г. Самара |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А65-1938/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 июля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от гражданки Махнач Н.А. - извещен, не явился,
от ООО "Производственно-строительное объединение "КапиталСтрой" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "АукционистЪ" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 апреля 2015 г. по делу N А65-1938/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АукционистЪ", г. Елабуга, Республика Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
гражданка Махнач Н.А., г. Краснодар,
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительное объединение "КапиталСтрой" (ИНН 1655040479, ОГРН 1031601000738), г. Казань,
о признании незаконными решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АукционистЪ" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее ответчик) о признании решения и предписания от 23.12.2014 г. по жалобе N Т04-232/2014 незаконными.
Решением Арбитражного суда Республике Татарстан от 09 апреля 2015 г. по делу N А65-1938/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, гражданин Махнач Н.А., обратилась в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов - ООО "АукционистЪ" при проведении торгов в форме публичного предложения N 1288593 по продаже имущества должника ООО "ПСО "КапиталСтрой": права требования (дебиторская задолженность) к 43 дебиторам, номинальной стоимостью 49 535 953, 98 руб. в связи с необоснованным отказом в допуске заявки Махнач Н.А. к проведению данных торгов, а также проведения торгов с нарушением требований действующего законодательства.
При рассмотрении жалобы антимонопольным органом было установлено следующее, что извещение о проведении торгов в форме публичного предложения N 1288593 по продаже имущества должника ООО "ПСО "КапиталСтрой": права требования (дебиторская задолженность) к 43 дебиторам, опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - 10.10.2014 г. Электронная площадка: "МТС "Фабрикант". Предмет торгов: право требования (дебиторская задолженность) к 43 дебиторам, номинальной стоимостью 49 535 953, 98 руб. Форма проведения: публичное предложение. Дата начала приема заявок: 18.11.2014 г. Дата окончания подачи заявок: 28.11.2014 г. Начальная (максимальная) цена - 859 046, 40 руб. Организатор торгов - ООО "АукционистЪ".
Данная жалоба рассматривалась в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Приказом Минэкономразвития от 14.09.2010 N Д06-3117 "О порядке применения положений Федерального закона о несостоятельности (банкротстве)", в части проведения торгов по продаже имущества должника в электронной форме, Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54 "Об утверждении порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным требованиям" комитетом кредиторов ООО "ПСО "КапиталСтрой" 07.03.2014 г. утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО "ПСО "КапиталСтрой" в ходе процедуры конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве) N А65-5945/2013.
По результатам жалобы антимонопольным органом было установлено, что требование организатора торгов уплаты задатка в процентом отношении к начальной цене продажи имущества, без учета действующей цены продажи имущества в определенный период проведения торгов, возлагает на лиц, намеревающихся принять участие в торгах посредством публичного предложения, дополнительные, необоснованные препятствия для участия в них, искусственно ограничивающее количество потенциальных участников торгов, что приводит к нарушению части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения жалобы, антимонопольным органом было вынесено решение N Т04-232/2014 о признании организатора торгов - ООО "АукционистЪ" нарушившим требования части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" и выдано предписание об устранении нарушений законодательства, а именно: отменить все протоколы, при проведении торгов в форме публичного предложения N 1288593 по продаже имущества должника ООО "ПСО "КапилаСтрой": права требования (дебиторская задолженность) к 43 дебиторам, номинальной стоимостью 49 535 953, 98 руб.; внести изменения в документацию при проведении торгов в форме публичного предложения в соответствии с требованиями действующего законодательства и провести процедуру торгов заново, в соответствии с действующим законодательством; в течение одно дня со дня принятия решения о внесении изменений в документацию разместить такие изменения на официальном сайте; продлить срок подачи заявок на участие в вышеуказанных торгах и повторно провести процедуру размещения вышеуказанной закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В течение 10 дней со дня получения настоящего предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что в части необоснованного установления на торгах фиксированной суммы задатка 171 809, 28 руб. необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве начальная цена продажи имущества должника (посредством публичного предложения) устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
В сообщении о продаже имущества ООО "ПСО "КапиталСтрой" на повторных торгах начальная цена продажи имущества была установлена в размере 859 046, 40 руб. (публикация в газете "Коммерсантъ" N 83 от 16.05.2014 г.), поэтому начальная цена продажи имущества должника посредством публичного предложения была установлена по правилам ст. 139 Закона о банкротстве в размере 859 046, 40 руб.
Согласно положениям ст. 110 Закона о банкротстве, размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи имущества.
Размер задатка для участия в торгах ООО "ПСО "КапиталСтрой" посредством публичного предложения установлен в размере 171 809, 28 руб. (публикация в газете "Коммерсантъ" от 11.10.2014 г.), что составляет 20 % от начальной продажной цены (859 046, 40 руб.), указанной в сообщении о проведении торгов путем публичного предложения. Заявитель считает, что, фиксированная сумма задатка 171 809, 28 руб. не превышает установленного законодательством лимита 20 % от начальной продажной цены, и является обоснованной для установления в качестве задатка на торгах ООО "ПСО "КапиталСтрой" в форме публичного предложения.
В части необоснованного установления фиксированного срока для внесения задатка до 18.11.2014 г. заявитель указал, что п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве установлено, что срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, т.е. продолжительность приема заявок на участие в торгах составляет 25 рабочих дней. Согласно п. 9 ст. 110 Закона о банкротстве не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 Законом о банкротстве, и в печатном органе по месту нахождения должника.
Сообщение о реализации имущества путем публичного предложения было размещено в газете "Коммерсантъ" 11.10.2014 г., в ЕФРСБ - 10.10.2014 г.; дата начала торгов назначена на 28.11.2014 г., срок подачи заявок установлен - до 18.11.2014 г. Таким образом, 25-дневный срок для представления заявок на участие в торгах организатором торгов был соблюден.
Также заявитель указывает на то, что обязательным условием для участия в торгах является соблюдение установленных для участия в торгах условий. Установление равных условий для всех потенциальных участников торгов по размеру задатка и срокам внесения задатка на счет организатора торгов свидетельствует о равных условиях для неограниченного круга лиц. Установление фиксированного размера и срока для внесения задатка на участие в торгах напротив лишь создает равные условия для потенциальных участников торгов.
К тому же, комитетом кредиторов должника ООО "ПСО "КапиталСтрой" от 07.03. 2014 г. утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника. Участники комитета кредиторов единогласно проголосовали за принятие предложения конкурсного управляющего о реализации имущества ООО "ПСО "КапиталСтрой" (копия положения в приложении N 1).
В п. 1.9 раздела 1 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника ООО "ПСО "КапиталСтрой" установлено, что, в случае если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли- продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения в порядке установленном Разделом 2 настоящего Положения.
Комитетом кредиторов от 08.08.2014 г. были внесены изменения в порядок реализации имущества должника (протокол комитета кредиторов от 08.08.2014 г. в приложении N 2), согласно которым было принято решение: 1) установить величину снижения цены публичного предложения 10% ежедневно; 2) установить задаток для участия в размере 20% от начальной цены, указанной в сообщении о торгах, размер указать в фиксированной сумме; 3) минимальную цену в последний период снижения установить 2% от начальной цены.
Таким образом, решение об установлении размера задатка в твердой фиксированной сумме, а также условия о сроках внесения задатков было утверждено комитетом кредиторов, которое ни кем не оспаривалось, а так же не противоречит законодательству. Организатор торгов, действуя в интересах конкурсных кредиторов должника, проводит продажу имущества должника ООО "ПСО "КапиталСтрой" согласно утвержденному комитетом кредиторов положению. Данное положение о порядке реализации имущества должника соответствует приведенным нормам законодательства о банкротстве и не имеет противоречий действующему законодательству.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Приказом Минэкономразвития от 14.09.2010 г. N Д06-3117 "О порядке применения положений Федерального закона о несостоятельности (банкротстве)", в части проведения торгов по продаже имущества должника в электронной форме, Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 г. N 54 "Об утверждении порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным требованиям" комитетом кредиторов ООО ""ПСО "КапиталСтрой" 07.03.2014 г. утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО "ПСО "КапиталСтрой" в ходе процедуры конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве) N А65-5945/2013.
В соответствии с частью 10 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе следующие сведения, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.
Согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве, размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве, заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
В соответствии с частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов.
В сообщении о проведении торгов указано, что задаток должен поступить по представленным реквизитам на счет организатора торгов до 18.11.2014 г. при этом сумма задатка установлена в размере 20% от начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, сумма задатка составляет 171 809, 28 руб.
Антимонопольным органом было установлено из представленных документов, что Махнач Н.А. не был оплачен задаток в сроки и в размере установленным организатором торгов в сообщении о проведении данных торгов.
Поскольку в сообщении о проведении торгов указано, что задаток должен поступить до 18.11.2014 г, и обязательным условием для участия в торгах является соблюдение установленных для участия в торгах условий, в том числе поступление задатка в сроки, указанные в сообщении о торгах, соответственно, организатором торгов правомерно принято решение об отказе в допуске к проведению торгов по причине отсутствия документов, подтверждающих оплату задатка.
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган правомерно указал, что довод заявителя в части необоснованного отказа в допуске при проведении данных торгов является необоснованным.
В части доводов третьего лица, Махнач Н.А., о неправомерном установлении в сообщение о проведении торгов фиксированного срока для внесения задатка до 18.11.2014 г., а также фиксированной суммы задатка антимонопольным органом указано следующее.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 2.5 Положения утвержденного комитетом кредиторов, а также согласно пункту 2 протокола заседания комитета кредиторов о внесении изменений в порядок реализации имущества должника установлено, что величина снижения составляет 10% от предыдущей цены и действует в течение одного дня, включая выходные и праздничные дни.
Дата и время начала срока подачи заявок - 18.11.2014 г., дата и время окончания срока подачи заявок - 28.11.2014 г., начальная (максимальная) цена - 859 046, 40 руб. Вместе с тем, минимальная цена в последний период снижения установлена 2% от начальной (максимальной) цены - 17 180, 93 руб. и, соответственно, являвшаяся на последней период снижения максимальной ценой контракта.
Поскольку в сообщении о проведении данных торгов установлена величина снижения начальной цены, то на последний период приема заявок размер задатка составлял цену реализуемого имущества, а именно - 17 180, 93 руб.
Таким образом, размер задатка должен устанавливаться от цены, действующей в период действующего предложения.
Обязание участника торгов внести в фиксированные сроки и размере задаток для участия в торгах посредством публичного предложения в размере цены продажи имущества должника в период действующего предложения, налагает на участника торгов дополнительные имущественные обременения, не предусмотренные действующим законодательством, следовательно, требование организатора торгов уплаты задатка в процентом отношении к начальной цене продажи имущества, без учета действующей цены продажи имущества в определенный период проведения торгов, возлагает на лиц, намеревающихся принять участие в торгах посредством публичного предложения, дополнительные, необоснованные препятствия для участия в них, искусственно ограничивающее количество потенциальных участников торгов, что приводит к нарушению части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы заявителя, приведенные в обоснование заявленных требований, обосновано отклонены судом первой инстанции, в силу следующего.
Согласно ст. 329, 380 ГК РФ, задаток представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательства. Торги являются способом заключения договора. Обязанность участника торгов внести задаток установлена в целях обеспечения заключения договора между организатором торгов и лицом, выигравшим торги.
Согласно извещению о проведении торгов, размещенного на электронной торговой площадке, к заявке на участие в торгах должны быть приложены документы, предусмотренные ст. 110 Закона о банкротстве, в частности для физических лиц: копия паспорта, платежное поручение о внесении задатка.
На этапе торгов 28.11.2014 г. начальная цена лота составляла 17 180, 93 руб., однако, в нарушение ст. 110, 139 Закона о банкротстве, организатором торгов было выдвинуто незаконное требование о внесении задатка в твердом размере 171 809, 28 руб., что превышает начальную стоимости лота на 28.11.2014 г. в 10 раз.
Между тем, требования к проведению торгов посредством публичного предложения, указанные в ст. 110, 139 Закона являются исчерпывающими, и не могут быть изменены дополнительными требованиями заказчика или организатора торгов.
Требования организатора торгов о внесении задатка в большем размере является незаконным.
При установлении достаточно существенной суммы задатка по отношению к цене продаваемого имущества, в большей степени реализуется обеспечительная функция задатка, стимулирующая стороны к заключению основного договора.
Ввиду того, что торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения состоялись на этапе снижения цены до 17 180, 93 руб. (с учетом пошагового уменьшения от начальной цены продажи), обоснованным и соответствующим требованиям законодательства является установление задатка, исходя из действующей цены продажи имущества, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Иное толкование и исчисление сумм задатка на любом этапе торгов, исходя из начальной цены продажи имущества, не соответствует положениям действующего законодательства.
Письмом от 14.04.2014 г. N АЦ/14303/14, ФАС России указало, что требование организатора торгов по уплате задатка в процентном отношении к начальной цене продажи имущества, без учета действующей цены продажи имущества в определенный период проведения торгов, возлагает на лиц, намеревающихся принять участие в торгах посредством публичного предложения, дополнительные, необоснованные препятствия для участия в них, искусственно ограничивающее количество потенциальных участников торгов.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, в связи с чем обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
Излишне уплаченную государственную пошлину следует возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АукционистЪ", г. Елабуга, Республика Татарстан, из федерального бюджета в размере 1 500 руб.
Решение арбитражного суда является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения - апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республике Татарстан от 09 апреля 2015 г. по делу N А65-1938/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АукционистЪ", г. Елабуга, Республика Татарстан, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., уплаченную директором Исмаиловым М.Ш.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1938/2015
Истец: ООО "АукционистЪ" РТ, г. Елабуга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, РТ, г. Казань
Третье лицо: Махнач Н. А., ООО "ПСО"КапиталСтрой"
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-810/16
19.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-972/15
16.07.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7070/15
09.04.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-1938/15