г. Хабаровск |
|
13 июля 2015 г. |
А73-2945/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Николюкс": Рыженков Д.С., директор; Медведева А.Ю., представитель по доверенности от 11.03.2015;
от Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю: Нагорная Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 N 5/4;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю
на решение от 21.05.2015
по делу N А73-2945/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Николюкс"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.02.2015 N 9
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Николюкс" (далее - ООО "Николюкс", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее-УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган, административный орган) от 19.02.2015 N 9, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 21.05.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.02.2015 N 9 признано незаконным и отменено в виду отсутствия события административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении требований.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в подтверждение доводов просил приобщить к материалам дела запрос и ответ ФАС России в котором поддержана позиция УФАС по Хабаровскому краю о том, что конструкция со спорной информацией, размещенная на первом этаже ТЦ "Атриум" является рекламой табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей.
Представитель Общества в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения. Также просил отказать в удовлетворении ходатайства о приобщении дополнительных документов.
Суд апелляционной инстанции отклонил ходатайство УФАС по Хабаровскому краю о приобщении дополнительных документов по мотиву того, что они не являются новыми либо дополнительными доказательствами по делу, а являются позицией антимонопольного органа
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе УФАС по Хабаровскому краю 09.12.2014 на первом этаже ТЦ "Атриум" отслежена реклама следующего содержания: "NICOLUX сеть табачных магазинов. 2 этаж. Электронные сигареты. Жидкости. Комплектующие. Кальяны. Табак. Сигары. 8(4212) 93-37-93; 8 924 403-37 93 www.nicolux.ru".
Решением комиссии Хабаровского УФАС от 27.01.2015 указанная реклама признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 8 статьи 7 ФЗ "О рекламе".
19.02.2015 в отношении ООО "Николюкс", в присутствии директора Общества, составлен протокол, и в тот же день вынесено постановление о назначении административного наказания по части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ, с назначением штрафа в размере 150 000 рублей
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование общества, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Частью 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа.
При этом, что именно подразумевается под рекламой табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей часть 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ не определяет.
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ установлено, что в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:
а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;
е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;
2) спонсорство табака.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар (работа, услуга), средства их индивидуализации, изготовитель или продавец товара (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу положений части 1 статьи 19 Закона о рекламе рекламными конструкциями являются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
При этом положения указанного закона не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункт 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе).
Размещение вывесок обусловлено требованиями статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.09.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", обязывающими продавца товаров или исполнителя работ, услуг довести таким образом до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре, о фирменном наименовании (наименовании) своей организации, месте ее нахождения (юридическом адресе) и режиме работы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами закона "О рекламе", при применении пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 9, 10 Закона "О защите прав потребителей". То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Установленные административным органом обстоятельства
свидетельствуют о размещении сведений, носящих информационный характер о деятельности общества, которые не могут быть отнесены к рекламе.
Подобная информация не преследует цель формирования или поддержания интереса к реализуемой заявителем продукции, а потому, ее нельзя признать размещенной в рекламных целях.
Таким образом, конструкция со спорной информацией, размещенная на первом этаже ТЦ "Атриум" не является рекламой табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей. Сами по себе слова "табак", "электронные сигареты", "сигары", являются обезличенной информацией, не содержат конкретных сведений о товаре, призыва на приобретение указанного товара, либо иного вида стимулирования на покупку табачных изделий.
Довод антимонопольного органа о том, что спорная информация, размещенная на первом этаже, о возможности посещения на втором этаже торгового центра "Атриум" магазина "NICOLUX" с целью приобретения рекламируемого товара, направленная на привлечение внимания неопределенного круга лиц, является рекламой, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку местом реализации товара является торговый центр "Атриум", где находится магазин и информационный стенд.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 2.1 КоАП РФ определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В рассматриваемой ситуации отсутствует само событие административного правонарушения, в связи с чем, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявление Общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.05.2015 по делу N А73-2945/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2945/2015
Истец: ООО "Николюкс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-2945/15
26.10.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3518/15
13.07.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3135/15
21.05.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-2945/15