г. Челябинск |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А47-12613/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Южного округа г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2015 по делу N А47-12613/2014 (судья Вернигорова О.А.).
02.12.2014 Администрация Южного округа г. Оренбурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - Управление, административный орган) N 1345-147-02 от 18.11.2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), и начислении штрафа 10 000 руб.
Ответственность применена за нарушение санитарно - эпидемиологических требований при эксплуатации контейнерных мусорных площадок. Постановление незаконно, поскольку административная ответственность наступает при наличии вины, которую обязан доказать проверяющий орган. В данном случае обстоятельства вины не установлены и не исследованы.
По ст. 16 Федерального закона "Об общих началах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-фз от 06.102003 (далее - Закон N 131 - фз) к вопросам местного значения относятся организация сбора мусора, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Установка мусоросборных контейнеров не входит в вопросы "местного значения". Сбором и вывозом мусора и отходов занимаются физические и юридические лица, которые обязаны делать это самостоятельно или заключать договоры со специализированными организациями.
Администрация при этом выполняет исполнительно - распорядительные функции в рамках выделенных для этого бюджетных средств и специализированной организацией по вывозу мусора не является, средства из бюджета на организацию и эксплуатацию контейнерных площадок не выделялись.
Не соответствует действительности довод административного органа о том, что не принимались меры для установления расстояний от жилых помещений до контейнерных площадок, не определялись места для их организации. Такие места были определены 07.11.2014, что подтверждается актами, составленными совместно с заинтересованными лицами и направленные специализированным организациям. Администрация предприняла достаточные меры для рассмотрения вопросов в рамках своей компетенции, ей направлялись письма в Администрацию г. Оренбурга, специализированную организацию ООО УК "Спецавтохозяйство".
В связи с изложенным, состав административного нарушения в действиях Администрации отсутствует (т.1 л.д.6-11, 90-95, 104-114).
Управление возражает против заявленных требований, постановление законно, порядок его вынесения не нарушен (т.1 л.д.138).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.05.2015 в удовлетворении требований отказано.
Сделан вывод, что поскольку лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, не было определено, то Администрация допустила бездействие в форме отсутствия контроля вопроса, находящего в его компетенции, что образует состав административного правонарушения, она имела реальную возможность выполнить требования санитарных норм и правил.
Материалами проверки установлено, что контейнерные площадки не были оборудованы асфальтовым или бетонным покрытием, а контейнеры были установлены на грунт, отсутствовало их ограждение, расстояния от жилых домов до контейнерных площадок были менее установленных нормативов (менее 20 м.).
По п. 8 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89 - фз от 24.06.1998 (далее - Закон N 89-фз) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов относится к полномочиям органа местного самоуправления и находится в ведении заявителя. В связи с неисполнением своих обязанностей Администрация обоснованно привлечена к административной ответственности (т.1 л.д.161-167).
01.06.2015 от Администрации поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Судом не учтено, что материалами проверки не установлена вина заявителя и состав вмененного ему административного правонарушения. Администрация не занимается непосредственно деятельностью в области обращения с отходами, а выполняет исполнительно - распорядительные функции в рамках выделенных для этого бюджетных средств.
Поддержанием порядка на контейнерных площадках должна заниматься специализированная организация - ООО "Лидер", а Администрацией приняты достаточные меры по организации этих площадок в рамках своей компетенции по организации сбора и вывоза отходов - определены места их размещения, направлены письма заинтересованным органам (т.2 л.д.3-9).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание их представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее.
Администрация Южного округа города Оренбурга зарегистрирована в качестве юридического лица свидетельством от 17.01.2013 (т.1 л.д.19-22).
Решением Оренбургского городского совета N 215 от 28.07.2011 утверждено Положение об административном округе г. Оренбурга (т.1 л.д.16-18).
27.07.2014 в Управление поступила коллективная жалоба жильцов дома по адресу: г. Оренбург, п. Солнечный, ул. Казачья 42 на ненадлежащее содержание контейнерных площадок (т.1 л.д.74), в связи с чем проведена проверка, согласованная с Прокуратурой области (т.1 л.д.71).
Составлен акт N 08-85-В от 05.09.2014 осмотра контейнерных площадок (т.1 л.д.60-61), выдано предписание об устранении нарушений (т.1 л.д.62).
19.09.2014 составлен административный протокол N 08-85-в от 19.09.2014, копия которого вручена представителю Администрации (т.1 л.д.56-57), представившему доверенность N 23 от 29.07.2014 (т.1 л.д.28).
18.11.2014 вынесено постановление N 1345-14-02 о привлечении Администрации к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. В качестве нарушений указывается:
на несоблюдение нормативных расстояний от жилых помещений до контейнерных площадок в районах сложившейся застройки, нарушены положения п. 2.2.3 СанПиН 42-128-469 0 -88, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2 2645-10,
не оборудование контейнерных площадок бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зелеными насаждениями (п 8.2.5 СанПиН 2.1.2 2645-10).
Решение этих вопросов отнесено к ведению местной администрации, которая осуществляет на своей территории организационно - распорядительные полномочия (т.1 л.д.13-15).
Администрацией представлен акт комиссионного определения мест размещения контейнерных площадок по сбору отходов, который подписан Главой округа (т.1 л.д.29-35), направлены письма специализированным организациям (т.1 л.д.36-39).
По мнению подателя апелляционной жалобы - Администрации суд не учел отсутствие состава административного нарушения, она не является лицом, которое занимается сбором и вывозом отходов.
Суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. ч. 4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 1 статьи 39 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.2.5. "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Пунктом 2.3.3. "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
По п.п. 11, 24, 25, 26 пункта 1 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится в том числе:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
-организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
-утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены,
- утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Положением об администрации округа города Оренбурга, утвержденным Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 215 определены полномочия (функции) администрации округа по организации на территории округа мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по организации сбора и вывоза бытовых отходов в зонах индивидуальной жилой застройки (подпункт 2.8.6.)
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городского округа. Согласно пункту 2 статьи 13 указанного закона, организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции с учетом вышеперечисленных нормативных актов пришел к правильному выводу о том, что вопрос в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований находится непосредственно в ведении органа местного самоуправления и что эти обязанности не исполнялись надлежащим образом.
По ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется действием или бездействием субъекта, нарушающим правила, установленные в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемые к эксплуатации жилых помещений, производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и транспорта.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что у Администрации отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Доказательства, свидетельствующие о принятии Администрацией всех зависящих от него мер для соблюдения прав жильцов дома в материалах дела отсутствуют. Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению своих обязанностей.
Размер примененного штрафа соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено, при составлении административного протокола и вынесении постановления присутствовали представители общества. Малозначительным нарушение не является.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2015 по делу N А47-12613/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Южного округа г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-12613/2014
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЮЖНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Ответчик: Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Панчихина Е. Ю., Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области
Третье лицо: Заместителю руководителя Упарвления Роспотребнадзора по Оренбургской области Панчихина Е. Ю