г. Самара |
|
9 июля 2015 г. |
Дело N А55-29640/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 2 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 июля 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Транспортная охрана" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2015 года по делу N А55-29640/2014 (судья Бибикова Н.Д.),
по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана ЖДТ РФ", г. Москва, (ИНН 7701330105), к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Транспортная охрана", г. Самара, (ИНН 6319723439), о взыскании 132 588 руб. 33 коп.,
третье лицо: открытое акционерное общество "АвтоВАЗ",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана ЖДТ РФ" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Транспортная охрана" (далее - общество, ответчик) о взыскании 132 588 руб. 33 коп., в том числе 132 103 руб. 95 коп. задолженности за сверхнормативную охрану грузов и 484 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "АвтоВаз" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2015 года по делу N А55-29640/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение норм материального и процессуального права.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения истца в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом (заказчиком) и предприятием (охрана) заключен договор N УВО-3010 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом (далее - договор), по условиям которого охрана обязуется в соответствии с гл. 39 ГК РФ оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик - принять и оплатить услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 2.1. договора).
Согласно пункту 3.2.6. спорного договора заказчик обязан производить оплату услуг по сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в соответствии с разделом 4 настоящего договора.
Как видно из материалов дела, 26.08.2013 на станции Тольятти КБШ. ж.д. предприятием был принят под охрану 1 вагон N 58615360 с номенклатурным грузом - автомобили легковые - для отправки в адрес грузополучателя ОАО "РейлТрансАвто", станция назначения Гирей СК ж.д.
Согласно актам общей формы N 2/58 от 02.09.2013, N 2/59 от 04.09.2013; N 1/4416 от 07.09.2013, N 1/4440 от 09.09.2013; N 6/9740 от 11.09.2013, N 6/9779 от 12.09.2013 (Приложение N 2), ТГНЛ поездов N 3225 индексом 5201 + 256 + 5200, N 2006 индексом 5201 + 666 + 5200, N 3602 индексом 5200 + 984 + 5295, дорожной ведомости N ЭА641461, содержащей сведения о дне документального оформления приема груза для перевозки, дату срока первоначальной нормативной доставки грузов, копии акта выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России, в пути следования указанный вагон с номенклатурным грузом был задержан перевозчиком по причине "недосодержание эксплуатируемого парка локомотивов к установленному плану":
- в период со 2 по 4 сентября 2013 года по ст. Крыловская (СКЖД) в составе поезда N 3225 индексом 5201 + 256 + 5200;
- в период с 7 по 9 сентября 2013 года по ст. Тихорецкая (СКЖД) в составе поезда N 2006 индексом 5201 + 666 + 5200;
- в период с 11 по 13 сентября 2013 года по ст. Кавказская (СКЖД) в составе поезда N 3602 индексом 5200 + 984 + 5295.
Согласно ставке сбора за охрану вагонов, контейнеров с грузами силами ФГП ВО ЖДТ России, указанной в Разделе N 5 "Ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов" Приложений N 2 к приказам генерального директора ФГП ВО ЖДТ России от 30.11.2012 N К-10/405, сумма задолженности за сверхнормативную охрану данного вагона составляет 13 556 руб. 43 коп.
В соответствии с дорожными ведомостями N N ЭЯ607853, ЭЯ608266 датой первоначального нормативного срока доставки погрузок грузов являются 09.08.2013. Соответственно, время сверхнормативной охраны груза наступило в 00.00 часов дня следующего за днем истечения срока доставки (10.08.2013) и окончилось в день выдачи груза грузополучателю, что подтверждается актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России от 15.09.2013 серия В N 51259/2565.
10.10.2013 на станции Тольятти (КБШ. ж.д.) истцом приняты под охрану 32 вагона (58630757, 58624750, 58623117, 58622507, 58623463, 58616459, 58629288, 58619453, 58621624, 58632910, 58622671, 58620022, 58633405, 58624453, 32910, 58622671, 58620022, 58633405, 58624453, 58631532, 58612417, 58619149, 58626771, 58617309, 58618968, 58621053, 58620527, 58620972, 58624362, 58608829, 51001824, 58609538, 58609629, 58621079, 58632803, 58629023, 58620386) с номенклатурным грузом - автомобили легковые "Лада" - для отправки в адрес грузополучателя ОАО "РейлТрансАвто", станция назначения Гирей (СКЖД). Перевозка по указанным вагонам оформлена дорожными ведомостями N N ЭВ613030, ЭВ614141, ЭВ614089, ЭВ613295, ЭВ613693, ЭВ613403, ЭВ613736, ЭВ614310, ЭВ613192, ЭВ614359, ЭВ613649, ЭВ613557, ЭВ613244, ЭВ613612, ЭВ613154, ЭВ613103, ЭВ612671, ЭВ613358, ЭВ612732, ЭВ614410, ЭВ613956, ЭВ612542, ЭВ613788, ЭВ613859, ЭВ612477, ЭВ612599, ЭВ612787, ЭВ614029, ЭВ614247, ЭВ613490, ЭВ614207, ЭВ612841.
Согласно актам общей формы N 6/11535 от 16.10.2013, N 6/11588 от 17.10.2013, ТГНЛ поезда индексом 6373 + 254 + 5295, дорожным ведомостями NN ЭВ613030, ЭВ614141, ЭВ614089, ЭВ613295, ЭВ613693, ЭВ613403, ЭВ613736, ЭВ614310, ЭВ613192, ЭВ614359, ЭВ613649, ЭВ613557, ЭВ613244, ЭВ613612, ЭВ613154, ЭВ613103, ЭВ612671, ЭВ613358, ЭВ612732, ЭВ614410, ЭВ613956, ЭВ612542, ЭВ613788, ЭВ613859, ЭВ612477, ЭВ612599, ЭВ612787, ЭВ614029, ЭВ614247, ЭВ613490, ЭВ614207, ЭВ612841, содержащими сведения о дне документального оформления приема груза для перевозки, дату срока первоначальной нормативной доставки грузов, копиями актов выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России от 18.10.2013 серия В N 51259/612, от 18.10.2013 серия В N 51259/614, от 18.10.2013 серия В N 51259/615, от 18.10.2013 серия В N 51259/613, в пути следования, в период с 16 по 18 октября 2013 года, вышеуказанные вагоны с номенклатурным грузом были задержаны по ст. Кавказская (СКЖД) в составе поезда индексом 6373 + 254 + 5295 по причине "Недосодержание эксплуатируемого парка локомотивов к установленному плану".
В соответствии с дорожными ведомостями датой первоначального нормативного срока доставки грузов является 16.10.2013. Соответственно, время сверхнормативной охраны груза наступило в 00.00 часов дня следующего за днем истечения срока доставки (17.10.2013) и окончилось в день выдачи груза грузополучателю, что подтверждается актами выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России от 18.10.2013 серия В N 51259/612, от 18.10.2013 серия В N 51259/614, от 18.10.2013 серия В N 51259/615, от 18.10.2013 серия В N 51259/613.
Согласно ставке сбора за охрану вагонов, контейнеров с грузами силами ФГП ВО ЖДТ России, указанной в Разделе N 5 "Ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов" Приложений N 2 к приказам генерального директора ФГП ВО ЖДТ России от 30.11.2012 N К-10/405, сумма задолженности за сверхнормативную охрану указанных вагонов составляет 45 595 руб. 20 коп.
Кроме того, 14.12.2013 на станции Тольятти КБШ. ж.д. истцом приняты под охрану 4 вагона (N N 58631342, 58619248, 58625914, 58621012) с номенклатурным грузом -автомобили легковые "Лада" - для отправки в адрес грузополучателя ООО "КАРГО", станция назначения Гирей СК ж.д.
Согласно актам общей формы N 6/15582 от 27.12.2013, N 6/15639 от 28.12.2013; N 2/16545 от 29.12.2013, N 2/146 от 04.01.2014; N 12/436 от 05.01.2014, N 12/617 от 08.01.2014, ТГНЛ поездов N 2001 индексом 5100 + 437 + 5209; N 2006 индексом 5100 + 437 + 5209, N3090 индексом 5100 + 437 + 5209, дорожным ведомостям NN ЭЕ354772, ЭЕ354463, ЭЕ3544812, ЭЕ3544843, содержащими сведения о дне документального оформления приема груза для перевозки, дату срока первоначальной нормативной доставки грузов, копией акта выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России от 11.01.2014 серия В N 51779/242, в пути следования вышеуказанные вагоны с номенклатурным грузом были задержаны по причине "Неприем поезда ж/д станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей не общего пользования":
- в период с 27 по 28 декабря 2013 года по ст. Батайск (СКЖД) в составе поезда N 2001 индексом 5100 + 437 + 5209;
- в период с 29 декабря по 4 января 2014 года по ст. Минеральные Воды (СКЖД) в составе поезда N 2006 индексом 5100 + 437 + 5209;
- в период с 5 по 8 января 2014 года по ст. Прохладная (СКЖД) в составе поезда N 3090 индексом 5100 + 437 + 5209.
Согласно ставке сбора за охрану вагонов, контейнеров с грузами силами ФГП ВО ЖДТ России, указанной в Разделе N 5 "Ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов" Приложений N 2 к приказам генерального директора ФГП ВО ЖДТ России от 30.11.2012 N К-10/405, сумма задолженности за сверхнормативную охрану данных вагонов составляет 72 95 руб. 32 коп.
В соответствии с дорожными ведомостями датой первоначального нормативного срока доставки грузов является 23.12.2013. Соответственно, время сверхнормативной охраны груза наступило в 00.00 часов дня следующего за днем истечения срока доставки (24.12.2013) и окончилось в день выдачи груза грузополучателю, что подтверждается актом выдачи вагонов, контейнеров с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России от 11.01.2014 серия В N 51779/242.
03.09.2014 истец направил в адрес ответчика претензию с предложением в добровольном порядке оплатить задолженность по сверхнормативной охране груза в размере 132 103 руб. 95 коп., которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на недоказанность фактов сверхнормативной охраны грузов.
Заключенный сторонами договор регулируется нормами 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).
В силу статьи 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статьей 17 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) установлено, что федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел утверждается перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования. Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (далее - Правила N 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
В соответствии с пунктом 8 указанного Перечня перевозка автомобилей должна осуществляться с обязательным сменным сопровождением и охраной в пути следования.
Согласно пункту 2 Правил N 38 сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
Охрана грузов в вагонах, контейнерах на железнодорожных путях необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности грузополучателя, удостоверяются актами общей формы, при этом согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения задержки вагонов на станции назначения в ожидании их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 38 расходы, связанные с задержкой и проверкой груза в вагоне, в том числе по простою вагонов и охране, возмещаются грузополучателем на основании акта общей формы.
Пунктом 5.2 договора на предприятие возложена ответственность за сохранность вагонов, контейнеров с грузами с момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов при их приеме от заказчика (уполномоченного лица заказчика или перевозчика) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции отправления до момента подписания актов приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами и/или приемо-сдаточных актов и/или памяток приемо-сдатчика при их выдаче заказчику (уполномоченному лицу заказчика или перевозчику) на железнодорожных путях (местах) общего пользования на станции назначения.
Пунктом 4.6.1. договора предусмотрено, что за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, с заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.
Основанием для начисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов и наличие факта нарушения сроков доставки грузов, оформленного актом общей формы (абзац 2 пункта 4.6.1. договора).
Вопреки утверждению заявителя жалобы факт превышения нормативного срока доставки грузов установлен актами общей формы.
Применение дополнительного сбора за сверхнормативную охрану вагонов, контейнеров с грузами в пути следования и на станциях отправления, назначения, входной (выходной) пограничной передаточной и припортовой станциях согласовано контрагентами в разделе 4 договора.
Выполненный истцом расчет задолженности судами проверен и признан правильным. Сверхнормативное время охраны исчислено исполнителем с 00 часов 00 минут суток, следующего за днем истечения срока доставки и до момента выдачи вагонов грузополучателю.
Указанный порядок расчета сверхнормативного времени охраны соответствует пункту 1.16 договора. В расчете применены действовавшие в спорный период сборы, установленные приказом предприятия от 30.11.2012 N К-10/405.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами права, условиями договора суд обоснованно удовлетворил исковые требования 132 103 руб. 95 коп. задолженности за сверхнормативную охрану грузов и 484 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Ни положения статьи 395 Кодекса, предусматривающей ответственность за неисполнение денежного обязате6льства, ни заключенный сторонами договор не предусматривают обязательный досудебный порядок урегулирования спора в части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В этой связи доводы заявителя жалобы о несоблюдении досудебного урегулирования спора в данной части, несостоятельны.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не свидетельствуют о нарушении норм материального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами. Оснований для отмены решения суда не усматривается.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2015 года по делу N А55-29640/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29640/2014
Истец: Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана ЖДТ РФ", Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана ЖДТ РФ" в лице филиала СКжд
Ответчик: ООО ЧОО "Транспортная охрана"
Третье лицо: ОАО "АВТОВАЗ"