г. Ессентуки |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А61-4636/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивашиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2,
апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Орфей" и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2015 по делу N А61-4636/2014 (судья Коптева М.Б.)
по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640)
к обществу с ограниченной ответственностью "Орфей" (ОГРН 1111513011367 ИНН 1513030355), третьи лица - ООО "Аскания", ООО "ПКП "Т-Косметикс", об аннулировании лицензии N 15ПСЭ0001786 от 16.05.2013
и встречное заявление общества с ограниченной ответственностью "Орфей" (ОГРН 1111513011367 ИНН 1513030355) к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании незаконным и отмене решения от 25.11.2014 N 10/73-пр о приостановлении действия лицензии,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Орфей" - представитель Пысларь А.Г. по доверенности от 10.04.2015 N 02,
от общества с ограниченной ответственностью "ПКП "Т-Косметикс" представитель Кабисов З.С. по доверенности от 06.07.2015 N 15АА0439766,
в отсутствие представителей Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, ООО "Аскания",
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Орфей" (далее - Общество) об аннулировании лицензии от 16.05.2013 N 15ПСЭ0001786, выданной на бланке РА 000390 на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья).
Определением суда от 26.01.2015 к производству по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аскания" (далее - ООО "Аскания") и общество с ограниченной ответственностью "ПКП "Т-Косметикс" (далее - ООО "ПКП "Т-Косметикс").
19.03.2015 от Общества поступило встречное заявление о признании незаконным и отмене решения Службы от 25.11.2014 N 10/73-пр о приостановлении действия оспариваемой лицензии N15ПСЭ0001786 от 16.05.2013 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья).
Решением суда от 19.05.2015 в удовлетворении заявленных требований Службы и встречного требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для аннулирования лицензии Общества и оснований для приостановления действия оспариваемой лицензии.
Не согласившись с решением суда, Служба и Общество обжаловали его в апелляционном порядке.
Служба просит отменить решение суда в части отказа в аннулировании лицензии Общества, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования Службы удовлетворить.
Общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований Общества, исключить из мотивировочной части следующий вывод: государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции в целях реализации Закона N 171-ФЗ и постановления Правительства РФ от 401 не осуществляется Роспотребнадзором.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Аскания" поддерживает позицию, изложенную в решении суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований Службы. Считает, что на производство и оборот парфюмерно-косметической продукции не требуется получения разрешений (лицензий), предусмотренных Федеральным законом N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Председательствующий сообщил, что от Общества поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы.
Представитель Общества поддержал ходатайство об отказе от апелляционной жалобы. Возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Службы.
Представителем ООО "ПКП "Т-Косметикс" возражений относительно ходатайства Общества об отказе от апелляционной жалобы не заявлено. Возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе Службы.
Представители Службы и ООО "Аскания" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От ООО "Аскания" поступило ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Службы и ООО "Аскания".
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство Общества об отказе от апелляционной жалобы, считает, что ходатайство подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 49, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, подавшее апелляционную жалобу, вправе отказаться от нее до вынесения постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии отказа от жалобы суд прекращает производство по апелляционной жалобе.
Таким образом, отказ Общества от апелляционной жалобы не противоречит закону, не нарушает права других лиц, в связи с чем суд апелляционной инстанции принимает отказ от апелляционной жалобы и прекращает производство по делу.
В связи с отказом Общества от апелляционной жалобы решение суда проверяется судом апелляционной инстанции в части доводов, изложенных в апелляционной жалобе Службы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и ООО "ПКП "Т-Косметикс", считает, что апелляционная жалоба Службы не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Обществу выдана лицензия N 15ПСЭ0001786 от 16.05.2013 (бланк РА000390) на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), адрес места нахождения организации: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Тельмана, 82 "Б", со сроком действия до 15.05.2018.
В период с 02 по 17 апреля 2014 года МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Управление) на основании приказа Службы от 02.04.2014 N 81 в отношении Общества проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований, установленных Законом N 171-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в данной сфере.
Проведение проверки согласовано с Прокуратурой Республика Северная Осетия-Алания (решение от 02.04.2014).
По результатам проверки составлен акт от 17.04.2014 N у8-а415/07.
В ходе проведения проверки Управление пришло к выводу, что Обществом нарушены лицензионные требования, которые выразились в осуществлении поставок этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий.
На основании установленных фактов Служба, согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, приняла решение N 10/72-пр от 25.11.2014 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта от 16.05.2013 N 15ПСЭ0001786, выданной Обществу, в связи с поставкой этилового спирта организации, не имеющей соответствующей лицензии.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Службы, обоснованно исходил из следующего.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующей лицензии.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.
Аннулирование лицензии является мерой государственного принуждения, применяемого к лицензиату в случае совершения им определенного нарушения лицензионных условий и (или) требований.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 N 15-П и от 30.07.2001 N 13-П, определениях Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 244-О, от 07.07.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.05.2009 N 15211/08, аннулирование лицензии должно отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и иных лиц.
Меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Указанное означает, что в случае установления формальных признаков нарушения лицензиатом требований и условий осуществления лицензируемой деятельности, суд не обязан аннулировать лицензию.
В пункте 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ приведены юридические составы нарушений лицензионных требований и условий, установление одного из которых достаточно для рассмотрения по существу вопроса об аннулировании лицензии.
Так, основаниями для аннулирования лицензии в судебном порядке пунктом 3 статьи 20 названного Закона названо вмененное ответчику основание - поставка этилового спирта (в том числе денатурата) организации, не имеющей соответствующей лицензии, или без уведомления (абзац 17).
Для вменения данного основания аннулирования лицензии необходимо установить признаки его юридического состава.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ действие указанного Закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
На основании пункта 4 статьи 1 Закона N 171-ФЗ Правительство РФ, исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно- косметической продукции, вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 N 401 "Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Постановление N 401) утвержден Перечень парфюмерно- косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в который входит и парфюмерно- косметическая продукция.
В соответствии со статьей 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потреблении (распития) алкогольной продукции состоит из указанного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с иными законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Соответственно, пункт 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ подлежит применению с учетом положений Постановления Правительства РФ N 401, то есть действие указанного закона не распространяется на оборот парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Как видно из материалов дела, ООО "Аскания" является производителем спиртосодержащей непищевой парфюмерно-косметической продукции и свою деятельность осуществляет на основании полученных свидетельств о государственной регистрации, где указано, что заявленная продукция соответствует Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", прошла государственную регистрацию, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации и использования в качестве парфюмерного средства.
ООО "ПКП "Т-Косметикс" является производителем спиртосодержащей непищевой парфюмерно-косметической продукции и свою деятельность осуществляет на основании полученных свидетельств о государственной регистрации продукции, внесена в Реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешена для производства, реализации и использования в качестве гигиенического и освежающего средства.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 20.07.2010 N 290 "О государственной регистрации продукции территориальными органами" территориальные органы Роспотребнадзора могут осуществлять регистрацию косметической продукции, за исключением специальной косметической продукции (средства для загара без солнца, средства для отбеливания кожи, средства для нанесения рисунков на кожу без инъекционного воздействия), косметическая продукция для интимных органов, средства по уходу за волосами красящие (кроме оттеночных шампуней), средства для химической завивки волос.
Государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции в целях реализации Закона N 171-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 401 не осуществляется Роспотребнадзором.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ установлены исключения из сферы регулирования настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми его действие с 22.07.2011 не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
В соответствии с таковыми исключениями Закон не регулирует деятельность организаций, которые связаны с производством и оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт.
Однако применение рассматриваемого исключения возможно только в отношении той парфюмерно-косметической продукции, которая прошла государственную регистрацию. Перечень парфюмерно-косметической продукции, подлежащей государственной регистрации, указан в приложении к TP ТС "О безопасности парфюмерно-косметической продукции".
С 01.07.2012 на территории РФ вступил в силу новый Технический регламент Таможенного союза (TP ТС) 009/2011, в котором определены новые требования к безопасности парфюмерно-косметической продукции и процедуре получения соответствующих документов. В документе определены 13 видов парфюмерно- косметических товаров, которые подлежат государственной регистрации на соответствие требованиям TP ТС - на них оформляется Свидетельство о государственной регистрации, и косметика, которая подлежит декларированию соответствия для свободного обращения на территории стран Таможенного Союза.
Вся остальная парфюмерно-косметическая продукция не подлежит процедуре государственной регистрации на TP ТС с получением Свидетельства о государственной регистрации, но подлежит обязательному декларированию соответствия по ТР ТС "О безопасности парфюмерно-косметической продукции".
Согласно статье 3.2 ТР ТС документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.07.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Таким образом, производство, оборот парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, закупка этилового спирта в целях использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве спиртосодержащей продукции не подлежат лицензированию.
Соответствие производимой Обществом продукции санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также требованиям ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" подтверждено свидетельствами о государственной регистрации, выданными ООО "Аскания" (N N RU.77.99.37 001.E.007170.09.13, RU.77.99.37.001.Е.006530.08.13, RU.77.99.37.001.Е.008324.10.13, RU.77.99.37.001.Е.005496.07.13, RU.77.99.37.001.Е.007171.09.13, RU.77.01.34 001.Е.003981.11.14, RU.77.99.29.001.Е.003146.04.14, RU.77.99.37.001.Е.008106.10.13, RU.77.99.29.001.Е.003147.04.14, соответствующие ТР ТС 009/2011) и свидетельствами о государственной регистрации, выданными ООО "ПКП "Т-Косметикс" (N RU.15.01.09.001.E.000047.09.11, соответствующее ГОСТ Р 51578-2008 "Изделия парфюмерные жидкие. ОТУ", и приложение к нему, N RU 15.01.09.001.Е.000051.09.11, соответствующее ГОСТ Р 51578-2000 "Изделия парфюмерные жидкие. ОТУ", и приложение к нему, N RU.15.01.09.001.Е.000049.09.11, соответствующее ГОСТ Р 51579-2000 "Изделия косметические жидкие. ОТУ", и приложение к нему, N RU.15.01.09.001.Е.000043.09.11).
Суд первой инстанции установил, что при заключении договорных отношений с ООО "Аскания" и ООО "ПКП "Т-Косметикс" Общество осуществило необходимые мероприятия для выяснения характера деятельности данных организаций в части использования спирта в производственной деятельности (договоры поставки, доп. соглашения к договорам поставки, свидетельства о постановке на налоговый учет, свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ, санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора о соответствии, свидетельства о госрегистрации Таможенного союза с приложениями, технические требования, письма Росстат и др.).
ООО "Аскания" и ООО "ПКП "Т-Косметикс" приобретали спирт для производства парфюмерно-косметической продукции, на которую не распространяется действие Закона N 171-ФЗ, факт осуществления поставок этилового спирта в адрес таких организаций не является нарушением лицензионных требований и условий, которое в силу закона рассматривается как фактическое основание для аннулирования лицензии.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Службы.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований Службы об аннулировании лицензии следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы - без удовлетворения. Прекратить производство по апелляционной жалобе Общества.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Орфей" из федерального бюджета 1500р уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 104, 265, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ общества с ограниченной ответственностью "Орфей" от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2015 по делу N А61-4636/2014. Прекратить производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Орфей".
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.05.2015 по делу N А61-4636/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Орфей" из федерального бюджета 1500р уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4636/2014
Истец: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Третье лицо: ООО "Аскания", ООО "Орфей", ООО ПКП "Т-Косметикс"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-423/15
26.05.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-423/15
19.05.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-423/15
19.05.2015 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4636/14
21.04.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-423/15
19.03.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-423/15
12.03.2015 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-4636/14
19.02.2015 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-423/15