г.Самара |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А55-24205/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" муниципального района Богатовский Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения администрация муниципального района Богатовский Самарской области - до перерыва представителя Соколова Д.В. (доверенность от 28 июля 2014 года), после перерыва представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
Межрайонной ИФНС России N 8 по Самарской области - до перерыва представителя Бортниковой С.М. (доверенность от 09 апреля 2015 года), после перерыва представитель не явился, извещена,
министерства финансов Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
Управления Федерального казначейства по Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
отдела N 8 Управления Федерального казначейства по Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 - 20 июля 2015 года апелляционную жалобу главы администрации муниципального района Богатовский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2015 года по делу N А55-24205/2014 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" муниципального района Богатовский Самарской области, Самарская область, Богатовский район, с.Богатое, к муниципальному казенному учреждению администрация муниципального района Богатовский Самарской области, Самарская область, Богатовский район, с.Богатое, третьи лица: собрание представителей муниципального района Богатовский Самарской области, Самарская область, Богатовский район, с.Богатое, Межрайонная ИФНС России N 8 по Самарской области, Самарская область, г.Нефтегорск, министерство финансов Самарской области, г.Самара, Управление Федерального казначейства по Самарской области, г.Самара, отдел N 8 Управления Федерального казначейства по Самарской области, Самарская область, Богатовский район, с.Богатое,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" муниципального района Богатовский Самарской области (далее - заявитель, предприятие, МУП "ПОЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (л.д. 8-9), с учётом уточнения заявленных требований (л.д. 104), принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области (далее - администрация), выразившегося в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу N A55-8495/2010, как не соответствующее требованиям пункта 3 статьи 242.5 и пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязании финансового отдела муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительного листа серии АС N 005955820, выданного 27 мая 2014 года на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу NA55-8495/2010, до момента полного погашения задолженности по исполнительному листу серии АС N 005955820, выданного 27 мая 2014 года на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу NA55-8495/2010.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собрание представителей муниципального района Богатовский Самарской области, Межрайонная ИФНС России N 8 по Самарской области, министерство финансов Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области, отдел N 8 Управления Федерального казначейства по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены, бездействие муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области, выразившееся в неисполнении исполнительного листа, серии АС N 005955820, выданного 27 мая 2014 года на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу NА55-8495/2010, признано незаконным, как не соответствующее требованиям статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). На финансовый отдел муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области, в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением операции по исполнению исполнительного листа серии АС N 005955820, выданного 27 мая 2014 года на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу N А55-8495/2010, до полного исполнения исполнительного листа серии АС N 005955820, выданного на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу N А55-8495/2010.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что в бюджете муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденном решением собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области N 66 от 18.12.2013, не предусмотрена оплата по исполнительным листам; администрация обращалась к председателю собрания представителей с просьбой предусмотреть внесение изменений в бюджет муниципального района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, касающихся уплаты по исполнительному листу. Собрание представителей прекратило свои полномочия 15 октября 2015 года, сформирован его новый состав. Администрацией было направлено повторное обращение от 17.10.2014 в адрес председателя собрания представителей. По мнению администрации, ею предпринималось все возможное для исполнения исполнительного листа, выданного арбитражным судом.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 8 по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя, министерства финансов Самарской области, Управления Федерального казначейства по Самарской области, отдела N 8 Управления Федерального казначейства по Самарской области, собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления МУП "ПОЖКХ".
Представитель Межрайонной ИФНС России N 8 по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22 июня 2015 года рассмотрение дела было отложено на 09 час 20 мин 15 июля 2015 года для дополнительного исследования судом материалов дела и приведенных сторонами в судебном заседании обстоятельств.
В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15 июля 2015 года объявлялся перерыв до 12 час 30 мин 20 июля 2015 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 20 июля 2015 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-8495/2010 от 25 октября 2010 года в отношении МУП "ПОЖКХ" муниципального района Богатовский введена процедура конкурсного производства.
Конкурсный управляющий муниципального предприятия обратился в Арбитражный суд с заявлением об оспаривании подозрительной сделки, по результатам рассмотрения которого Арбитражный суд Самарской области по делу N А55-8495/2010 вынес определение от 06 июня 2013 года, которым признал недействительным постановление N1539 от 31 декабря 2009 года главы муниципального района Богатовский Самарской области в части пункта 1, согласно которому прекращено право хозяйственного ведения МУП "ПОЖКХ" муниципального района Богатовский на имущество. При этом суд применил последствия недействительности сделки в виде взыскания с администрации муниципального района Богатовский Самарской области в пользу МУП "ПОЖКХ" муниципального района Богатовский 423 393,43 руб.
Постановлением Одиннадцатого Арбитражного суда Самарской области от 30 сентября 2013 года по делу N A55-8495/2010 определение первой инстанции оставлено без изменения, выдан исполнительный лист на принудительное исполнение указанного определения.
Заявление с исполнительным листом 05 июня 2014 года было направлено в муниципальное казенное учреждение администрации муниципального района Богатовский Самарской области для исполнения в порядке главы 24.1 БК РФ, вручено 17 июня 2014 года в соответствие с уведомлением. В структуру администрации входит финансовый отдел, осуществляющий операции со средствами администрации.
Так, согласно Положению о финансовом отделе администрации муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденного распоряжением администрации муниципального района Богатовский Самарской области N 486 от 14.11.2013, финансовый отдел является структурным подразделением администрации муниципального района Богатовский Самарской области. Финансовый отдел выполняет следующие задачи: составление и ведение сводной бюджетной росписи, представление сводной бюджетной росписи собранию представителей муниципального района Богатовский; организация исполнения бюджета муниципального района Богатовский.
До настоящего времени требования исполнительного листа администрацией не исполнено.
На запрос заявителя о судьбе исполнительного документа администрацией был дан ответ об отказе в удовлетворении заявления об исполнении исполнительного документа. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п.10 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение местного бюджета относится к исключительной компетенции представительного органа. В декабре 2013 года собранием представителей муниципального района Богатовский Самарской области был утвержден бюджет муниципального района Богатовский Самарской области на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. В данном бюджете не была предусмотрена оплата исполнительных листов.
Таким образом, до настоящего времени судебный акт по делу N А55-8495/2010 не исполнен.
Полагая, что со стороны администрации имеется незаконное бездействие, а ответ на заявление МУП "ПОЖКХ" не обоснован, данное бездействие по неисполнению судебного акта нарушает права и законные интересы предприятия, МУП "ПОЖКХ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, правильно применил нормы материального права, при этом обоснованно исходя их следующего.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ определено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 5 статьи 242.1 БК РФ статьи предусмотрена возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты.
В силу пункта 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Согласно п.3 ст.217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Из приведенных правовых норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации муниципального образования.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о соответствующем бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В порядке, предусмотренном ст. 242.5 БК РФ, исполняются судебные акты, предусматривающие обращение взыскания денежных средств на средства местного бюджета по собственным обязательствам муниципальных казенных учреждений при недостаточности у них собственных денежных средств и имущества.
Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления в силу пункта 3 вышеуказанной статьи представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В соответствии с вышеуказанными нормами БК РФ информацию об источнике образования задолженности обязан предоставить должник. Надлежащие документы в приложение к исполнительному листу были представлены в администрацию.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пунктами 4, 5 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа. Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном названным Кодексом.
Названные правовые нормы предусматривают механизм исполнения судебных актов в случаях, когда должником по денежным обязательствам выступает либо само бюджетное учреждение, либо муниципальное образование, в лице главного распорядителя по соответствующей ведомственной принадлежности.
При нарушении должником требований, установленных настоящими нормами, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Материалами дела подтверждается, что после получения соответствующего заявления и исполнительного документа, администрация в лице его финансового отдела не исполнила свою обязанность, предусмотренную названными выше нормами права, и не предприняла необходимых действий, направленных на исполнение исполнительного документа. Тем самым администрация проявила незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя, т.к. препятствует получению денежных средств, взысканных в его пользу решением арбитражного суда.
Доводы администрации об обращении к председателю собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области судом не приняты, поскольку указанные действия являются недостаточными и не свидетельствуют о невозможности исполнения судебного акта. По аналогичным основаниям отклонена и позиция собрания представителей муниципального района Богатовский о невнесении изменений в бюджет в отношении заявленной задолженности.
Суд первой инстанции, установив незаконность бездействия администрации и нарушение этим прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, согласно частям 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал бездействие администрации незаконным и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
С учетом фактических обстоятельств дела в их совокупности суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности применения в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя - обязание финансового отдела муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области приостановить осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального казенного учреждения администрации муниципального района Богатовский Самарской области, в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением операции по исполнению исполнительного листа серии АС N 005955820, выданного 27 мая 2014 года на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу N А55-8495/2010, до полного исполнения исполнительного листа серии АС N 005955820, выданного на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 06 июня 2013 года по делу N А55-8495/2010.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в бюджете муниципального района Богатовский Самарской области, утвержденном решением собрания представителей муниципального района Богатовский Самарской области N 66 от 18.12.2013, не предусмотрена оплата по исполнительным листам; администрация дважды обращалась к председателю собрания представителей с просьбой предусмотреть внесение изменений в бюджет муниципального района на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы, касающихся уплаты по исполнительному листу, не принимаются. Данные меры не могут быть признаны достаточными для исполнения решения суда. В функции финансового отдела администрации входит выполнение таких задач, как составление и ведение сводной бюджетной росписи, представление сводной бюджетной росписи собранию представителей муниципального района Богатовский; организация исполнения бюджета муниципального района Богатовский. Следовательно, у администрации имелась возможность при составлении сводной бюджетной росписи включить в нее соответствующие расходы на исполнение исполнительных листов либо внести необходимые изменения, представив ее представительному органу местного самоуправления.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 16 апреля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на администрацию, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2015 года по делу N А55-24205/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24205/2014
Истец: Конкурсный управляющий Муниципальное унитарное предприятие "ПОЖКХ" муниципального района Богатовский Солопов П. П.
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального района Богатовский Самарской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 8 по Самарской области, Министерство финансов Самамрской области, Министерство финансов Самарской области, Отдле N8 Управления Федерального казначейства по Самарской области, Представитель муниципального района Богатовский Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области