г. Владивосток |
|
17 июля 2015 г. |
Дело N А24-5866/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-5034/2015
на решение от 17.04.2015
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-5866/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Тихонова Алексея Валерьевича
о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (ИНН 4101135273, ОГРН 1104101000013, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.01.2010) по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записи от 23.06.2014 N 2144177021195 об исключении недействующего юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Увгил",
при участии:
от ООО "Увгил": представитель Лебедева О.В. по доверенности от 14.07.2015 сроком до 31.12.2015, паспорт;
Тихонов Алексей Валерьевич: не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Тихонов Алексей Валерьевич являющийся учредителем и руководителем общества с ограниченной ответственностью "Увгил" (далее - заявитель, Тихонов А.В.) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее - инспекция, регистрирующий орган) по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записи от 23.06.2014 N 2144177021195 об исключении недействующего юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Увгил".
Решением от 17.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, регистрирующий орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы инспекция указывает, что на момент принятия решения об исключении недействующего юридического лица - общество с ограниченной ответственностью "Увгил" отвечало указанным в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) признакам недействующего юридического лица. При этом считает, что действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, помимо непредставления в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществления операций по банковскому счету, не предусматривает иных требований, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом не осуществлении хозяйственной деятельности исключаемого из реестра юридического лица.
Кроме того, полагает, что вывод суда первой инстанции о нарушении инспекцией требований пунктов 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, касающихся публикации в органах печати, необоснован, поскольку на странице 3 журнала "Вестник государственной регистрация" содержится общая для всех публикаций информация, указанная в пункте 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, а именно о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), по адресу налогового органа, принявшего решение.
Представитель ООО "Увгил" на доводы апелляционной жалобы в судебном заседании возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители регистрирующего органа, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Через канцелярию суда апелляционной инстанции от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу инспекции в их отсутствие, по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Увгил" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Камчатской области и Корякскому автономному округу 19.12.2005, присвоен основной государственный регистрационный номер 1058200095557, о чём в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 82 N 000019463.
28.02.2014 в соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю принято решение N 100 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Увгил" из единого государственного реестра юридических лиц.
Основанием для принятия решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица послужили справки регистрирующего органа - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю от 25.02.2014 NN 1706-О, 1426-С, об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам, согласно которым не осуществлялись обществом операции по банковским счетам в связи с их отсутствием, а также о не представлении отчетности.
Письмом от 13.03.2014 N 08-16/03348 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю указала о своих действиях по принятию решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица и о необходимости кредиторам и иным лицам, чьи права затрагиваются в связи с исключением недействующего лица, направить заявления с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Данное письмо возвращено регистрирующему органу, как неврученное адресату.
23.06.2014 в ЕГРЮЛ внесены сведения (запись) об исключении юридического лица - ООО Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН 820109086, ОГРН 1058200095557), фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ (государственный регистрационный номер записи 2144177021195).
Не согласившись с действиями регистрирующего органа по внесению в единый государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица - ООО "Увгил", заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю с жалобой на действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю по исключению общества из единого государственного реестра.
Решением от 21.10.2014 N 08-43/68558 Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю отказало в удовлетворении жалобы заявителю со ссылкой на законность принятого решения, а также в связи с тем, что действующее законодательство не обязывает регистрирующий орган проводить проверку общества на предмет осуществления им фактической деятельности и не возлагает обязанности проверять иные критерии для определения недействующего юридического лица.
Не согласившись с действиями регистрирующего органа по внесению в единый государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица - ООО "Увгил", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания общества недействующим юридическим лицом, поскольку фактически общество осуществляет деятельность.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, выслушав пояснения сторон, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу регистрирующего органа - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу положений статьи 1 Закона N 129-ФЗ регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ и пункту 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила), основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации.
Внесение записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим вышеуказанными Правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В рассматриваемом случае действительно, на момент вынесения решения о предстоящей ликвидации, инспекция руководствовалась данными справок, отражающими достоверную информацию. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Вместе с тем из анализа статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа, в то время как наличие совокупности признаков, изложенных в части 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ. Нормы данной статьи направлены на исключение из реестра лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период, предшествующий 12 месяцам до дня принятия решения от 28.02.2014 о предстоящем исключении из единого государственного реестра юридических лиц и до фактического исключения из ЕГРЮЛ (23.06.2014) ООО "Увгил" осуществляло свою деятельность.
Фактическая деятельность ООО "Увгил" подтверждается представленными в арбитражный суд письменными доказательствами: копиями договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 05.06.2008 N N 437/2008, 459/2008; копией заявления на установление квот добычи (вылова) тихоокеанских лососей на 2013 год от 17.05.2013; копиями заявлений на получение разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 31.05.2013 N N 20, 21 на 2013 год; копиями разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 10.06.2013 N412013011491, от 10.06.2013 N412013011483; копиями отчетов о добыче (вылове) водных биологических ресурсов по состоянию на 10.06.2013, 05.07.2013 (10.07.2013), 05.08.2013 (10.08.2013), 05.09.2013 (10.09.2013), представленных в Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства по электронной почте; письмом Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства от 08.04.2015 N08-17/2169.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ликвидация фактически действующего юридического лица - ООО "Увгил" путём его исключения из ЕГРЮЛ не могла быть произведена лишь по наличию формальных признаков, включая отсутствие в налоговом органе информации о банковских счетах и непредставление налоговой отчетности.
Довод регистрирующего органа о том, что помимо совокупности двух условий действующее законодательства не предусматривает иных требований, судебной коллегией отклоняется как основанный на ошибочном толковании Закона N 129-ФЗ. Регистрирующий орган при рассмотрении вопроса о возможности применения упрощенного способа прекращения деятельности юридического лица, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц по одним лишь формальным признакам, указанным в пункте 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Отклоняя довод инспекции о том, что копии договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 2008 не подтверждают фактическую деятельность общества, в связи с тем, что данные договоры не имеют отношения к оспариваемому периоду, в частности периоду, предшествующему моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения (февраль 2013 по февраль 2014), как несостоятельный, судебная коллегия отмечает, что инспекция, заявляя данный довод, необоснованно не учитывает, что согласно условий имеющихся в материалах дела договоров от 05.06.2008 N 437/2008, N 438/2008, N 458/2008, N 459/2008, N 460/2008, N 461/2008, N 462/2008, N 463/2008, заключенных с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству, вышепоименованные договоры вступают в силу с даты их подписания и действуют до 05.06.2028, то есть заключены на 20 лет.
В тоже время, удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, в том числе исходил и из нарушения инспекцией требований пунктов 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, в связи с тем, что в размещенной регистрирующим органом информации (сведениях) в журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о порядке направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса по которому могут быть направлены заявления, отсутствуют.
Соглашаясь с доводом апелляционной жалобы регистрирующего органа о необоснованности вывода суда первой инстанции о нарушении требований пунктов 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, касающихся публикации в органах печати, судебная коллегия считает необходимым указать, что действительно сведения о наименовании регистрирующего органа, его адресе, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра, указываются не в каждом решении о предстоящем исключении, а является общей информацией для всех сообщений, опубликованных регистрирующими органами Российской Федерации. Для каждого решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в отдельности данная информация не указывается.
Однако, учитывая отсутствие у регистрирующего органа правовых оснований для исключения ООО "Увгил" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о фактическом ведении обществом предпринимательской деятельности, указанный ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию незаконного решения.
Таким образом, действия регистрирующего органа по исключению фактически действующего юридического лица из ЕГРЮЛ, путем внесения соответствующей записи, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленное обществом требование.
При изложенных обстоятельствах, у судебной коллегии основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы регистрирующего органа отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 17.04.2015 по делу N А24-5866/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5866/2014
Истец: ООО " УВГИЛ", Тихонов Алексей Валерьевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю
Третье лицо: Гагкаева Юлия Игоревна - представитель Тихонова А. В.
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4545/15
22.10.2015 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-5866/14
17.07.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5034/15
17.04.2015 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-5866/14