г. Москва |
|
20 июля 2015 г. |
Дело N А41-16084/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Коломна Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2015, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-16084/15 по заявлению Индивидуального предпринимателя Гусарова Дениса Валерьевича к Администрации городского округа Коломна Московской области о признании незаконным решения, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
от заявителя - Колотева О.В. по доверенности от 30.03.2015;
от заинтересованного лица, третьего лица - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гусаров Денис Валерьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Коломна Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями:
- признать незаконным отказ Администрации городского округа Коломна Московской области в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:57:0010722:89, расположенного по адресу: г. Коломна, ул. Малинское шоссе, д. 8а, с видом разрешенного использования - "под строительство автомойки";
- обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:57:0010722:89, расположенного по адресу: г. Коломна, ул. Малинское шоссе, д. 8а, с видом разрешенного использования - "под строительство автомойки".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2015 года по делу N А41-16084/15 требования Индивидуального предпринимателя Гусарова Д.В. удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации городского округа Коломна Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель Индивидуального предпринимателя Гусарова Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель Гусаров Д.В. в порядке предварительного согласованием места размещения объекта обратился в Администрацию городского округа Коломна Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, Малинское шоссе, д. 8а, под строительство автомойки.
Комиссия Администрации городского округа Коломна Московской области по строительству и земельным отношениям, рассмотрев заявление Гусарова Д.В. N 474 от 01.07.2011 о предоставлении земельного участка общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Малинское шоссе, под строительство автомойки на три машиноместа, 05.07.2011 приняла решение о предварительном согласовании места размещения объекта, а также о проведении публичных слушаний (выписка N 2 из протокола работы комиссии).
Извещение о проведении публичных слушаний с указанием даты, времени и места их проведения было опубликовано 07.03.2012 в газете "Коломенская правда" N 217(19719), а также размещено на сайте городского округа Коломна в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.kolomnagrad.ru.
Публичные слушания по вопросу предоставления земельного участка расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Малинское шоссе, д. 8а, под строительство автомойки проведены 22.03.2012 и решением комиссии признаны состоявшимися (протокол публичных слушаний N 27 от 29.03.2012, заключение N 27 от 29.03.2012 о результатах публичных слушаний).
Коломенским городским комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям 31.07.2013 составлен акт обследования формируемого земельного участка (л.д. 6).
Постановлением Администрации городского округа Коломна Московской области от 12.08.2014 N 1868 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 1 470 кв.м, описание местоположения земельного участка, присвоен адрес образуемому земельному участку, установлен вид разрешенного использования образуемого земельного участка, - "под строительство автомойки", образуемый земельный участок отнесен к категории земель - "земли населенных пунктов".
Кроме того, образуемый земельный участок отнесен к группе видов разрешенного использования земель "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Кадастровым инженером по заданию Гусарова Д.В. был подготовлен межевой план земельного участка и получен кадастровый паспорт N MO-14/3В-1720697.
Гусаров Д.В. 10.12.2014 повторно в порядке предварительного согласованием места размещения объекта обратился в Администрацию городского округа Коломна Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:57:0010722:89 под строительство автомойки, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Малинское шоссе, д. 8а.
Письмом от 03.03.2015 N 523з Коломенский городской комитет по управлению имуществом и земельным отношениям на заявление Гусарова Д. В. от 10.12.2014 вх.N в1879/1 сообщил, что Администрацией городского округа Коломна Московской области не может быть принято решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:57:0010722:89, расположенного по адресу: г. Коломна, ул. Малинское шоссе, д. 8а, с видом разрешенного использования - "под строительство автомойки" без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка (или без проведения аукциона).
Заявитель, полагая, что отказ в предоставлении спорного земельного участка в аренду в порядке предварительного согласования места размещения объекта является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из пункта 2 статьи 31 ЗК РФ следует, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как следует из материалов дела, на этапе предварительного согласования мест размещения объектов заявитель надлежащим образом выполнил все требования, предъявляемые действующим законодательством Российской Федерации к выбору земельного участка.
При выборе земельного участка проведены предусмотренные законом процедуры согласования.
Кроме того, в отношении вышеуказанного земельного участка были проведены публичные слушания, по результатам которых приняты положительные решения.
Таким образом, между заявителем и заинтересованным лицом сложились административно-правовые отношения, связанные с предоставлением уполномоченным органом власти земельного участка для целей строительства. Стороны указанных правоотношений выполнили ряд действий, направленных на предоставление земельного участка заявителю. При этом со стороны заявителя были выполнены все требования, предусмотренные действующим земельным законодательством.
Следовательно, с выполнением сторонами указанных требований у заявителя должно было возникнуть право пользования земельным участком на основании договора аренды.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ администрации от 03.03.2015 в оформлении земельно-правовых отношений с заявителем не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы Индивидуального предпринимателя Гусарова Д.В., в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании его незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в частности, выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу положений подпункта 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 10 статьи 30 ЗК РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Согласно материалам дела, по результатам рассмотрения заявления общества о предоставлении земельного участка в аренду, Комиссией Администрации городского округа Коломна Московской области по строительству и земельным отношениям принято решение согласовать предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка.
С учетом сложившихся административно-правовых отношений, связанных с предоставлением земельного участка, а также с учетом проведения в отношении истребуемого земельного участка публичных слушаний апелляционный суд считает, что администрацией фактически согласован выбор земельного участка и место размещения объекта и заинтересованное лицо в любом случае обязано предоставить земельный участок заявителю в порядке, установленном пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ, а именно - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Принимая во внимание обстоятельства рассматриваемого спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости восстановления нарушенных прав заявителя путем обязания администрации предоставить в аренду Индивидуальному предпринимателю Гусарову Д.В. земельный участок с кадастровым номером 50:57:0010722:89.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2015 по делу N А41-16084/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16084/2015
Истец: ИП Гусаров Денис Валерьевич
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городской округ Коломна"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Администрация муниципального образования "Городской округ Коломна"