г. Саратов |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А57-27239/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод "Проммаш"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 апреля 2015 года по делу N А57-27239/2014 (судья Землянникова В.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Завод "Проммаш" (410005, г. Саратов, ул. Астраханская, 87, ИНН 6452042857, ОГРН 1026402671327)
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (410001, г. Саратов, ул. им. Бирюзова С.С., 7А, ИНН 6452907236, ОГРН 1046405041913)
о признании незаконным решения N 7672 от 04.07.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Завод "Проммаш" - Слеповой Т.А., действующей по доверенности N 4-01/15 от 13.02.2015, Силаевой Е.С., действующей по доверенности N 1-01/2015 от 12.01.2015, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Анисимовой Л.С., действующей по доверенности N 04-11/032 от 30.12.2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Завод "Проммаш" (далее - ОАО "Завод "Проммаш", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области N 7672 от 04.07.2014.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 апреля 2015 года по делу N А57-27239/2014 в удовлетворении требований ОАО "Завод "Проммаш" отказано.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Завод "Проммаш" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители открытого акционерного общества "Завод "Проммаш", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, ОАО "Завод "Проммаш" 23.01.2014 представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой налог к уплате исчислен в сумме 633 101 руб.
В период с 03.02.2014 по 05.05.2014 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, по результатам которой составлен акт от 19.05.2014 N 52019, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения акта и иных материалов налоговой проверки налоговым органом вынесено решение от 04.07.2014 N 7672 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ОАО "Завод "Проммаш" доначислен к уплате земельный налог за 2013 год в размере 634 650 руб. (т. 2 л.д. 13).
Не согласившись с вынесенным налоговым орган решением, ОАО "Завод "Проммаш" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Саратовской области.
Решением Управления от 11.09.2014 решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 04.07.2014 N 7672 оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р вступило в силу со дня его официального опубликования (11.01.2013), следовательно, налогоплательщик должен был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определялась по состоянию на 01.01.2013.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, в связи с чем, такие изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Завод "Проммаш" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 64:48:030358:8 площадью 25 249 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Астраханская, 87.
В ходе проверки налоговым органом установлено и не оспаривается налогоплательщиком, что при исчислении земельного налога за 2013 год ОАО "Завод "Проммаш" в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Между тем, по состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013, действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которым утверждена иная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:030358:8.
Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области".
Поскольку постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу после даты, на которую определяется кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2013, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной данным постановлением.
Судом первой инстанции правомерно признано необоснованным применение ОАО "Завод "Проммаш" при исчислении земельного налога кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р не содержит указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды.
В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2014 N 2868/14.
Указание даты - 02.06.2012 в распоряжении Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р определяет не момент начала применения кадастровой стоимости, а дату (период), на которую проводилась кадастровая оценка земельных участков, состоящих на кадастровом учете.
Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р вступило в силу 11.01.2013 после официального опубликования на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии", в силу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению при определении налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2014.
При указанных обстоятельствах применение налогоплательщиком кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р, при исчислении земельного налога за 2013 год не может быть признано обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области от 04.07.2014 N 7672.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ОАО "Завод "Проммаш" по платежному поручению N 1028 от 23.04.2015 уплачена государственная пошлина в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на дату подачи апелляционной жалобы в суд первой инстанции, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате обществом по настоящему делу, составляет 1500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей подлежит возврату ОАО "Завод "Проммаш" из федерального бюджета, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 апреля 2015 года по делу N А57-27239/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Завод "Проммаш" (410005, г. Саратов, ул. Астраханская, 87, ОГРН 1026402671327, ИНН 6452042857) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 1028 от 23.04.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-27239/2014
Истец: ОАО "Завод "Проммаш"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Саратовской области, МРИ ФНС России N8 по Саратовской области