Омск |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А75-12737/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4328/2015) общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская торговая компания" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.02.2015 по делу N А75-12737/2014 (судья Фёдорова А.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская торговая компания" (ОГРН 1108602008822; ИНН 8602174802)
к 1) Администрации Сургутского района; 2) Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района; 3) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об оспаривании решения и обязании совершить действия
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: представитель не явился;
от заинтересованных лиц: 1) Гасанова Л.В. по доверенности N 01-25-000086 от 30.06.2015; 2) Гасанова Л.В. по доверенности N 306 от 29.12.2014; 3) представитель не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская торговая компания" ИНН 8602174802 (далее ООО "Ханты-Мансийская торговая компания", заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Администрации Сургутского района, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по ХМАО - Югре) в котором просило:
- признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района об отказе внести изменения в постановление администрации от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок", изложенное в письме от 26.11.2014 N 11320;
- обязать Администрации Сургутского района внести изменения в постановление Администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок" в части исключения кадастрового номера земельного участка;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поставить на государственный кадастровый учет земельный участок площадью - 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный в районе станции Предбазовой;
- обязать ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" ИНН 8602174802 и администрацию Сургутского района произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 22.04.2011 N 8246 общей площадью 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты- Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой.
23.01.2015 в дело поступило уточнение заявленных требований, в котором заявитель дополнил требования и просил также признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района от 26.11.2014 N 11320 и обязать подготовить и внести изменения в договор аренды земельного участка N 8246 от 22.04.2011 в части указания кадастрового номера земельного участка.
Представители заявителя в судебном заседании представили ходатайство от 11.02.2015 об уточнении заявленных требований, в котором просили признать недействительным постановление администрации Сургутского района от 09.12.2014 N 4703 "Об отмене постановлений администрации Сургутского района" в части отмены постановления от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок".
В удовлетворении данного ходатайства судом первой инстанции было отказано в судебном заседании от 27.01.2015, поскольку заявителем в данном ходатайстве изменен и предмет и основание иска, то есть фактически заявлено новое самостоятельное требование.
В ходе судебного заседания представители ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказались от требования в части обязания ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" и Администрации Сургутского района произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 22.04.2011 N 8246 общей площадью 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой.
При этом, заявитель пояснил, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по ХМАО - Югре об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101191:25 не оспаривают, а просят обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ХМАО - Югре поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой, присвоив ему новый кадастровый номер.
Также в протоколе судебного заседания от 19.02.2015 отражено, что заявитель просит рассмотреть в качестве предмета иска пункты 1-3, сформулированные в первоначальном заявлении от 27.11.2014.
Таким образом, предметом оспариваемых требований являются:
- признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района об отказе внести изменения в постановление администрации от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок", изложенное в письме от 26.11.2014 N 11320;
- обязать Администрации Сургутского района внести изменения в постановление Администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок" в части исключения кадастрового номера земельного участка;
- обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ХМАО - Югре поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой, присвоив ему новый кадастровый номер.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.02.2015 по делу N А75-12737/2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В обоснование решения суд указал, что постановлением N 390 от 09.12.2011 земельный участок предоставлен заявителю в порядке продления договора; ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" (ИНН 8602174802) и ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" (ИНН 8717018500) являются разными юридическими лицами; заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемое решение или действие (бездействие) заинтересованных лиц не соответствует закону и влечет нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" указывает на то, что в постановлении N 390 от 09.12.2011 и договоре аренды имеются разночтения, так в постановлении N 390 указано на предоставление в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101191:25, а согласно пункту 1.1. договора аренды от 22.04.2011 N 8246 предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 86:03:0101191:25, что лишает заявителя права зарегистрировать договор в установленном порядке; отказ во внесении изменений в постановление N 390 со стороны заинтересованного лица является действием по уклонению от государственной регистрации договора аренды; суд вышел за пределы заявленных требований, указав, что постановление N 390 не является должным доказательством по делу, данный документ никем не оспорен и не признан недействительным; срок исковой давности по оспариванию постановления уже прошел.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку заявитель по делу не имеет отношение к заключенному договору уступки права на земельный участок N 125 от 22.07.2003 и создано только 12.11.2010, данное прав принадлежит ОАО "Обьнефтегазгеология"; спорный земельный участок был снят с кадастрового учета, поскольку являлся временным участком, права на который не были зарегистрированы.
Надлежащим образом уведомленные ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", явку своих представителей в процесс не обеспечили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствии данных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Администрации Сургутского района и Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
14.09.2010 ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" ИНН 8602174802 (созданное 12.11.2010) обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района с заявлением о продлении договора аренды земельного участка от 11.01.2000 N 8.
К указанному заявлению были приложены договор аренды земельного участка от 11.01.2000 N 8, договор уступки права на земельный участок от 22.07.2003 N 125, уведомление о передаче прав на земельный участок от 23.07.2003 N 1325, уведомление о передаче прав на земельный участок от 23.07.2003 N 1324, свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2000, уведомление о регистрации передачи прав от 10.03.2004 N 725, дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.01.2000 N 8.
Постановлением Администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок" ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101191:25, площадь 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения производственной базы и железнодорожного тупика.
На основании данного распоряжения был подписан договор аренды N 8246 от 22.04.2011, предметом которого определен земельный участок с кадастровым номером 86:03:0101191:25. В качестве арендатора указано ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" (ИНН 8602174802), т.е. заявитель по данному делу.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 11.01.2012 сведения о земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101191:25 были аннулированы филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по ХМАО - Югре в связи с истечением срока действия временного статуса сведений о земельных участках с момента постановки их на кадастровый учет (10.11.2009) и отсутствием зарегистрированных прав или ограничений (обременении) на момент истечения этого срока, предусмотренного частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" (ИНН 8602174802) обратилось в Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района с заявлением об исключении из постановления администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок" сведений о кадастровом номере земельного участка.
Решением, изложенным в письме от 26.11.2014 N 11320, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района отказал во внесении изменения в постановление Администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.02.2015 по делу N А75-12737/2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные по следующим основаниям.
Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Другими словами, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов должно доказывать заявитель, а в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возложена на орган или лицо, которые приняли данный акт.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации изложенное выше означает, что законность оспариваемого отказа должны доказать заинтересованные лица, а ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" должно доказать, что оспариваемый акт нарушает его права или охраняемые законом интересы.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае отсутствуют оба из указанных условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Как было выше сказано, заявитель просит признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района об отказе внести изменения в постановление администрации от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок", изложенное в письме от 26.11.2014 N 11320. А в качестве способа восстановления права - обязать Администрацию Сургутского района внести изменения в постановление Администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок" в части исключения кадастрового номера земельного участка.
В качестве обоснования своей позиции он указывает на то, что в постановлении N 390 от 09.12.2011 и договоре аренды имеются разночтения, так в постановлении N 390 указано на предоставление в аренду на новый срок земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101191:25, а согласно пункту 1.1. договора аренды от 22.04.2011 N 8246 предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 86:03:0101191:25, что лишает заявителя права зарегистрировать договор в установленном порядке.
Как было изложено выше, данное обстоятельство действительно имеет место быть. Однако, материалами дела, в том числе кадастровым паспортом земельного участка, подтверждается и не оспаривается заявителем, что фактически спор идет о земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101191:25, который имеет площадь 4,32 га и расположен по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой.
Представитель Администрации Сургутского района и Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района в суде апелляционной инстанции пояснил, что указание в договоре аренды от 22.04.2011 N 8246 в качестве предмета договора земельного участка с кадастровым номером 86:03:0101191:25 является опечаткой.
Данное обстоятельство также подтверждается тем, что в расчете арендной платы к договору указан земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101191:25.
Таким образом, фактически в постановлении Администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок" указан верный номер земельного участка, в связи с чем, отсутствуют основания для внесения в данное постановление изменений и исключения из него номера земельного участка.
Следовательно, оспариваемое решение Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района об отказе внести изменения, изложенное в письме от 26.11.2014 N 11320 является законным и отсутствуют основания обязать Администрацию Сургутского района внести изменения в постановление Администрации Сургутского района от 09.02.2011 N 390 "О предоставлении земельного участка в аренду на новый срок" в части исключения кадастрового номера земельного участка.
По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствует также и основание для удовлетворения требования об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по ХМАО - Югре поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой, присвоив ему новый кадастровый номер. В силу части 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Согласно части 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Как следует из материалов дела, обществу 22.04.2011 был передан в аренду земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. Из кадастрового паспорта следует, что датой внесения в государственный кадастр недвижимости земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101191:25 является 10.11.2009. При этом земельный участок был поставлен на кадастровый учет со статусом "временный".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером были аннулированы и исключены 11.01.2012 в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", поскольку носили временный характер.
Согласно названной норме права, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Таким образом, при постановке на учет образованного объекта недвижимости, сведения о котором носят временный характер, эти сведения могут быть исключены по истечении двух лет при условии отсутствия у заявителя права на этот участок.
Как следует из материалов дела и заявителем не оспаривается, что его право аренды на основании договора от 22.04.2011 N 8246 в установленном законом порядке не было зарегистрировано, что предполагает право регистрирующего органа на исключение данного земельного участка из государственного кадастра.
ООО "Ханты-Мансийская торговая компания", уточнив заявленные требования, не стала настаивать на оспаривании действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по ХМАО - Югре об аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101191:25 из государственного реестра. Они лишь просят обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ХМАО - Югре поставить на государственный кадастровый учет земельный участок общей площадью 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой, присвоив ему новый кадастровый номер.
Однако, в силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Частью 3 указанной статьи также предусмотрено, что кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Таким образом, названной нормой регламентировано правило, согласно которому кадастровый учет осуществляется в связи с образованием (созданием), прекращением или изменением объекта недвижимости, при том, по заявлению уполномоченного лица или при получении документов в порядке информационного взаимодействия.
Материалы дела не содержат доказательств осуществления каких-либо из указанных действий, а также доказательств подачи заявления уполномоченным лицом или поступления соответствующих данных в порядке информационного взаимодействия, что свидетельствует об отсутствии оснований для поставки на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 4,32 га, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), Сургутский район, сельское поселение Солнечный, п. Солнечный, в районе станции Предбазовой с присвоением ему нового кадастрового номера.
Кроме того, поскольку договора аренды так и не прошел государственную регистрацию, единственным лицом, которое вправе обратиться за постановкой земельного участка на кадастровый учет, является его собственник в лице Администрации Сургутского района.
При этом, Администрация Сургутского района указала, что постановление N 390, послужившее основанием для заключения договора аренды, отменено постановлением N 4703 от 09.12.2014.
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Следовательно, законные основания для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет отсутствуют.
По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствуют основания и для вывода о нарушении прав и законных интересов заявителя действиями заинтересованных лиц.
Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению ООО "Ханты-Мансийская торговая компания", оспариваемые действия (бездействия) заинтересованных лиц лишает заявителя права зарегистрировать заключенный им договор аренды от 22.04.2011 в установленном порядке.
Однако, в силу части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.
Понятие данного термина раскрывается в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Суд апелляционной инстанции, отказывает ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" в защите его нарушенных прав, поскольку считает, что данное лицо действовало при заключении договора аренды N 8246 от 22.04.2011 в обход закона с противоправной целью.
Как было выше сказано, 14.09.2010 ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" (ИНН 8602174802), созданное 12.11.2010, обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района с заявлением о продлении договора аренды земельного участка от 11.01.2000 N 8.
К указанному заявлению были приложены договор аренды земельного участка от 11.01.2000 N 8, договор уступки права на земельный участок от 22.07.2003 N 125, уведомление о передаче прав на земельный участок от 23.07.2003 N 1325, уведомление о передаче прав на земельный участок от 23.07.2003 N 1324, свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2000, уведомление о регистрации передачи прав от 10.03.2004 N 725, дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.01.2000 N 8.
Из приложенных к заявлению документов следовало, что 11.01.2000 между Администрацией г.Сургута и ОАО "Обьнефтегазгеология" заключён договор аренды земельного участка N 8. Объектом аренды является земельный участок площадью 4,32 га, расположенный в районе станции Предбазовая, для размещения производственной базы и железнодорожного тупика. Кадастровый номер 86:10:00 00 567:019. Срок аренды с 15.12.1999 по 15.12.2009 (пункт 1.1 договора).
Регистрационной палатой Ханты-Мансийского автономного округа по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.04.2000 выдано свидетельство серии 86 АА N 091035 о государственной регистрации права аренды ОАО "Обьнефтегазгеология" на данный земельный участок.
Впоследствии между ОАО "Обьнефтегазгеология" и ООО "Ханты-Мансийская Торговая Компания" (ИНН 8617018500) заключён договор уступки прав на земельный участок от 22.07.2003 N 125, согласно пункту 1.1 которого уступающая сторона (истец) возмездно передаёт, а принимающая сторона (ответчик) принимает права и обязанности временного владения и пользования вышеуказанным земельным участком.
Срок действия договора определён с момента его подписания сторонами до 15.12.2009 (пункт 5.1 договора). 20.05.2004 произведена государственная регистрация договора.
Таким образом, обращаясь с заявлением от 14.09.2010 ООО "Ханты-Мансийская торговая компания" (ИНН 8602174802), которое было создано лишь 12.11.2010, указало на свое право на продление договора аренды как на право, вытекающее из договора уступки права требования, заключенного между ОАО "Обьнефтегазгеология" и ООО "Ханты-Мансийская Торговая Компания" (ИНН 8617018500) 22.07.2003.
При этом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу А75-2324/2008 договор уступки прав от 22.07.2003 N 125 на земельный участок, заключённый между ОАО "Обьнефтегазгеология" и обществом с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская Торговая Компания" (ИНН 8617018500) был расторгнут, а общество с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская торговая компания" (ИНН 8717018500) прекратило деятельность 24.01.2008 в связи с исключением из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционной жалобы суд отказывает.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ханты-Мансийская торговая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.02.2015 по делу N А75-12737/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12737/2014
Истец: ООО "Ханты-Мансийская торговая компания"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Сургутского района, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Сургутского района, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4328/15