г. Саратов |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А12-9788/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.07.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Камериловой В.А., Цуцковой М.Г
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2015 по делу N А12-9788/2015 (судья Кулик И.В.)
по заявлению Ибрагимова Николая Николаевича, г. Волгоград
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127)
о признании незаконными действий и решения налогового органа;
при участии в судебном заседании:
от Ибрагимова Николая Николаевича - Белая Ю.И., по доверенности от 10.03.2015 г.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - Семенова А.С., по доверенности от 12.01.2015 г.;
от Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - Калюжина Я.П., по доверенности N 3 от 12.01.2015 г.;
Грибенникова В.П., по доверенности N 286 от 16.07.2015 г.;
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимов Николай Николаевич, являясь единственным учредителем ООО "Парус" (далее - заявитель, Ибрагимов Н.Н.) обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ответчик, Инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - ответчик, Управление) с требованиями о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда по исключению общества с ограниченной ответственностью "Парус" из Единого государственного реестра юридических лиц; о признании недействительным решения УФНС России по Волгоградской области от 04.03.2015 г. N 32ж; об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения необходимых действий по восстановлению общества с ограниченной ответственностью "Парус" в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2015 по делу N А12-9788/2015 требования заявителя были удовлетворены. Суд признал незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда по исключению общества с ограниченной ответственностью "Парус" из Единого государственного реестра юридических лиц, по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером (ГРН) 2143443441898 от 03.10.2014 г. об исключении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Парус" (ИНН 3443089420, ОГРН 1083443007647), фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц. Также суд признал недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области России по Волгоградской области от 04.03.2015 г. N 32ж об отказе в удовлетворении жалобы Ибрагимова Н.Н. - учредителя общества с ограниченной ответственностью "Парус".
В качестве восстановления нарушенных прав суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2143443441898 от 03.10.2014 г. о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Парус" и восстановить общество с ограниченной ответственностью "Парус" в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.
Кроме того, с Инспекции, с Управления в пользу заявителя были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей с каждого.
Не согласившись с принятым решением суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы инспекции, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Ибрагимов Н.Н. также в порядке ст. 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители предпринимателя, налогового органа поддержали свою позицию по делу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Парус" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2008 г. ОГРН 1083443007647, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 34 N 004132314, выданном Инспекцией ФНС по Дзержинскому району г. Волгограда, выпиской из ЕГРЮЛ.
Основным видом деятельности общества является сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества, а также иные услуги, связанные с недвижимым имуществом.
05.02.2015 г. заявителем получена выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения в отношении ООО "Парус", из которой следовало, что 30.05.2014 г. инспекцией принято решение N 2097 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, 03.10.2014 г. общество с ограниченной ответственностью "Парус" было исключено из ЕГРЮЛ, как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность.
Ибрагимов Н.Н., полагая, что его права как учредителя общества нарушены указанными действия инспекции, обратился первоначально в Управление ФНС России по Волгоградской области с жалобой на действия Инспекции по исключении ООО "Парус" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
04.03.2015 г. Управлением Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области по результатам рассмотрения жалобы Ибрагимова Н.Н., вынесено решение N 32ж, которым жалоба оставлена без удовлетворения.
В связи с чем, Ибрагимов Н.Н. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении налоговым органом достаточных доказательств, свидетельствующих о прекращении деятельности ООО "Парус", кроме того суд в своем решении указал о нарушении регистрирующим органом порядка, установленного законодательством РФ для исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренного п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не согласно ввиду следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица установлен Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
30.05.2014 налоговый орган, определив наличие признаков недействующего юридического лица (непредставление бухгалтерской и налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия инспекцией решения о предстоящем исключении, отсутствие сведений об операциях по банковским счетам) у заявителя, принял решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ N 2097, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 04.06.2014 г.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
03.10.2014 г. в ЕГРЮЛ налоговым органом внесена запись за государственным регистрационным номером N 2143443441898 о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
По мнению заявителя в публикации отсутствовала информация о порядке и сроках направления заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением заявителя из ЕГРЮЛ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом кредиторам или иным лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно п. 7, 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету.
Иными словами, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.
В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2006 N 8001), сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ публикуются исключительно в журнале "Вестник государственной регистрации", а предоставляют данные сведения налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.
Как следует из выходных данных указанного журнала, существуют электронная и печатная его версии.
В печатной версии журнала, сообщения о принятии регистрирующим органом решений о предстоящем исключении недействующих лиц сгруппированы по субъектам РФ и регистрирующим органам. Сообщение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ предваряется сведениями о наименовании и адресе инспекции.
Сообщения каждого раздела имеют порядковый номер и сгруппированы по налоговым органам и регионам.
Кроме того, в журнале публикуются сведения о регистрационных действиях, совершенных налоговыми органами, а также уведомления налоговых органов о принятых решениях в отношении организаций, по исключению из ЕГРЮЛ.
Порядок и сроки направления возражений установлены Законом N 129-ФЗ и одинаковы для всех. Указанные сведения публикуются в начале соответствующего раздела печатного издания и предваряют список юридических лиц, в отношении которых регистрирующим органом приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ как недействующим. Таким образом, указанные сведения публикуются в каждом номере журнала "Вестник государственной регистрации" один раз для всех юридических лиц.
При этом форма размещения в журнале "Вестник государственной регистрации", созданном для реализации положений Закона о государственной регистрации и руководствующегося при публикации сведений также положениями указанного Приказа, определяется редакцией журнала.
В электронной версии журнала сообщение о принятии решения в отношении ООО "Парус" размещено, указан порядок и сроки направления возражений против исключения.
Таким образом, как уже было указано, решение о предстоящем исключении ООО "Парус" из ЕГРЮЛ было опубликовано 04.06.2014 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 часть 2, в котором содержалась информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (стр. 4 журнала), на стр. 51 данного журнала содержатся сведения о том, что принято решение N 2097 от 30.05.2014 о предстоящем исключении ООО "Парус" из ЕГРЮЛ.
С момента опубликования решения в трехмесячный срок заявлений и возражений относительно исключения указанного общества из реестра не поступило.
Учитывая изложенное, основания считать порядок опубликования сведений о порядке и сроке направления заявлений лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение из ЕГРЮЛ нарушенным, у апелляционного суда отсутствуют. Иного заявителем не доказано (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суд первой инстанции в оспариваемом судебном акте указывает, что на момент принятия решения о предстоящем исключении ООО "Парус" из ЕГРЮЛ, юридическое лицо являлось фактически действующим и осуществляло свою уставную деятельность, а именно: согласовывало с государственными муниципальными органами границы предполагаемого к получению в аренду для строительства объектов недвижимости земельного участка, проводило согласование размещения и переноса инфраструктуры к участку, заказывало разработку проектной документации по предполагаемому объекту строительства, для подготовки отчетности по обязательным платежам Общество оплачивало услуги ООО "Ай Ти Ассистент", в налоговом органе запрашивались акты сверки расчетов (сданы в МИ ФНС N 10 - 27.01.2014 г.).
Однако Арбитражный суд Волгоградской области не принял во внимание тот факт, что представленная заявителем переписка с юридическими лицами и комитетом земельных ресурсов администрации г. Волгограда не свидетельствуют об осуществлении обществом хозяйственной деятельности.
Налоговым органом установлено, что у ООО "Парус" отсутствует движение по расчетному счету, в спорный период организацией налоговая отчетность не представлялась.
Наличие судебных актов по делам N А12-9948/2014 и А12-9950/2014 о взыскании задолженности по страховым взносам в пользу УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда, обязанность по уплате которых возникает независимо от фактического ведения финансово-экономической деятельности, также не подтверждает статус действующего юридического лица.
Также налоговым органом представлено суд письмо Администрации Дзержинского района г. Волгограда, согласно которому у Администрации отсутствует информация о наличии заключенных договоров аренды имущества и земельных участков с ООО "Парус", а также об отсутствии открытых лицевых счетов по арендным платежам и задолженности по ним.
Кроме того, ООО "Парус" отсутствует по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ (г. Волгоград, ул. Елецкая, 21, оф. 317), что закреплено в акте обследования адреса места нахождения налогоплательщика от 13.07.2015 и подтверждено письмом Индивидуального предпринимателя Шахова П.А., являющегося собственником помещения по указанному адресу (свидетельство о государственной регистрации права 34АА N 213582 от 30.01.2006).
Также у ООО "Парус" отсутствуют имущество, транспорт, данной организацией не представляется в налоговый орган справки по форме 2-НДФЛ.
Таким образом, у ООО "Парус" имеются все необходимые признаки недействующего юридического лица, предусмотренные ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Отсутствие ведения обществом деятельности свидетельствует и то обстоятельство, что решение о ликвидации регистрирующим органом принято 03.10.2014 года. Однако исполнительный орган общества заявил о несогласии с регистрацией ликвидации только в феврале 2015 года. Из чего следует фактическая утрата интереса учредивших общество лиц к деятельности предприятия.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В рамках настоящего дела совокупность таких обстоятельств отсутствует.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Налоговым органом представлено суду достаточно доказательств, свидетельствующих о соответствии действий ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, выразившихся во внесении записи об исключении юридического лица ООО "Парус" из ЕГРЮЛ, требованиям ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что Инспекция правомерно исключила Общество из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, в связи с чем, требования Ибрагимова Н.Н. являются необоснованными, в связи с чем, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2015 года подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 мая 2015 по делу N А12-9788/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Ибрагимову Н.Н. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда по исключению общества с ограниченной ответственностью "Парус" из Единого государственного реестра юридических лиц; о признании недействительным решения УФНС России по Волгоградской области от 04.03.2015 г. N 32ж; об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения необходимых действий по восстановлению общества с ограниченной ответственностью "Парус" в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9788/2015
Истец: Ибрагимов Н. Н., Ибрагимов Николай Николаевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области
Третье лицо: Ибрагимов Н. Н.(Представитель Белая Ю. И.), Ибрагимов Н. Н.(Представитель Белова Ю. И.)