г. Владивосток |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А51-775/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-5466/2015
на решение от 08.05.2015
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-775/2015 Арбитражного суда Приморского края по иску Муниципального унитарного предприятия "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа (ИНН 2511010161, ОГРН 1042502156410, дата государственной регистрации: 09.07.2004)
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, дата государственной регистрации: 15.01.2003)
о взыскании 102 044, 03 рублей
при участии:
от истца - Сальникова Н.П. по доверенности от 10.03.2015 сроком действия на один год, паспорт,
от ответчика - Сосковец Е.В. по доверенности от 18.01.2013 N 20-11-30/23 сроком действия до 24.12.2015, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 102 044, 03 рублей.
Судом первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) муниципальное казенное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа заменено на муниципальное унитарное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись вынесенным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указал на то, что в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), расходные обязательства по финансовому обеспечению гарантированного перечня услуг по погребению распределяются между Российской Федерацией и субъектами РФ в зависимости от того, являлся ли погибший работником или пенсионером. Полагает, что если личность умершего не установлена органами внутренних дела, и соответственно, не установлен тот факт, являлся ли он работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления услуг по погребению является расходным обязательством субъекта РФ. Отмечает, что согласно Указу Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", отнесена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Считает, что истцом не доказаны источники возмещения стоимости услуг по захоронению умерших граждан.
В судебном заседании 08.07.2015 представитель Министерства финансов Российской Федерации доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Постановлением главы Уссурийского городского округа от 03.03.2006 г. N 254 "О специализированной службе по вопросам похоронного дела" функциями специализированной службы по вопросам похоронного дела, осуществляющей весь комплекс услуг и мероприятий по организации и проведению похорон, включая погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел" (в ред. N 558-НПА от 27.02.12) наделено муниципальное казенное предприятие "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа N 4571-НПА от 31.12.2013 г. "Об определении стоимости услуг по погребению предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению" определена стоимость услуг по погребению одного умершего, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению с учетом районного коэффициента в размере 6002 рублей 59 копеек.
Как следует из материалов дела, в период с января 2014 года по декабрь 2014 года (далее - спорный период) истцом произведено погребение 17 умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Факт оказания данных услуг по погребению подтвержден представленными в материалы дела справками о захоронении неизвестных трупов на городском кладбище г. Уссурийска., с прилагаемыми справками о смерти.
В связи с наличием у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением МУП "Благоустройство, озеленение, санитарное содержание" Уссурийского городского округа в период с января 2014 года по декабрь 2014 года погребения умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего в общем размере на сумму 102 044 рубля 03 копейки, истец обратился с настоящим иском в суд.
Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции счел требования обоснованными и удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Пунктами 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела; стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 12 Закона о погребении, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ; погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ; услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Из изложенного следует, что законодатель определил различные источники финансирования понесенных специализированными службами расходов при оказании гарантированных услуг по погребению. Определение источников таких расходов законодатель поставил в зависимость от наличия или отсутствия статуса пенсионера, а также социального страхования умерших.
Следовательно, в случае невозмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов на погребение вышеуказанных категорий умерших, специализированная служба должна предъявлять требование к соответствующему публичному образованию либо государственному фонду, отвечающему за определенный источник финансирования.
Во исполнение статей 9, 12 вышеуказанного закона главой администрации Уссурийского городского округа принято постановление от 31.12.2013 N 4571-НПА, которым утверждены тарифы на ритуальные услуги, оказываемые специализированными службами по вопросам похоронного дела, по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников либо законного представителя умершего в размере 6 002,59 рублей. Доказательств неправомерности принятия указанного постановления Минфином РФ, а также применении установленного размера захоронения при расчете суммы иска, не предоставлено.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При этом, в спорный период на эти цели средства из федерального бюджета в бюджет Приморского края не выделялись, что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции, доказательств выделения на указанные цели из федерального бюджета в 2014 году средств участниками спора не представлено, в связи с чем взыскание 102 044, 03 рублей затрат, понесенных истцом при погребении умерших неустановленных лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего, должно осуществляться с Российской Федерации за счет средств государственной казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует положениям статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии со статьей 84 БК РФ обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Пунктом 1 статьи 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
Позиция апеллянта о необходимости применения положений Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в части обоснования возложения обязанности по выделению необходимых средств специализированным службам по вопросам похоронного дела на органы исполнительной власти субъектов РФ отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Так, положение пункта 2 отмеченного Указа о возложении на органы исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обязанности по финансированию специализированных служб прямо связано с оказанием услуг, предусмотренных пунктом 1 данного Указа. При этом пункт 1 Указа устанавливает обязательность оказания на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Закона о погребении, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Однако, рассматриваемый спор связан с возмещением расходов по захоронению невостребованных умерших, а также умерших, личность которых не установлена, в силу чего Указ Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 в настоящем деле применению не подлежит.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2015 по делу N А51-775/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-775/2015
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЛАГОУСТРОЙСТВО, ОЗЕЛЕНЕНИЕ, САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ" УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации