г. Киров |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А82-2590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитинской Е.В.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2015 по делу N А82-2590/2015, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (ОГРН 1047600206334, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Краснобоская, д. 8)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ОГРН 1027600695154, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Новый стиль" (Ярославская область, г. Ярославль, Тутаевское шоссе, д.2),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС) о признании незаконными решения и предписания УФАС от 19.02.2015 по делу N 05-02/15Ж-15 о нарушении законодательства о размещении заказов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новый стиль" (далее - третье лицо, Общество, ООО "Новый стиль" (том 1, л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росприроднадзора с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что контракт заключается только после предоставления обеспечения его исполнения, а в случае не предоставления обеспечения в установленный срок участник считается уклонившимся от заключения контракта; срок предоставления обеспечения исполнения контракта определен частью 17 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе ф сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе, Федеральный закон 44-ФЗ); заказчик при вынесении решения в отношении ООО "Новый стиль" руководствовался положениями Федерального закона о контрактной системе и письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2014 N Д28И-1889; письмо с проектом государственного контракта было направлено в адрес ООО "Новый стиль" Управлением Росприроднадзора 24.12.2014; письмо вернулось в Управление 06.02.2015 с отметкой "истек срок хранения"; обеспечение исполнения контракта ООО "Новый стиль следовало представить не позднее 12.01.2015; проект контракта был размещен на официальном сайте в единой информационной системе.
УФАС в отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, просит в ее удовлетворении отказать.
ООО "Новый стиль" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Третье лицо представителя в судебное заседание также не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.11.2014 Управлением Росприроднадзора утверждена документация о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на подготовку и размещение в региональных средствах массовой информации рекламы (выступлений) социально-экологической направленности (ролики на ТВ) для нужд Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (далее - документация о проведении запроса предложений) (том 1, л.д. 43-66). Согласно пунктам 76, 77 раздела 2 документации о проведении запроса предложений размер обеспечения исполнения контракта составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 9718 (Девять тысяч семьсот восемнадцать) российских рублей 75 коп. (пункт 76). Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением: безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ (срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц) или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (пункт 77).
25.11.2014 Управлением Росприроднадзора на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0171100000514000007 о проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта на подготовку и размещение в региональных средствах массовой информации рекламы (выступлений) социально-экологической направленности (ролики на ТВ) для нужд Управления Росприроднадзора (том 1, л.д. 36-42).
19.02.2015 антимонопольным органом принято решение по делу N 05-02/15Ж-15 (далее - решение от 19.12.2015 (том 1, л.д. 12-18), которым признана обоснованной жалоба ООО "Новый стиль" на действия заказчика - Управления Росприроднадзора при проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта на подготовку и размещение в региональных средствах массовой информации рекламы (выступлений) социально-экологической направленности (ролики на ТВ). Из указанного решения следует, что согласно итоговому протоколу от 18.12.2014 заказчик признал запрос предложений несостоявшимся, заявку участника закупки ООО "Новый стиль" соответствующей требованиям Федерального закона о контрактной системе. 22.12.2014 заказчиком в адрес ООО "Новый стиль" посредством использования факсимильной связи направлено письмо, содержащее просьбу представить согласие на заключение государственного контракта (том 5, л.д. 63). 24.12.2014 Обществом заказчику дан ответ о том, что ООО "Новый стиль" согласно заключить государственный контракт на условиях, предложенных в техническом задании к документации о запросе предложений (Извещение о проведении запроса предложений N0171100000514000007) по цене 193 000 (Сто девяносто три тысячи) рублей и гарантирует оказание услуг до 31.12.2014 при условии заключения контракта до 25.12.2014 (том 5, л.д. 65). При более позднем сроке подписания контракта ООО "Новый стиль" сообщает о невозможности выполнить обязательства до 31.12.2014, однако, со своей стороны предлагает заказчику рассмотреть вопрос о переносе сроков оказания услуг на более поздний срок (по согласованию сторон). 25.12.2014 заказчиком в адрес антимонопольного органа направлены материалы и обращение N 06/4677 (том 5, л.д. 67) (о данном факте ООО "Новый стиль" извещено письмом от 12.01.2015 N 05-08) о возможности заключения государственного контракта на подготовку и размещение в региональных средствах массовой информации рекламы (выступлений) социально-экологической направленности (ролики на ТВ) для нужд Управления Росприроднадзора с единственным исполнителем - ООО "Новый стиль". Однако письмом от 19.01.2015 N05/105 данное обращение было отозвано заказчиком (том 5, л.д. 68). Согласно пояснениям заявителя 24.12.2014 Управление Росприроднадзора направило ООО "Новый стиль" письмо по почтовому адресу участника: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, д. 2, которое, как утверждает заявитель, содержало проект государственного контракта. В материалы дела представлен конверт, на котором имеется штамп Почты России, подтверждающий фактическое направление письма ООО "Новый стиль" 25.12.2014. Иным способом данный проект государственного контракта заказчиком в адрес ООО "Новый стиль" направлен не был. Представитель ООО "Новый стиль" пояснил, что Общество не получало проекта государственного контракта. Письмо, содержащее проект контракта, составленный заказчиком путем включения в него условий исполнения контракта, предложенных участником закупки, вернулось заказчику - 06.02.2015 с отметкой "истек срок хранения". 20.01.2015 заказчиком составлен протокол завершения запроса предложений, в котором ООО "Новый стиль" признан уклонившимся от заключения указанного государственного контракта (победителем запроса предложений не исполнены требования закона - не предоставлено обеспечение исполнения контракта). 30.01.2015 заказчик направил в адрес ООО "Новый стиль" уведомление о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, в связи с чем ООО "Новый стиль" обратилось с жалобой в антимонопольный орган. По мнению антимонопольного органа, у ООО "Новый стиль" не возникла обязанность представить обеспечение исполнения контракта и подписанный государственный контракт, поскольку ООО "Новый стиль" не получило оферту (проект государственного контракта с включенными в него условиями контракта, предложенными участником закупки) от Управления Росприроднадзора, равно как у Управления Росприроднадзора не возникло право признать ООО "Новый стиль" уклонившимся от заключения государственного контракта в связи с непредставлением последним обеспечения исполнения контракта, поскольку заказчик не располагал сведениями о получении / неполучении ООО "Новый стиль" проекта государственного контракта, и, соответственно, у него отсутствовали сведения о намерении участника закупки подписать государственный контракт на подготовку и размещение в региональных средствах массовой информации рекламы (выступлений) социально- экологической направленности (ролики на ТВ) для нужд Управления Росприроднадзора либо уклониться от подписания данного государственного контракта.
19.02.2015 УФАС выдано предписание по делу N 05-02/15Ж-15 (далее - предписание от 19.02.2015), которым на заказчика возложена обязанность устранить нарушения части 17 статьи 83 Федерального закона о контрактной системе. Для устранения нарушения заказчику предписано отменить протокол завершения запроса предложений от 20.01.2015 (том 1, л.д. 19).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 19.02.2015, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение и предписание действующему законодательству не противоречат и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В силу положений, установленных частями 1, 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2).
Согласно части 1, 3, 4, 6, 7, 17, 18 Федерального закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (пункт 1). Извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса (пункт 3). Извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию: 1) информация, предусмотренная пунктами 1 - 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 8 части 2 настоящей статьи) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона) статьи 42 настоящего Федерального закона; 2) требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона; 3) язык или языки, на которых предоставлена документация о проведении запроса предложений; 4) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, рассмотрения и оценки таких заявок; 5) способы получения документации о проведении запроса предложений, срок, место и порядок предоставления этой документации; 6) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении запроса предложений, способ осуществления и валюта платежа; 7) срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе предложений; 8) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона (пункт 4). Одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать следующую информацию: 1) информация, указанная в части 4 настоящей статьи; 2) наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 3) требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений; 4) информация о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта либо в ходе его исполнения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона; 5) порядок проведения запроса предложений; 6) порядок и срок отзыва заявок на участие в запросе предложений, порядок возврата таких заявок (в том числе поступивших после окончания срока их приема); 7) критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом, порядок рассмотрения и оценки таких заявок; 8) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса предложений должен подписать контракт, условия признания победителя запроса предложений уклонившимся от заключения контракта; 9) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона (пункт 6). К документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений (пункт 7). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (пункт 17). В случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона (пункт 18).
Материалами дела подтверждено, что ООО "Новый стиль" признано заказчиком уклонившимся от заключения государственного контракта, поскольку им, как победителем запроса предложений, не предоставлено обеспечение исполнения контракта.
Между тем, согласно пункту 12.7 проекта контракта, являющегося приложением к документации о запросе предложений, настоящий контракт заключается в форме электронного документа и подписывается сторонами с применением электронных подписей уполномоченных лиц сторон контракта. В пункте 12.8 проекта контракта указано, что после заключения контракта в форме электронного документа стороны вправе изготовить и подписать копии контракта в письменной форме на бумажном носителе.
Учитывая отсутствие в документации о запросе предложений требований о представлении сведений об электронном адресе ООО "Новый стиль" и, соответственно, отсутствие таких сведений в заявке Общества, проект контракта в электронной форме для подписания ООО "Новый стиль" заказчиком не направлялся.
В заявке ООО "Новый стиль" указан адрес его местонахождения: г. Ярославль, ул. 2-ая Мельничная, д. 33 и почтовый адрес: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, д. 2.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что контракт был направлен в адрес ООО "Новый стиль" почтой, в том числе отсутствует опись вложения почтового отправления.
Учитывая, что в адрес ООО "Новый стиль" не направлен проект контракта для подписания, у данного участника запроса предложений не возникла обязанность по обеспечению исполнения данного контракта.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган имел основания для принятия обжалуемого решения и направления предписания от 19.02.2015.
Доводы апелляционной жалобы о том, что контракт заключается только после предоставления обеспечения его исполнения, а в случае не предоставления обеспечения в установленный срок участник считается уклонившимся от заключения контракта; срок предоставления обеспечения исполнения контракта определен частью 17 статьи 83 Федерального закона о контрактной системе; заказчик при вынесении решения в отношении ООО "Новый стиль" руководствовался положениями Федерального закона о контрактной системе и письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2014 N Д28И-1889; обеспечение исполнения контракта ООО "Новый стиль" следовало представить не позднее 12.01.2015, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку исходя из положений Федерального закона о контрактной системе обязанность по обеспечению исполнения контракта возникает у участника запроса предложений после получения направленного заказчиком проекта государственного контракта. В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства получения Обществом проекта государственного контракта. При этом следует отметить, что в отсутствие у заказчика информации о получении участником проекта государственного контракта признание последнего уклонившимся от заключения госконтракта является преждевременным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что письмо с проектом государственного контракта было направлено в адрес ООО "Новый стиль" Управлением Росприроднадзора 24.12.2014; письмо вернулось в Управление 06.02.2015 с отметкой "истек срок хранения"; проект контракта был размещен на официальном сайте в единой информационной системе, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела не имеется описи почтового отправления - письма, направленного 24.12.2014 Управлением Росприроднадзора в адрес ООО "Новый стиль". Порядок заключения государственного контракта определен документацией о запросе предложений, заключение контракта путем размещения проекта государственного контракта на официальном сайте в единой информационной системе указанной документацией не предусмотрено.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.05.2015 по делу N А82-2590/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2590/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Третье лицо: ООО "Новый стиль"