г. Самара |
|
13 июля 2015 г. |
Дело N А72-3089/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная инвестиционная компания" - Суганова О.В., доверенность от 08.04.2014 г.;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ульяновской области дело по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 апреля 2015 г. по делу N А72-3089/2015 (судья Корастелев В.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная инвестиционная компания" (ИНН 7325054771, ОГРН 1057325047658), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (ИНН 7705401340, ОГРН 102770048757), г. Ульяновск,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная инвестиционная компания" (далее - заявитель, Общество, ООО "Строительная инвестиционная компания") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" в лице филиала в Ульяновской области (далее - ответчик, Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра"), в котором просило признать незаконным решение Учреждения от 09.02.2015 N 73-00/2015-8706 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:040810:184, общей площадью 1664 кв.м., расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Нариманова, д.24; также просило обязать осуществить государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:24:040810:184 на "объекты торговли, досуга и развлечений (магазин)" в течении 10 рабочих дней.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 апреля 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным без учета всех фактических обстоятельств по делу и представленных сторонами в материалы дела доказательств.
По мнению подателя жалобы, выводы суда о том, что выявленные противоречия сведении о разрешенном использовании земельного участка и планируемом видом его не могут явиться основанием для приостановления учета является, не состоятельны.
Податель жалобы ссылается на то, что выбрать правообладатель вид разрешенного использования может самостоятельно, но изменить вид может только после установления соблюдения технических регламентов.
Податель жалобы считает, что поскольку в настоящее время на земельном участке отсутствует объект капитального строительства говорить об отсутствии противоречий техническим регламентам преждевременно.
Также, по мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что оспариваемее решение нарушает право ООО "Строительная инвестиционная Компания" на его использование с любым видом разрешенного использования не соответствует действительности, т.к. использование земельного участка под объекты торговли, досуга и развлечений (магазин) возможно только после получения разрешительной документации.
06 июля 2015 года в судебное заседание, которое проведено с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ульяновской области, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Представитель ООО "Строительная инвестиционная компания" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Строительная инвестиционная компания", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 73:24:040810:184, общей площадью 1664 кв.м., расположенного по адресу: г.Ульяновск пр. Нариманова д.24, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, под существующим жилым домом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности N 73АА888350 от 03.12.2014.
На данном земельном участке отсутствуют какие-либо строения, что подтверждается кадастровыми выписками о снятии с кадастрового учета в связи со сносом располагавшихся ранее на участке жилых домов по адресу: г. Ульяновск, пр. Нариманова д.26 - снят с кадастрового учета 05.11.2014 (располагался на участке с кадастровым номером 73:24:040810:34) и по адресу: г.Ульяновск, пр. Нариманова д.24 - снят с кадастрового учета 02.10.2014 (располагался на участке с кадастровым номером 73:24:040810:13).
Земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:040810:34 (по адресу г.Ульяновск, пр. Нариманова д.26), 73:24:040810:13 (по адресу г.Ульяновск, пр. Нариманова д.24) и 73:24:040810:40 (по адресу г.Ульяновск, пр. Нариманова д.28, свободный от строений) были приобретены ранее Обществом по договорам купли-продажи и объединены в установленном законом порядке в один участок с присвоением ему кадастрового номера 73:24:040810:184, общей площадью 1664 кв.м., с присвоением участку адреса: г.Ульяновск пр.Нариманова д.24.
Земельный участок согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск", утверждённых решением Ульяновской Городской думы от 13.10.2004 N 90 (с изменениями и дополнениями), расположен в территориальной зоне ЦЗ - зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. В основные виды разрешенного использования данной территориальной зоны входят объекты торговли, досуга и развлечений.
Согласно Расширенному перечню объектов для размещения в составе территориальных зон (Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск") к объектам торговли, досуга и развлечений отнесены, наряду с прочими, и магазины.
Планируя строительство магазина на указанном земельном участке, Общество обратилось в администрацию города Ульяновска за выдачей градостроительного плана земельного участка.
15.12.2014 г. заявителю был выдан градостроительный план N RU 73304000-1138 на данный земельный участок для строительства магазина.
Обществом заключен с ООО "Гео плюс" договор от 15.09.2014 N 113 на выполнение проектных работ в объеме, достаточном для получения разрешения на строительство.
29.01.2015 г. Общество обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" в Ульяновской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части смены вида разрешенного использования земельного участка с "под индивидуальное жилищное строительство, под существующим жилым домом" на "объекты торговли, досуга и развлечений (магазин)".
09.02.2015 г. ответчиком было вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании п. 1 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре. Для устранения причин приостановки заявителю предложено подтвердить, что на данном земельном участке расположен объект торговли, досуга и развлечении (магазин) либо представить разрешение на строительство. Также в решении о приостановлении указывается, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об объекте капитального строительства (жилом доме), расположенном на земельном участке по адресу: г. Ульяновск, пр.Нариманова д.24.
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В ходе рассмотрения дела в суде ФГБУ "ФКП Росреестра" в Ульяновской области на основании справки от Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации о том, что объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 73:24:040810:116 и 73:24:040810:127 являются одним и тем же объектом, устранило противоречия, содержавшиеся в сведениях государственного кадастра недвижимости, где дважды был поставлен на кадастровый учет жилой дом по адресу: г.Ульяновск, пр. Нариманова д.24.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что какие-либо жилые дома по адресу: г. Ульяновск, пр. Нариманова д. 24, как объекты кадастрового учета на земельном участке не располагаются. Указание на это в оспариваемом решении о приостановлении является несостоятельным.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7,10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Таким образом, изменение сведений государственного кадастра недвижимости разрешенного использования земельного участка, предусмотренных пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", является одним из возможных оснований внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с ч. 3 данной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как указано в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 73:24:040810:184, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр. Нариманова, д.24, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, данный земельный участок находится в зоне ЦЗ "Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения". Согласно статье 21.2 Правил землепользования и застройки одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне ЦЗ является вид "Объекты торговли, досуга и развлечений". Согласно Расширенному перечню объектов для размещения в составе территориальных зон (Приложение N1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск") к объектам торговли, досуга и развлечений отнесены, наряду с прочими, и магазины.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Согласно Письму Минэкономразвития России от 20.08.2009 г. N Д23-2696 для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии).
Предоставление каких-либо иных документов для осуществления кадастрового учета изменений разрешенного использования земельного участка Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что изложенное в оспариваемом решении Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области от 09.02.2015 г. требование о предоставлении документа, подтверждающего расположение на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040810:184 объекта торговли, досуга и развлечении (магазин), либо предоставления разрешения на строительство является неправомерным.
Кроме того, в качестве основания приостановления осуществления кадастрового учета указан п. 1 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
Общество обращалось с заявлением об изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка с "под индивидуальным жилищным строительством, под существующим жилым домом" на "объекты торговли, досуга и развлечении (магазин)", поскольку в настоящий момент на земельном участке с кадастровым номером 73:24:040810:184 отсутствуют жилые дома, что подтверждается материалами дела.
Судом верно отмечено в решении, что, поскольку при осуществлении кадастрового учета вносятся изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка, противоречие между указанным в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования земельного участка и заявленным планируемым Обществом видом использования, который соответствует градостроительному регламенту не может в силу указания в п. 1 ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" явиться основанием приостановления кадастрового учета таких сведений.
Судом также правильно указано на то, что требованиям технических регламентов, как это предусмотрено ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение вида разрешенного использования земельного участка также не противоречит, поскольку в настоящее время объекты индивидуального жилищного строительства, существующие жилые дома на земельном участке отсутствуют.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса собственник земельного участка может осуществлять не только права, предусмотренные Земельным кодексом, но и осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Статья 7, ст. 85 Земельного кодекса, ст. 37 Градостроительного кодекса предоставляют собственнику земельного участка право самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов, без дополнительных разрешений и процедур согласования, а также осуществлять изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов
Часть 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает право собственника объекта недвижимости на учет изменений принадлежащего ему объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости. Внесение таких изменений является именно правом, а не обязанностью собственника объекта недвижимости, поскольку согласно ч. 4 ст. 16 данного закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Судом также правильно указано на то, что оспариваемое решение нарушает предусмотренное ст. 85 Земельного кодекса РФ право Общества как собственника земельного участка на его использование в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
С учетом изложенного, а также положений ст. 201 АПК РФ, суд правомерно посчитал заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению.
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Суд правильно указал, что законодателем возможность самостоятельного выбора пользователем вида разрешенного использования земельных участков поставлена в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся в п.8 ст.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Ульяновска, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и (или) менять вид (виды) использования земельных участков, объектов капитального строительства, разрешенных как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Общество, обратившись в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области по поводу осуществления кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка предоставило полный пакет документов, предусмотренный исчерпывающим перечнем, указанным в ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г.
Письмо Минэкономразвития РФ повторяет норму ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. (далее - Закон о кадастре), которая является обязательной, в данной статье указано, что в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Такая же норма содержится в п.70 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. N 42.
Кроме того, Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решения о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений, внесенных в ГКН по причине их временного характера (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.08.2009 г. N 23-2696).
Таким образом, судом правильно сделан вывод о том, что изложенное в оспариваемом решении Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области от 09.02.2015 г. требование о предоставлении документа, подтверждающего расположение на земельном участке объекта торговли, досуга и развлечений (магазина), либо предоставления разрешения на строительство, является неправомерным.
В качестве основания приостановления осуществления кадастрового учета указан пп.1 п.2 ст. 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).
На момент подачи заявления об осуществлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования (29.01.2015 г.), на данном земельном участке отсутствовали какие-либо объекты недвижимости (жилой дом был снят с кадастрового учета 05.11.2014 года), что подтверждается материалами дела.
Поэтому суд правильно сделал правильный вывод о том, что ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре не предусмотрено в качестве основания для приостановления осуществления кадастрового учета - несоответствие вида разрешенного использования земельного участка назначению объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке.
Суд сделал правильный вывод, что решение о приостановлении кадастрового учета изменения вида разрешенного использования нарушает предусмотренное ст.85 Земельного кодекса РФ право Общества как собственника земельного участка на его использование в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Общество приобретало три земельных участка у физических лиц для дальнейшего объединения и строительства на данном участке магазина. В материалах дела содержатся доказательства выполнения работ по сносу ранее существовавшего индивидуального дома и по подготовке строительства нового объекта на свободном от строений земельном участке.
Из норм ст.40-41 Земельного кодекса РФ следует, что если земельный участок, закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельного участка. В случае желания правообладателя земельного участка застроить его иным образом, для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 апреля 2015 г. по делу N А72-3089/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3089/2015
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Ульяновской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области