г. Пермь |
|
10 июля 2015 г. |
Дело N А71-15350/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.
при участии:
от заявителя бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский клинический онкологический диспансер имени Сергея Григорьевича Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (ИНН 1835033791, ОГРН 1021801658010, сокращенное наименование - БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР") - Юдинцев А.В., паспорт, доверенность от 28.11.2014;
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ИНН 1833002893, ОГРН 1021801507518): Салмина Н.П., удостоверение, доверенность от 17.03.2015; Лютина Л.Ю., удостоверение, доверенность от 23.12.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 апреля 2015 года
по делу N А71-15350/2014,
принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики о признании незаконными предписания и актов проверки,
а также по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики к БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР" о взыскании средств, использованного по нецелевому назначению, в сумме 83 354 301,49 руб., а также штрафа в сумме 8 335 430,15 руб.
установил:
БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - фонд) о признании незаконными предписания от 31.10.2014 N 22/04-12 о перечислении финансовых санкций по результатам проверки, акта от 26.09.2014 N21/04-10 плановой комплексной проверки в части определения нецелевого расходования средств на приобретение лекарственных препаратов; актов от 07.10.2014N261/04-10 и от 29.10.2014 N 296/04-10 внеплановой тематической проверки.
В свою очередь, фондом заявлены встречные требований о взыскании с Учреждения средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных нецелевым образом в сумме 83 354 301,49 руб., штрафа за нецелевое использование средств в сумме 8 335 430,15 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными вынесенные (составленные) в отношении Учреждения:
акт от 26.09.2014 N 21/04-10 в части предложения в п.1 раздела II восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 2 969 839 руб. 85 коп.,
акт от 07.10.2014 N 261/04-10 в части предложения восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 845266 руб.,
акт от 29.10.2014 N 296/04-10 в части предложения восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в размере 66 957 313 руб. 40 коп.,
предписание от 31.10.2014 N 22/04-12 в части предложения восстановить средства, израсходованные нецелевым образом, в сумме 66 957 313 руб. 40 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований заявителю отказано.
По встречному иску суд обязал Учреждение возвратить средства ОМС в размере 83 354 301,49 руб., использованные не по целевому назначению, на счет фонда. В удовлетворении остальной части встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт, которым заявленные требования Учреждения удовлетворить полностью, в удовлетворении встречных требований отказать.
Заявитель жалобы полагает, что проверка в отношении Учреждения проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части несоблюдения сроков проведения проверки, установления в актах проверок недостоверной суммы нецелевого использования средств бюджета, нерассмотрения возражений проверяемого лица. Считает, что признание судом незаконными части сумм нецелевого использования средств ОМС, указанных в актах, не основано на материалах дела, не исследовано судом и не подтверждено доказательствами. Также заявитель указывает на несоответствие сумм в первой и второй частях резолютивной части решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представители фонда в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказов от 02.10.2014, 24.10.2014 фондом проведены проверки Учреждения по вопросу целевого использования средств ОМС, в ходе которых выявлены факты нецелевого использования средств в общей сумме 83 354 301,49 руб., направленных на приобретение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения пациентов с онкологическими заболеваниями.
По результатам плановой комплексной проверки Учреждения ему вручен акт от 26.09.2014 N 21/04-10, которым установлено нецелевое использование средств ОМС в период с 2012 г. по 2 квартал 2014 г. в сумме 66 167 143,48 руб., израсходованных на приобретение лекарств региональным льготникам (л.д.86 том 1).
По результатам внеплановой тематической проверки за 3 квартал 2014 г. Учреждению вручен акт от 07.10.2014 N 261/04-10, которым установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 4 605 275,77 руб., израсходованных на приобретение лекарств региональным льготникам (л.д.138-139 том 1).
По результатам вновь проведенной проверки за уже указанные периоды Учреждению вручен акт от 29.10.2014 N 296/04-10, которым установлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 83 354 301,49 руб., из них: 63 197 303,63 руб. - уточненная сумма по плановой проверке за период с 2012 г. по 2 квартал 2014 г. (акт N 21/04-10), 3 760 009,77 руб. - уточненная сумма по внеплановой проверке за 3 квартал 2014 г. (акт N 261/04-10), 16 396 988,09 руб. - выявлено за период с 01.03.2011 по 31.12.2011.
По результатам проверок, отраженных в акте от 29.10.2014 N 296/04-10, Учреждению выдано предписание N22/04-12 от 31.10.2014, пунктом 1 которого предложено в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания перечислить на счет фонда финансовую санкцию в размере 8 335 430,15 руб. за счет источников финансирования, не являющихся средствами ОМС; пунктом 2 - в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания восстановить средства ОМС, израсходованные нецелевым образом в сумме 83 354 301,49 руб., за счет источников финансирования, не являющихся средствами ОМС.
Несогласие Учреждения с предписанием и актами проверок фонда послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Заявляя встречные требования, фонд указал, что средства ОМС в сумме 83 354 301,49 руб. использованы Учреждением не по целевому назначению и подлежат восстановлению в бюджет фонда.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что акты фонда являются обязательными для исполнения.
На основании пункта 12 ч.7 ст.34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее Положение о контроле).
Согласно п.21.3 Положения о контроле при наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования указанных средств, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи.
В силу пункта 26 Положения о контроле возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке.
Поскольку акт проверки является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных не по целевому назначению средств ОМС, такой акт проверки является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован организацией в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Установив из последнего акта проверки (от 29.10.2014 N 296/04-10), что сумма 2 969 839 руб. 85 коп. ошибочно предъявлена к возврату (восстановлению) в бюджет фонда за период с 2012 г. по 2 квартал 2014 г. по первоначальному акту от 26.09.2014 N 21/04-10 (предъявлено 66 167 143,48 руб., а правильно 63 197 303,63 руб.), суд первой инстанции признал акт от 26.09.2014 N 21/04-10 в части предложения восстановить средства в сумме 2 969 839 руб. 85 коп. незаконным.
Установив также из последнего акта проверки (от 29.10.2014 N 296/04-10), что сумма 845 266 руб. ошибочно предъявлена к возврату (восстановлению) в бюджет фонда за 3 квартал 2014 г. по акту от 07.10.2014 N 261/04-10 (предъявлено 4 605 275,77 руб., а правильно 3 760 009,77 руб.), суд первой инстанции признал акт от 07.10.2014 N 261/04-10 в части предложения восстановить средства в сумме 845 266 руб. незаконным.
В то же время, выявив повторное предъявление Учреждению к возврату средств ОМС в сумме 66 957 313 руб. 40 коп. по акту от 29.10.2014 N 296/04-10, поскольку они уже предъявлены к возврату предшествующими актами (63 197 303,63 руб. + 3 760 009,77 руб.), суд в указанной части признал незаконным и акт проверки от 29.10.2014 N 296/04-10. В результате по данному акту к возврату остались лишь средства за 2011 г. в сумме 16 396 988,09 руб.
Итого к возврату - 83 354 301,49 руб. (63 197 303,63 + 3 760 009,77 + 16 396 988,09).
Предписание фонда об уплате штрафа признано незаконным, поскольку он вынесено на основании акта проверки от 29.10.2014 N 296/04-10, в котором выводы об уплате штрафа по части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств) отсутствуют.
Соответственно, в части взыскания штрафа с Учреждения в сумме 8 335 430,15 руб. фонду отказано.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда не является противоречивым и не может быть отменено по мотиву его неясности Учреждению. Кроме того, в подобных случаев сторона вправе обратиться за разъяснением решения суда в порядке, предусмотренном ст.179 АПК РФ.
В части удовлетворения требований Учреждения решение фондом не оспаривается.
Удовлетворяя встречные требования фонда об обязании Учреждения возвратить средства ОМС в сумме 83 354 301,49 руб., использованные не по целевому назначению, а также отказывая Учреждению в признании актов фонда в данной части незаконными, суд первой инстанции исходил из обоснованности доводов фонда о том, что спорные расходы на приобретение лекарств подлежали финансированию за счет средств Удмуртской Республики, а не ОМС.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными.
В соответствии со ст.4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из положений ч.2 ст.30 Закона N 326-ФЗ следует, что границы целевого использования средств ОМС определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 110 от 18.04.2011, N 45 от 13.02.2012, N 96 от 04.03.2013, N 624 от 30.12.2013 утверждены Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2011, 2012, 2103, 2014 годы соответственно. Раздел IV Территориальные программы определяет в качестве источников финансирования Территориальные программы: 1) средства федерального бюджета, 2) средства обязательного медицинского страхования, 3) средства бюджета Удмуртской Республики. Указанными постановлениями предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики осуществляется финансовое обеспечение лекарственным препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст.306.4 в редакции от 23.07.2013) под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что средства ОМС в сумме 83 354 301,49 руб. неправомерно израсходованы Учреждением на приобретение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения пациентов - региональных льготников, поскольку финансирование таких расходов должно осуществляться за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Поскольку Учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 83 354 301,49 руб. и доказательств возврата данных средств материалы дела не содержат, удовлетворение встречных требований фонда в указанной сумме является правильным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы в указанной части сводятся к тому, что проверка в отношении Учреждения проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере (пункт 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Кроме того, суд правомерно указал, что несвоевременное и немотивированное сообщение о результатах рассмотрения возражений заявителя на акт проверки не является существенным нарушением порядка проведения проверки и не повлекло нарушения прав заявителя, в том числе на судебную защиту.
В апелляционной жалобе заявитель не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
При таком положении, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 апреля 2015 года по делу N А71-15350/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15350/2014
Истец: Буджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Республиканский клинический онкологический диспансер имени Сергея Григорьевича Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики