г. Санкт-Петербург |
|
17 июля 2015 г. |
Дело N А26-3906/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Милашунас Ю.А.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Самсонова А.В., доверенность от 15.04.2015
от 3-х лиц: 1. представителя Старикова Д.А., доверенность от 27.04.2015
2. не явился, извещен
3.представителя Филатовой А.И., доверенность от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "Прионежская сетевая компания", ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (регистрационный номер 13АП-13787/2015, 13АП-13790/2015) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2015 по делу N А26-3906/2014 (судья Дружинина С.И.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Прионежская сетевая компания"
к Администрации Хелюльского городского поселения
3-и лицо: ЗАО "Северо-Западная независимая энергосбытовая компания", Муниципальное унитарное предприятие Хелюльского городского поселения "Хелюльские коммунальные сети", ОАО "Карельская энергосбытовая компания"
о взыскании
установил:
Открытое акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (ОГРН: 1061001073242, ИНН: 1001013117; место нахождения: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Новосулажгорская, д. 22; далее - истец, ОАО "ПСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Хелюльского городского поселения (ОГРН: 1051002036898, ИНН: 1007014607; место нахождения: 186760 Республика Карелия г. Сортавала, пгт. Хелюля, ул. Фабричная, д. 18; далее - ответчик, Администрация) о взыскании 3 479 693 руб. 70 коп. неосновательного обогащения, возникшего вследствие бездоговорного потребления электроэнергии на объектах, являющихся муниципальной собственностью: водонасосная станция (ВНС) и канализационно-насосная станция (КНС), расположенные по адресу: с. Хелюля, ул. Центральная, канализационно-насосные станции N 1 и N 2 (КНС N 1 и N 2), расположенные по адресу: с. Хелюля, пер. Рабочий, канализационно-очистные сооружения (КОС), расположенные по адресу: с. Хелюля, ул. Лесная, за период с 01 ноября по 12 декабря 2013 года и с 11 февраля по 06 марта 2014 года.
Решением Арбитражного суда республики Карелия от 22.04.2015 в удовлетворении иска отказано.
ОАО "Прионежская сетевая компания" и ОАО "Карельская энергосбытовая компания" заявлены ходатайства о процессуальном праве преемстве в связи с изменением организационно-правовой формы и изменении наименования соответственно.
Заявленные ходатайства: ОАО "Карельская энергосбытовая компания" об изменении наименования на АО "ТНС Энерго Карелия", ОАО "Прионежская сетевая компания" на АО "Прионежская сетевая компания" подлежат удовлетворению в силу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и третье лицо обжаловали решение в апелляционном порядке.
Истец считает решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела. Оспаривает вывод суда о том, что с момента передачи имущества муниципальному унитарному предприятию Хелюльского городского поселения "Хелюльские коммунальные сети" на праве хозяйственного ведения указанное предприятие является единственным законным владельцем электроустановок, ссылаясь на то, что право хозяйственного ведения возникает с момента его государственной регистрации.
Кроме того, истец не согласен с выводом суда о том, что истец не доказал самовольное подключение Администрацией энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и полагает, что данный вывод суда основан на неверном толковании норм материального права. По мнению истца, даже при наличии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств к сетям сетевой организации потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения подпадает под понятие бездоговорного потребления.
Третье лицо не согласно с решением в части отказа в удовлетворении требования о взыскании бездоговорного потребления за период с 11.02.2014 по 06.03.2014, полагая, что поскольку оно направило в адрес потребителя уведомление об отказе от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке с 11.02.2014, договор с этой даты считается расторгнутым в силу пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потребление муниципальным унитарным предприятием Хелюльского городского поселения "Хелюльские коммунальные сети" электрической энергии после 11.02.2014 является бездоговорным.
Также не согласно с выводом суда о том, что отношения ОАО "КЭСК" и муниципального унитарного предприятия Хелюльского городского поселения "Хелюльские коммунальные сети" по поставке электрической энергии по договору энергоснабжения N 10026 от 11.12.2013 в отношении спорных объектов не были прекращены на основании одностороннего уведомления гарантирующего поставщика от 21.01.2014.
По мнению третьего лица, законодатель признает бездоговорным потреблением в том числе и отношения, в которых у потребителя имеется ранее выполненное технологическое присоединение, но отсутствует право распоряжения электрической энергией.
Третье лицо также ссылается на то, что у муниципального унитарного предприятия Хелюльского городского поселения "Хелюльские коммунальные сети" не возникло право хозяйственного ведения, поскольку доказательства регистрации в установленном порядке такого права не представлены.
В заседание суда апелляционной инстанции истец и муниципальное унитарное предприятие Хелюльского городского поселения "Хелюльские коммунальные сети" своих представителей не направили, дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и ЗАО "Северо-Западная независимая энергосбытовая компания" против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что истец является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии гарантирующему поставщику - ОАО "Карельская энергосбытовая компания", правоотношения сетевой организации и гарантирующего поставщика регулируются договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 23.11.2009 N 2-ПСК-2010-0-03/21.
Сетевая организация провела проверку потребления электроэнергии на принадлежащих Хелюльскому городскому поселению объектах: водонасосной станции и канализационно-насосной станции по адресу: с. Хелюля, ул. Центральная; канализационно-насосной станции N 1 и N 2 в с. Хелюля, пер. Рабочий; канализационно-очистных сооружений по адресу: п. Хелюля, ул. Лесная и составила акты о бездоговорном потреблении электроэнергии от 12.12.2013 N 47/б, N 48/б, N 49/б, N 50/б, N51/б и от 06.03.2014 N 8, N N9, N10, N 11, N 12. Акты составлены в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещённого о дате и времени составления актов и в присутствии двух свидетелей.
Поскольку требование истца об оплате стоимости бездоговорного потребления электроэнергии в общей сумме 4 106 038 руб. 57 коп. было оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает правильными изложенные в решении выводы, а апелляционные жалобы сетевой организации и гарантирующего поставщика - не подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела установил, что Администрация Хелюльского городского поселения закрепила за Предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Хелюльского городского поселения на основании распоряжения от 15.07.2011 N 25-р "О закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием "Хелюльские коммунальные сети", что установлено вступившим в законную силу постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу N А26-8084/2014 (право хозяйственного ведения на указанные объекты зарегистрировано в установленном порядке 21.04.2014 и 07.05.2014), а 19.09.2013 между ЗАО "СЗНЭК" и МУП "Хелюльские коммунальные сети" был заключён договор энергоснабжения N 0030/1-ХКС спорных объектов, в рамках которого вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2014 по делу N А26-990/2014 с МУП "Хелюльские коммунальные сети" в пользу ЗАО "СЗНЭК" была взыскана задолженность за потреблённую в ноябре и декабре 2013 года электрическую энергию.
Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика стоимости бездоговорного потребления электроэнергии за период с 01 ноября по 12 декабря 2013 является необоснованным, так как в указанный период потребителем электроэнергии на основании договора являлось иное лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу судебный акт, а сам истец не является потерпевшим с точки зрения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между ОАО "КЭСК" и МУП "Хелюльские коммунальные сети" 11.12.2013 был заключен договор электроснабжения N 10026 в отношении спорных объектов, ЗАО "СЗНЭК" и ОАО "КЭСК" поставляли электроэнергию в рамках заключенных договоров на спорные объекты, точки поставки электроэнергии по указанным договорам были определены в приложениях к ним.
Судом установлено, что 21.01.2014 ОАО "КЭСК" направило в адрес МУП "Хелюльские коммунальные сети" уведомление об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке с 11.02.2014; после извещения ОАО "КЭСК" об одностороннем расторжении договора энергоснабжения с МУП "Хелюльские коммунальные сети" энергопринимающие устройства спорных объектов энергопотребления не были отключены от объектов сетевого хозяйства, условия технологического присоединения этих энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой компании не изменились, подача электроэнергии не прекращалась.
В силу положений статей 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения сторон, связанные с поставкой и потреблением электрической энергии в спорный период, регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Согласно пункту 2 Основных положений бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По смыслу приведенной нормы, бездоговорным потреблением является потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, которое может осуществляться как в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, так и в виде потребления электрической энергии лицом, имеющим надлежащее технологическое присоединение (при отсутствии заключенного договора на покупку электрической энергии).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающей организации предоставлено право отказаться от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с абонентом - юридическим лицом, в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса (в том числе в случае неоднократного нарушения абонентом сроков оплаты соответствующего ресурса), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Суд пришел к правильному выводу о том, что согласно указанной норме к правоотношениям по одностороннему расторжению по инициативе энергоснабжающей организации договора энергоснабжения электрической энергией, заключенному с абонентом - юридическим лицом, подлежат применению специальные нормы, установленные соответствующими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и пункта 53 Основных положений гарантирующий поставщик вправе заявить об одностороннем расторжении договора энергоснабжения с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, исполнителем коммунальных услуг, не исполняющими платежные обязательства, уведомив об этом названные организации за 10 рабочих дней до заявленной даты отказа от договора и обеспечив принятие на обслуживание потребителей этих энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, исполнителя коммунальных услуг в порядке раздела II Основных положений в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения данных потребителей.
В силу подпункта "б" пункта 2, пунктами 6, 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике в случае ненадлежащего исполнения потребителем платежных обязательств по договору энергоснабжения в отношении указанного потребителя возможно введение ограничения режима потребления электрической энергии, влекущего прекращение подачи или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в порядке, регламентированном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения).
Согласно пунктам 2, 7, 16-18 Правил ограничения в отношении потребителей, ограничение режима энергопотребления которых может привести к социальным последствиям (организации, эксплуатирующие объекты централизованного водоснабжения и теплоснабжения населенных пунктов), частичное ограничение режима энергопотребления возможно не ниже величины аварийной брони, а полное ограничение режима энергопотребления (временное прекращение подачи электроэнергии (мощности) возможно лишь с соблюдением сроков введения частичного ограничения режима энергопотребления до уровня аварийной брони и при определенных обстоятельствах, перечисленных в пунктах 2 и 16 Правил ограничения, к которым неисполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии не относится.
На основании анализа указанных норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что гарантирующий поставщик вправе применить пункт 53 Основных положений лишь после последовательного осуществления мероприятий по ограничению режима энергопотребления, регламентированных пунктами 17, 18 Правил ограничения.
Судом установлено, что в рассматриваемом случае после извещения гарантирующим поставщиком потребителя об одностороннем расторжении договора энергоснабжения энергопринимающие устройства спорных объектов энергопотребления МУП "Хелюльские коммунальные сети" не были отключены от объектов сетевого хозяйства, условия технологического присоединения этих энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям сетевой компании не изменились, подача электроэнергии не прекращалась.
Таким образом, отсутствуют доказательства соблюдения гарантирующим поставщиком мероприятий, регламентированных пунктами 17, 18 Правил ограничения, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что отношения ОАО "КЭСК" и МУП "Хелюльские коммунальные сети" по поставке (потреблению) электрической энергии по договору энергоснабжения N 10026 от 11.12.2013 в отношении спорных объектов не были прекращены на основании одностороннего уведомления ОАО "КЭСК" от 21.01.2014, следовательно, требование истца о взыскании с ответчика бездоговорного потребления электроэнергии по спорным объектам за период с 11 февраля по 06 марта 2014 также является необоснованным.
Доказательств, подтверждающих, что Администрация осуществила самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, в материалах дела нет.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственников этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию.
К объектам электросетевого хозяйства, как следует из материалов дела, были подключены энергопринимающие устройства, принадлежащие МУП "Хелюльские коммунальные сети", переданные вместе со зданиями водонасосной станции и канализационно-насосной станции в хозяйственное ведение МУП "Хелюльские коммунальные сети" в июле 2011 года, которые из хозяйственного ведения в спорный период времени не изымались, то есть МУП "Хелюльские коммунальные сети" в спорный период являлось единственным законным владельцем электроустановок, при эксплуатации которых потреблена электрическая энергия и мощность, требование об оплате которых заявлено в иске.
Таким образом, доводы жалоб об отсутствии в деле доказательств государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорное имущество, подлежат отклонению.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, к условиям технологического присоединения отнесена принадлежность энергопринимающих устройств заявителям на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что нет оснований для признания спорного энергопотребления бездоговорным, так же, как и для признания Администрации - приобретателем имущества за счёт истца.
Поскольку исковые требования не доказаны ни по праву, ни по размеру, они обоснованно отклонены судом.
Изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 48, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Удовлетворить ходатайство истца ОА "Прионежская сетевая компания" на Акционерное общество "Прионежская сетевая компания".
Удовлетворить ходатайство ОАО "Карельская энергосбытовая компания" об изменении наименования третьего лица на АО "ТНС ЭНЕРГО Карелия".
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2015 по делу N А26-3906/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3906/2014
Истец: ОАО "Прионежская сетевая компания"
Ответчик: Администрация Хелюльского городского поселения
Третье лицо: ЗАО "Северо-западная независимая энергосбытовая компания", МУП Хелюльского городского поселения "Хелюльские коммунальные сети", ОАО "Карельская энергосбытовая компания"