чернышов А. В., Межрайонная ИФНС России N5 по Астраханской области, УФНС России по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11549/14
23.05.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-31896/18
18.01.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13189/17
08.08.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11549/14
17.05.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4401/17
30.05.2016 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11549/14
25.08.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-11549/14
08.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5455/15