г. Владимир |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А43-1379/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.07.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2015 по делу N А43-1379/2015, принятое судьей Волчанской И.С.
по заявлению Земского собрания Сокольского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 28.11.2014 N 102 НС.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) проведена выездная проверка Земского собрания Сокольского муниципального района Нижегородской области (далее по тексту - Земское собрание) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт от 05.11.2014 N 118НС и принято решение от 28.11.2014 N 102НС о привлечении Земского собрания к ответственности, предусмотренной абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 181 рубля 57 копеек. Данным решением Обществу начислены страховые взносы в размере 907 рублей 84 копеек, пени в сумме 121 рубля 66 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 29.04.2015 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на неправильное применение норм материального права.
Указывает, что выплаты, начисляемые депутатам, в том числе осуществляющим депутатскую деятельность на непостоянной основе, в рамках трудовых отношений, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Земское собрание отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решений Фонда усматривается, что основанием для доначисления страховых взносов, послужил вывод Фонда о неправомерном занижении Земским собранием базы для исчисления страховых взносов на суммы выплат, произведенных в качестве компенсаций за время осуществления полномочий председателя Земского собрания Новожилову В.А. в сумме 9 526 рублей, Арапову В.А. в сумме 412 202 рублей 13 копеек, Козлову Д.Н. в сумме 32 192 рублей 58 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациям в пользу физических лиц, в частности в рамках трудовых отношений.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Исходя из положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 03.10.2008 N 133-З "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Нижегородской области.
Статьей 18 Устава Сокольского муниципального района Нижегородской области (принят постановлением Земского собрания Сокольского района от 30.06.2005 N 31), действующего в проверяемый период определено, что должностными лицами местного самоуправления Сокольского муниципального района являются: глава местного самоуправления (исполняющий полномочия председателя Земского собрания), глава администрации района.
Пунктом 6 статьи 22 Устава предусмотрено, что глава местного самоуправления (председатель Земского собрания района) осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Решениями Земского собрания Сокольского муниципального района Нижегородской области от 25.02.2011 N 24, от 26.10.2010 N 107, от 26.08.2010 N 78, от 30.10.2013 N 89 установлена компенсация за время осуществления полномочий председателя Земского собрания Сокольского муниципального района в сумме 12 990 рублей ежемесячно, что соответствует пункту 12 части 1 статьи 39-1 Устава Сокольского муниципального района.
С учетом изложенного, данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения депутату фактически понесенных расходов на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - является материально-финансовыми условиями обеспечения гарантий деятельности депутата Земского собрания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.06.2013 N 15-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Следовательно, Фондом сделан необоснованный вывод о том, что при осуществлении депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе возникают трудовые или гражданско-правовые отношения. Соответственно, вознаграждения и компенсации, выплата которых была гарантирована в проверяемый период Законом N 133-З, Уставом Сокольского муниципального района Нижегородской области депутатам представительного органа местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, нельзя признать объектом обложения страховыми взносами.
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.04.2015 по делу N А43-1379/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1379/2015
Истец: Земское собрание Сокольского муниципального района Нижегородской области
Ответчик: ГУ-Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ филиал N 12 г. Городец
Третье лицо: ГУ - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации