г. Владивосток |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А51-976/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интел-Трейд",
апелляционное производство N 05АП-5240/2015
на решение от 14.05.2015
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-976/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интел-Трэйд" (ИНН 2511048503, ОГРН 1062511038260, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.05.2006)
об оспаривании постановления Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) от 22.12.2014 по делу об административном правонарушении N 10714000-1017/2014,
при участии:
от ООО "Интел-Трэйд": представитель Лящевский А.А. по доверенности от 15.06.2015 на один год, паспорт;
от Находкинской таможни: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интел-Трэйд" (далее - заявитель, общество, ООО "Интел-Трэйд") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня, административный орган) от 22.12.2014 по делу об административном правонарушении N 10714000-1017/2014.
Решением от 14.05.2015 в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя жалобу, общество настаивает на том, что полиэтиленовые пакеты для упаковки инструкций, проводов, стиральных машин относятся к комплектующим стиральных машин и в связи с этим подпадают под исключения, указанные в Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), утвержденном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение о порядке ввоза).
Также заявитель со ссылкой на правоприменительную практику, сформированную Высшим Арбитражным судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 08.07.2008 N 1097/08, указывает, что судом первой инстанции неправильно применены положения части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку судом не учтено, что допущенное обществом правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на декларанта, то есть является длящимся.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией и указанием Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, общество просит суд апелляционной инстанции размер подлежащего наложению на заявителя административного штрафа снизить ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, до 10 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы представитель ООО "Интел-Трейд" поддержал в полном объеме.
От таможенного органа в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором таможня с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указала, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "Интел-Трэйд" заключило контракт 01.10.2012 N CCHE-IT-APB с компанией "С1Х1 CITY HAILY ELECTRIC CO., LTD" (Китай). Предметом контракта являются стиральные машины, а так же комплектующие для сборки стиральных машин.
Во исполнение вышеуказанного контракта обществом на таможенную территорию Таможенного союза из Китая был ввезен товар:
- по коносаменту от 26.03.2013 N MCPU590323187, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт.;
- по коносаменту от 26.03.2013 N MCPU590323172, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт.;
- по коносаменту от 04.07.2013 N MCPU565213315 полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р) -1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт;
- по коносаменту от 11.07.2013 N MCPU565213386, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт.;
- по коносаменту от 15.08.2013 N MCPU592638089 полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт.;
- по коносаменту от 21.08.2013 N MCPU577213076, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт.;
- по коносаменту от 31.08.2013 N MCPU577213250, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200шт.;
- по коносаменту от 29.09.2013 N MCPU5 89407823, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1000 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт.;
- по коносаменту от 05.10.2013 N MCPU5 89407850, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)- 1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)- 1350 шт.;
- по коносаменту от 24.10.2013 N MCPU562919218, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P) -1350 шт.;
- по коносаменту от 14.11.2013 N MCPU562919380, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт.;
- по коносаменту от 21.11.2013 N MCPU562919477, в том числе полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт.
Также 28.08.2012 ООО "Интел-Трэйд" заключило контракт N YUM-IT2012 с компанией "NINGBO HAN-YUM IMPORT & EXPORT CO.,LTD" (Китай). Предметом контракта являются стиральные машины, а так же комплектующие для сборки стиральных машин.
В счет исполнения данного контракта на таможенную территорию таможенного союза из Китая был ввезен товар:
- по коносаменту от 23.04.2013 N MCPU590323234, в том числе пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1650 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ-1650 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT-1650 шт.;
- по коносаменту от 09.04.2013 N MCPU590323206, в том числе пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1252 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ-1252 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-30T-1252 шт.;
- по коносаменту от 16.05.2013 N MCPU568860283, в том числе пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1680 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ-1680 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT-1680 шт.;
- по коносаменту от 19.09.2013 N MCPU577213654, в том числе пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-2909 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ-3545 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-30T-2545 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT-500 шт.;
- по коносаменту от 05.10.2013 N MCPU577213686, в том числе пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1550 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ-1550 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT-1550 шт.
В отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее -ОТО и ТК) таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни таможенным специалистом по таможенному оформлению О.Н. Подсевакиной, действующей на основании доверенности N 20 от 09.09.2011, от имени ООО "Интел-Трэйд" были поданы декларации на товары (далее - ДТ):
- ДТ N 10714040/170513/0019909, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P) -1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт.;
- ДТ N 10714040/280513/0021669, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт.;
- ДТ N 10714040/030613/0022567, в которой заявлен в том числе товар N 2: пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1650 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ- 1650 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT- 1650 шт.;
- ДТ N 10714040/040613/0022638, в которой заявлен в том числе товар N 2: пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1252 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ-1252 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-30T-1252 шт.;
- ДТ N 10714040/280613/0026755, в которой заявлен в том числе товар N 2: пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1680 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ- 1680 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT- 1680 шт.;
- ДТ N 10714040/310713/0032029, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50- 60-70PT(P)-1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт.;
- ДТ N 10714040/050813/0032668, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт.;
- ДТ N 10714040/300813/0036984, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1000 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт.;
- ДТ N 10714040/100913/0038615, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт.;
- ДТ N 10714040/190913/0040413, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт.;
- ДТ N 10714040/011013/0042184, в которой заявлен в том числе товар N 2: пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-2909 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ- 3545 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-30T- 2545 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT- 500 шт.;
- ДТ N 10714040/101013/0043810, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1000 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт.;
- ДТ N 10714040/211013/0045488, в которой заявлен в том числе товар N 2: пакет для упаковки инструкции для стиральной машины RENOVA WS-30T-40PT-45PT-1550 шт., пакет для упаковки проводов для стиральной машины RENOVA WS-30T-40РТ-45РТ- 1550 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-40PT- 1550 шт.;
- ДТ N 10714040/231013/0045810, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт.;
- ДТ N 10714040/121113/0048858, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-60-70РТ(Р)-1350 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-60-70PT(P)-1350 шт.;
- ДТ N 10714040/221113/0050854, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1200 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1200 шт.;
- ДТ N 10714040/021213/0052085, в которой заявлен в том числе товар N 2: полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины RENOVA WS-50-70РТ(Р)-1000 шт., полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт., упаковка инструкции для стиральной машины RENOVA WS-50-70PT(P)-1000 шт.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки после выпуска товаров таможенным органом установлено, что обществом в отношении товаров N 2, задекларированным по вышеуказанным 17 ДТ, не соблюдены ограничения на ввоз, установленные Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки", что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
09.12.2014 в отношении общества с учётом его надлежащего уведомления, таможней был составлен протокол об административном правонарушении N 10714000-1017/2014.
Постановлением от 22.12.2014 общество было признано виновным в совершении административных правонарушений и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Административное наказание было назначено заявителю в виде административного штрафа в общей сумме 1 700 000 рублей (100 000 по каждой ДТ).
Не согласившись с постановлением таможни от 22.12.2014, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу следующего.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (при несоблюдении ограничений).
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Положениями пункта 1 статьи 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. К таким документам, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.
Ограничения в отношении товара, заявленного обществом в спорных ДТ, установлены следующими нормативно-правовыми документами:
- положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение), утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294;
- Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769;
- перечнем продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2013 N 47.
Так, Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, установлено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится в том числе, продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769, принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к упаковке (укупорочным средствам) и связанные с ними требования к процессам хранения, транспортирования и утилизации, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных, растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств) относительно ее назначения и безопасности (пункт 3 статьи 2 Регламента).
Действие Технического регламента TP ТС 005/2011 распространяется на все типы упаковки, в том числе, укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения (ст. 1 Регламента).
Согласно пункту 1 статьи 3 Технического регламента TP ТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на упаковку (укупорочные средства).
Подтверждение соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям технического регламента TP ТС 005/2011 носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия (пункт 2 статьи 7 Регламента).
Упаковка полимерная (оболочки, пленки, ящики, бочки, барабаны, канистры, фляги, банки, тубы, бутылки, флаконы, пакеты, мешки, контейнеры, лотки, коробки, стаканчики, пеналы), кроме бывшей в употреблении; - упаковка из комбинированных материалов (коррексы, пачки, мешки, пакеты, флаконы, банки, упаковочно-этикеточные материалы, контейнеры, лотки, тубы, стаканчики, коробки), входит в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011) (Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (TP ТС 005/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.03.2013 N 47).
Исходя из вышеизложенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ввезенный обществом по спорным ДТ товар: "полиэтиленовый пакет для упаковки проводов стиральной машины, полиэтиленовый пакет для упаковки стиральной машины, упаковка инструкции для стиральной машины" подлежит обязательному подтверждению документом о соответствии при выпуске в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза и Российской Федерации и предоставлению в таможенный орган документа, удостоверяющего соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствуют о том, что при таможенном декларировании спорного товара, документ о соответствии на заявленную продукцию декларантом предоставлен не был.
Факт непредставления обществом в таможню соответствующей декларации соответствия при подаче спорных деклараций на товары, заявителем по существу выявленного нарушения не оспаривается.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Интел-Трейд" состава административного правонарушения по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, выразившегося в не представлении декларантом таможенному органу документа удостоверяющего соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям Техническому регламенту ТР ТС 005/2011.
Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, обществом ни на рассмотрение дела административным органом, ни при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса.
Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Интел-Трейд" не выполнило возложенных на него обязанностей по представлению в таможенный органа необходимых документов и не приняло для этого все зависящие от него меры.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что вина общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, подтверждена материалами административного дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Довод о том, что полиэтиленовые пакеты для упаковки инструкций, проводов, стиральных машин относятся к комплектующим стиральных машин был предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Суд первой инстанции, со ссылкой на понятие комплектующего изделия в соответствии с "Рекомендациями. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения. Р 50-605-80-93", утвержденными Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18, правильно указал, что задекларированные как товар N 2 в спорных ДТ полиэтиленовые пакеты для упаковки инструкций, проводов, стиральных машин не относятся к комплектующим стиральных машин и не попадают под исключения, указанные в Положении о порядке ввоза. При этом тот факт, что положения указанного Приказа носят рекомендательный характер, правомерных выводов суда первой инстанции не опровергает.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае имели место семнадцать эпизодов нарушений таможенного законодательства, совершенных в период с 17.05.2013 по 02.12.2013.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал, что в действиях общества содержатся семнадцать самостоятельных составов административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Довод общества о необходимости составления 17 протоколов в отношении каждого правонарушения основан на неверном толковании норм права, так как положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не содержат прямого запрета на составление одного протокола об административном правонарушении по нескольким однородным правонарушениям и вынесения одного постановления о привлечении к административной ответственности при условии соблюдения положений части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, а также иных положений, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности.
Согласно абзацу 5 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 N 71) составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
Указанная правовая позиция нашла отражение также в Определении ВАС РФ от 20.11.2012 N ВАС-11999/12.
Таким образом, составление административным органом одного протокола о нескольких незаконных действиях, каждое из которых образует состав одного административного правонарушения, не является нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
Довод заявителя о длящемся характере административного правонарушения основан на ошибочном толковании действующих норм.
Ссылка общества на судебную практику не принимается, поскольку в приведенном судебном акте установлены иные фактические обстоятельства.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления от 22.12.2014 N 10714000-1017/2014 по делу об административном правонарушении незаконным, судом не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом не пропущен.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ, апелляционный суд не усматривает. Судом первой инстанции подробно исследован вопрос о возможности признания спорного правонарушения малозначительным и ему дана надлежащая оценка с учетом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Вместе с тем, при оценке обжалуемого обществом постановления от 22.12.2014, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наложение штрафа на заявителя в размере 100 000 руб. за каждое административное правонарушение свидетельствует об избыточном ограничении прав юридического лица и не отвечает целям административной ответственности, поскольку штраф в указанном размере не соразмерен существу и последствиям допущенного административного нарушения и носит неоправданно карательный характер в силу следующего.
В соответствии с целями административного наказания, установленными частью статьи 3.1 КоАП РФ, предусмотренные КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Также согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц, от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Таким образом, минимальный размер штрафа составляет сто тысяч рублей.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2)
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, причем по отношению, как к физическим, так и к юридическим лицам.
Принцип целесообразности юридической ответственности предполагает обязательный для правоприменителя индивидуальный подход к правонарушителю. При этом российская правовая доктрина не отрицает необходимость реализации принципа целесообразности и в случаях привлечения к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП.
Принимая во внимание, что административное наказание в размере штрафа 100 000 руб. за каждое административное правонарушение не соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и не обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также ухудшает положения заявителя, учитывая, что все 17 спорных деклараций поданы в таможенный орган по нескольким партиям однородных товаров, суд апелляционной инстанции считает возможным и необходимым снизить назначенный штраф до 50 000 руб. за каждое административное правонарушение, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания и сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При изложенных обстоятельствах, решение суда от 14.05.2015, которым в удовлетворении заявленных обществом требований отказано в полном объеме, подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.05.2015 по делу N А51-976/2015 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Находкинской таможни от 22.12.2014 по делу об административном правонарушении N 10714000-1017/2014 в части назначения наказания в размере, превышающем 50000 (пятьдесят тысяч) рублей по каждому административному правонарушению.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Интел-Трэйд" в остальной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-976/2015
Истец: ООО "Интел-Трейд", ООО "ИНТЕЛ-ТРЭЙД"
Ответчик: Находкинская таможня