г. Киров |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А82-18597/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Кобелевой О.П., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ложкиной Н.С.,
без участия сторон в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2015 по делу N А82-18597/2014, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А.,
по иску открытого акционерного общества "Северсталь" (ОГРН: 1023501236901, Вологодская область, г.Череповец)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ОГРН: 1037739877295, г.Ярославль)
о взыскании 18669 руб. 69 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Северсталь" (далее ОАО "Северсталь", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 167), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее ОАО "РЖД", Дорога, ответчик) о взыскании 18669 руб. 69 коп. пени за просрочку в доставке грузов по железнодорожным накладным N ЭЛ 364621, N ЭМ 225919, N ЭЛ 212249, N ЭЛ 588813, N ЭЛ 493955.
Исковые требования основаны на положениях статей 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее Устав), статей 309, 792, 793, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 06.04.2015 исковые требования ОАО "Северсталь" удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 17000 руб. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
ОАО "РЖД", не согласившись с принятым по делу решением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части удовлетворения требований о взыскании пени по накладным N N ЭЛ 364621, ЭЛ 588813, ЭЛ 493955 и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности, вывод суда о недоказанности Дорогой всех необходимых обстоятельств для увеличения срока доставки груза на 4 суток по отправке N ЭЛ 364621, на 3 суток по отправке N ЭЛ 588813, на 2 суток по отправке N ЭЛ 493955 в связи с исправлением технической неисправности апеллянт считает ошибочным. По мнению ответчика, суду представлены надлежащие доказательства того, что задержка вагонов NN 54545173, 55255056, 67026286 по спорным накладным в пути следования вызвана необходимостью устранения технологической неисправности (неисправность поглощающего аппарата, грение буксы), возникшей не по вине перевозчика, а в результате некачественного выполнения планового ремонта, проводимого иными лицами. Представленные суду доказательства акты-рекламации податель жалобы полагает оформленными в соответствии с требованиями закона. Вывод суда о недоказанности скрытого характера неисправностей ОАО "РЖД" считает неправомерным; ссылается на выписку из книги предъявления вагонов к техническому обслуживанию формы ВУ-14, подтверждающую отсутствие неисправности вагона на момент приема его к перевозке.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
ОАО "РЖД" просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
ОАО "Северсталь" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2015 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта в оспариваемой ответчиком части.
Как усматривается из материалов дела, в мае 2014 года на станцию Череповец 2 Сев ж.д. в адрес ОАО "Северсталь" прибывали груженые вагоны N N 54545173, 55255056, 67026286, не принадлежащие перевозчику, что подтверждено представленными в материалы дела железнодорожными накладными NN ЭЛ 364621, ЭЛ 588813, ЭЛ 493955 и не оспаривается сторонами.
Из содержания накладных следует, что груз доставлен грузополучателю с нарушением сроков доставки.
Наличие просрочки в доставке груза грузополучателю послужило основанием обращения последнего к перевозчику с претензией от 07.07.2014 об уплате пени, в том числе по спорным отправкам в общей сумме 25236 руб. 09 коп. (л.д. 8-9).
Неисполнение изложенных в претензии требований в добровольном порядке явилось основанием обращения ОАО "Северсталь" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Решением суда от 06.04.2015 исковые требования ОАО "Северсталь" удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает решение только в части удовлетворения требований о взыскании пени по железнодорожным накладным N N ЭЛ 364621, ЭЛ 588813, ЭЛ 493955 (вагоны NN 54545173, 55255056, 67026286), ссылаясь на отсутствие просрочки в доставке истцу груза ввиду задержания вагонов на промежуточных станциях по причине обнаружения технической неисправности вагонов, возникшей по вине иных лиц (ВЧД, ВРП), проводивших плановый ремонт.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (Кодекс) перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статьи 792, 793 Кодекса).
Статьей 33 Устава предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 данного Устава обстоятельств.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, далее Правила N 27).
Пунктами 5, 6 названных Правил установлены случаи увеличения сроков доставки грузов, которые должны фиксироваться соответствующими актами общей формы с отметками об этом в железнодорожной накладной.
Сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшего по не зависящим от перевозчика причинам (подпункт 6.3 пункта 6 Правил N 27).
Согласно абзацу 2 пункта 6.7 Правил N 27 о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка определенного содержания.
В силу пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе обстоятельств задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (далее Правила N 45).
На основании пункта 3.2.1 указанных Правил на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" должна быть сделана отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая должна быть заверена подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
Согласно пункту 3.4 Правил N 45 если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указываются причина и время задержки вагонов в пути. В случае обнаружения вагонов с неисправностями, угрожающими безопасности движения, в акте общей формы перевозчиком указываются сведения об обнаруженных неисправностях.
Исходя из предмета и основания иска, и подлежащих применению норм материального права в предмет доказывания по настоящему делу входят, в том числе обстоятельства о наличии (отсутствии) задержки вагона в пути следования, факт технической неисправности и причины возникновения неисправности.
С учетом положения части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за задержку вагонов, исходя из условий пункта 6.3 Правил N 27, возлагается на перевозчика.
Согласно доводам ответчика срок доставки по спорным отправкам подлежит увеличению по причине устранения технической неисправности вагонов, возникшей не по вине перевозчика.
В обоснование доводов об отсутствии вины в задержке вагонв ОАО "РЖД" представило суду первой инстанции:
- железнодорожную накладную N ЭЛ 364621 (л.д. 50), акт общей формы N 3/2092 от 02.05.2014 (л.д. 51), акт общей формы N 3/2116 от 03.05.2014 (л.д. 52), акт общей формы N 6/30218 от 07.05.2014 (л.д. 58), N 6/30924 от 10.05.2014 (л.д. 59) уведомление на ремонт вагона N 54545173, уведомление о приемке вагона из ремонта (л.д. 53-54), акт-рекламацию N 2309 от 16.05.2014 с указанием на выявленный характер дефекта - неисправность поглощающего аппарата (л.д. 67-68), дефектную, расчетно-дефектную ведомости (л.д. 63-66), выписку из книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию и др.;
- железнодорожную накладную N ЭЛ 588813 с дорожной ведомостью (л.д. 114-117), акт общей формы N 2/3341 от 11.05.2014 (л.д. 118), акт общей формы N 2/3356 от 12.05.2014 (л.д. 119), акт общей формы N 1/1713 от 16.05.2014 (л.д. 120), уведомление на ремонт вагона N 55255056, уведомление о приемке вагона из ремонта (л.д. 121-122), акт-рекламацию N 62 от 20.05.2014 с указанием на выявленный характер дефекта - грение буксы (л.д. 132-133), дефектную, расчетно-дефектную ведомости (л.д. 123-126), выписку из книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию и др.;
- железнодорожную накладную N ЭЛ 493955 с дорожной ведомостью (л.д. 138-141), акт общей формы N 6/3840 от 03.05.2014 (л.д. 142), акт общей формы N 2/3170 от 04.05.2014 (л.д. 144), акт общей формы N 2/3336 от 10.05.2014 (л.д. 145), акт общей формы N 1/1690 от 13.05.2014 (л.д. 146), уведомление на ремонт вагона N 67026286, уведомление о приемке вагона из ремонта (л.д. 147-148), акт-рекламацию N 55 от 08.05.2014 с указанием на выявленный характер дефекта - грение буксы (л.д. 153-154), дефектную, расчетно-дефектную ведомости (л.д. 149-152), выписку из книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию и др.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело документы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для увеличения срока доставки спорных вагонов на основании пункта 6.3 Правил N 27 ввиду недоказанности перевозчиком факта возникновения неисправности в пути следования по не зависящим от него причинам, скрытого характера вышеназванных неисправностей и невозможности обнаружения их перевозчиком при приемке вагонов к перевозке.
Так, в накладной N ЭЛ 364621 отсутствует ссылка на акты общей формы N 3/2092 от 02.05.2014, N 6/30218 от 07.05.2014, отражающие факт отцепки спорного вагона и содержащие причину обнаружения технической неисправности вагона. В этой связи данные документы, представленные суду, не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу.
В накладной N ЭЛ 588813 содержится ссылка на акт общей формы N 6/3951 от 06.05.2014, который суду не был представлен. Иных актов, составленных в момент отцепки вагона N 55255056, в материалах дела не имеется.
Согласно отметке перевозчика, сделанной в соответствующей графе железнодорожной накладной N ЭЛ 493955, срок доставки груза (вагон N 67026286) увеличивается в связи с задержкой груза на станции Сосногорск для текущего ремонта, о чем составлен акт общей формы N 6/3839 от 03.05.2014 (л.д. 139). Между тем названный акт суду не был представлен.
Ссылка ответчика на акт общей формы N 6/3840 от 03.05.2014, отражающий факт отцепки спорного вагона и содержащий причину обнаружения технической неисправности вагона, не принимается апелляционным судом, т.к. ссылки на данный акт перевозочные документы не содержат.
Таким образом ввиду допущенных ОАО "РЖД" нарушений представленные ответчиком доказательства не подтверждают факт возникновения неисправности вагонов в пути следования по не зависящим от перевозчика причинам.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
В рассматриваемом случае перевозчик принял груз для перевозки, тем самым подтвердил, что отсутствуют, в том числе, дефекты, препятствующие перевозке вагонов, а также какие-либо иные нарушения, угрожающие безопасности движения (то есть, вагоны находятся в надлежащем техническом и коммерческом состоянии).
Иного перевозчиком не доказано.
Ввиду изложенного, факт принятия груза перевозчиком подтверждает соответствие спорных вагонов нормам технической безопасности и их пригодность к использованию, в связи с чем с момента принятия груза и заключения договора перевозки у ОАО "РЖД" возникли обязательства по доставке груза в нормативно установленные сроки.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2015 по делу N А82-18597/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-18597/2014
Истец: ОАО "Северсталь"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"