Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 октября 2015 г. N Ф06-1764/15 настоящее постановление отменено
г. Самара |
|
24 июля 2015 г. |
А55-27673/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Тольяттиазот" - до перерыва: представителя Норкиной Е.В. (доверенность N 88 от 28.04.2015), после перерыва: представитель не явился, извещено,
от Мэрии городского округа Тольятти - до перерыва: представителя Кудряшовой М.А. (доверенность N 11522/1 от 30.12.2014), после перерыва: представитель не явился, извещена,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - до перерыва: представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность N 3 от 12.01.2015), после перерыва: представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тольяттиазот"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2015 года по делу N А55-27673/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттиазот" (ИНН 6320004728), Самарская область, г.Тольятти,
к Мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г.Тольятти,
третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным отказа от 12 августа 2014 года N 5989/5.2,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тольяттиазот" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Мэрия) о признании незаконным отказа от 12.08.2014 года N 5989/5.2 в предоставлении заявителю на праве собственности земельного участка (кадастровый номер 63:09:0305025:21) с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха и об обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:21, категория - земли населенных пунктов, площадью 21 831 кв.м. с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, с разрешенным использованием: для эксплуатации турбазы "Подснежник" и подготовки проекта договора купли-продажи указанного земельного участка по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка и направления договора купли-продажи в адрес заявителя.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе, а также представленных в материалы дела от 17.06.2015 дополнительных объяснениях, общество просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2015 года по делу N А55-27673/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В материалы дела поступил отзыв Мэрии на апелляционную жалобу общества, а также возражения на дополнительные объяснения общества от 18.07.2015, в которых заинтересованное лицо просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2015 года по делу N А55-27673/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица на апелляционную жалобу, в котором Министерство просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2015 года по делу N А55-27673/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 15.07.2015 представитель общества апелляционную жалобу и дополнительные объяснения к ней поддержала, просила жалобу удовлетворить.
Представитель Мэрии в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и возражениях, просила суд оставить без изменения судебный акт суда первой инстанции.
Представитель третьего лица в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просил апелляционный суд оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 15.07.2015 до 20.07.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, присутствовавшие в судебном заседании до перерыва, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
В судебное заседание после перерыва лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тольяттиазот", на основании договора аренды земельного участка N 2529 от 11.01.2012 года, заключенного с Мэрией городского округа Тольятти в лице руководителя Управления земельных ресурсов Мэрии городского округа Тольятти в соответствии с Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 06.12.2011 N 3856-п/1, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:21, входящим в состав земель населенных пунктов, площадью 21831 кв.м. с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, с разрешенным использованием: для эксплуатации турбазы "Подснежник" (т.1 л.д.18-20).
Заявителю принадлежит на праве собственности объект недвижимости - турбаза "Подснежник", назначение: нежилое, 3-этажный (подземных гаражей -1), общей площадью 706,4 кв.м., по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, лесной квартал N 58, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЖ N 103896 от 03.02.2012 года (т.1 л.д. 21).
21.04.2014 г. ОАО "Тольяттиазот" на основании ст.36 Земельного кодекса РФ и абз.2 п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" обратилось в Мэрию городского округа Тольятти с заявлением N 51Т-23/2517 о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:21, входящим в состав земель населенных пунктов, площадью 21831 кв.м. с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, с разрешенным использованием: для эксплуатации турбазы "Подснежник", на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий на праве собственности ОАО "Тольяттиазот", по цене двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка (т.1 л.д. 17).
Письмом от 12.08.2014 года N 5989/5.2 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность (т.1 л.д. 15).
Основанием для отказа в предоставлении в собственность указанного земельного участка послужило частичное нахождение испрашиваемого земельного участка в границе лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале 58 Тольяттинского лесничества.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На момент обращения Общества в Мэрию городского округа Тольятти рассматриваемые отношения регулировались ранее действовавшей редакцией Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения в период возникновения и развития спорных правоотношений устанавливался Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Заявителем были представлены необходимые и достаточные документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
Ответчиком о замечаниях к представленным документам и к их комплектности заявителю не сообщалось, в обжалуемом решении ответчика такое основание для отказа, как непредставление полного комплекта документов, не указано.
Как следует из материалов дела, Постановлением первого заместителя Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 12.10.1998 года N 17774-2/10-98 заявителю испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 21 831 кв.м. для дальнейшей эксплуатации турбазы "Подснежник", расположенной в зоне отдыха Центрального района в лесном квартале 58, в том числе:
- 2 118 кв.м. метров под здания и сооружения;
- 19 713 кв.м. для санитарного содержания и территории, необходимой для обслуживания турбазы (т.1 л.д. 73-74).
Постановлением Мэра г.о. Тольятти N 3856-п/1 от 06.12.2011 "О предоставлении ОАО "Тольяттиазот" в аренду сроком на 49 лет земельного участка, расположенного в г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха" указанный земельный участок предоставлен заявителю в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в аренду сроком на 49 лет (т.1 л.д.22).
На основании договора аренды земельного участка N 2529 от 11.01.2012 года, заключенного с Мэрией городского округа Тольятти в лице руководителя Управления земельных ресурсов Мэрии городского округа Тольятти в соответствии с указанным Постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 06.12.2011 N 3856-п/111.01.2012 г. заявитель является арендатором указанного земельного участка ( т.1 л.д.18-20).
В соответствии с ч. 2 ст.651 ГК РФ указанный договор аренды земельного участка N 2529 от 11.01.2012 г. площадью 21831 кв.м. прошел государственную регистрацию в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), о чем имеется отметка на договоре.
ОАО "Тольяттиазот" является собственником объекта недвижимости - турбаза "Подснежник", адрес объекта: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, лесной квартал N 58, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0305025:21, площадью 21831 кв.м.. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 63-АЖ N 103896 от 03.02.2012 года (т.1 л.д. 21).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ N 137-ФЗ с 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены п. 1 ст. 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Заявителем, до 01.07.2012 года, осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанным земельным участком на право аренды.
Согласно п.1 ст.2 указанного закона N 137-ФЗ при приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у заявителя исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 следует, что согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Объекты недвижимости заявителя расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0305025:21, который сформирован непосредственно для эксплуатации турбазы "Подснежник" (выписка из государственного кадастра недвижимости), в том числе: 2 118 кв.м. метров под здания и сооружения; 19 713 кв.м. для санитарного содержания и территории, необходимой для обслуживания турбазы и необходим для использования расположенных на нем объектов недвижимости.
В материалах дела имеется также паспорт земельного участка N 64 1989 года (т.1 л.д. 92 - 95) в состав которого входит архитектурно-планировочное задание на разработку проекта турбазы в зоне отдыха с назначением объекта - "турбаза на 170 мест, в том числе 50 мест круглогодичного типа, основание для выдачи архитектурно-планировочного задания явилось Решение исполкома гор.Совета от 15.03.89г. и протокол совещания при ГУА-иГ от 01.02.89г. Кроме того, в составе межевого плана (т.1 л.д. 100 - 118) имеется план участка с размещенными на нем объектами (т.1 л.д. 114, 115).
При этом апелляционный суд отмечает, что земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для эксплуатации турбазы "Подснежник", объекты недвижимости, расположенные на земельном участке предназначены, как пояснял представитель заявителя и следует из материалов дела, для осуществления деятельности объекта и земельный участок в испрашиваемых размерах необходим для обслуживания турбазы и использования расположенных на нем объектов недвижимости. Размер испрашиваемого земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта. Спорный земельный участок в размере 21831 кв.м. образован и поставлен на кадастровый учет 09.12.2003. При формировании спорного земельного участка его площадь была рассчитана исходя из конкретного вида деятельности, а именно для дальнейшей эксплуатации турбазы "Подснежник". Доказательств изменения данного вида деятельности не представлено. Доказательств того, что в процессе формирования вышеназванного земельного участка допущена несоразмерность его целевому назначению в материалах дела не имеется. Ненормативные акты, которыми был образован вышеназванный земельный участок, не отменены и в судебном порядке недействительными не признаны.
Суд также отмечает, что пунктом 5 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому землепользованию и общей площади земельного участка, предоставленного постановлением первого заместителя Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 12.10.1998 года N 17774-2/10-98, а также соответствует функциональному назначению объектов и необходима для использования заявленной площади участка для эксплуатации конкретных объектов, принадлежащих обществу.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в обжалуемом отказе ответчика не указано такое основание для отказа как несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка, используемого Обществом, площади объектов недвижимости, находящихся в собственности названного лица.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не обоснована необходимость использования испрашиваемого земельного участка в существующих границах для эксплуатации объектов, не основан на нормах права и обстоятельствах настоящего дела.
Вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре испрашиваемый ОАО "Тольяттиазот" земельный участок частично находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в кв. N 58, выделах 28, 31 Тольяттинского лесничества и частично выходит за пределы земельного участка площадью 5 га, который был исключен из государственного лесного фонда, также не соответствует обстоятельствам дела.
В заявлении в суд и при рассмотрении дела, заявитель указывал, что спорный земельный участок в 2003 году был поставлен на кадастровый учет как земли населенных пунктов без каких-либо отметок об особом правовом режиме земельного участка (в том числе "лесной участок"), это связано с тем, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха, лесной квартал 58 в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР N 796-р от 08.09.1989 был изъят из земель Гослесфонда, Самарским управлением лесами Федеральной службы лесного хозяйства России ( Ставропольским лесхозом) и Мэрией г.Тольятти 05.05.1998 был согласован ситуационный план - инвентаризационная съемка земельного участка ( в том числе местоположение и конфигурация (система координат) границы), на основании которого земельный участок был поставлен на кадастровый учет как земли населенных пунктов. Также заявитель ссылался на обстоятельства, установленные судом и отраженные в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А55-11692/2013. Заявитель, ссылаясь на указанные обстоятельства, указывал, что к спорному земельному участку не могут быть применены ограничения ст.8 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно пункту 2 части 4 статьи 170 АПК РФ мотивировочная часть решения должна содержать доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Однако, суд первой инстанции не дал никакой оценки указанным выше доводам общества и документам, представленным в дело, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, отклонил приведенные в обоснование своих требований доводы заявителя, в решении суда не отражены.
Довод ответчика, положенный в основу оспариваемого отказа о том, что испрашиваемый участок частично находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в кв. N 58, выделах 28, 31 Тольяттинского лесничества и частично выходит за пределы земельного участка площадью 5 га, который был исключен из государственного лесного фонда, ничем кроме как ссылками на письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (вх.3549-вх от 04.07.29014) не подтвержден, документальных подтверждений сведений, содержащихся в указанном письме третьего лица, ответчиком, на котором, в силу норм ст.65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит обязанность доказывания соответствия оспариваемого законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, не представлено.
В материалах дела отсутствуют доказательства бесспорно подтверждающие что испрашиваемый ОАО "Тольяттиазот" земельный участок частично находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в кв. N 58, выделах 28, 31 Тольяттинского лесничества и частично выходит за пределы земельного участка площадью 5 га, который был исключен из государственного лесного фонда.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 данного Кодекса.
В силу ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, предусмотрена необходимость проведения лесоустройства.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено проектирование лесных участков, которое означает подготовку проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесных участков осуществляется государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 г., Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 42 от 04.02.2010 г., Приказа Министерства юстиции РФ "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, строения, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка", данные о правовом режиме земельного участка как лесного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости, а наименование "лесной участок" отражается в кадастровом паспорте земельного участка.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что испрашиваемый заявителем земельный участок является лесным и его границы определены в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного Кодекса Российской Федерации.
Испрашиваемый земельный участок в 2003 году был поставлен на кадастровый учет с номером 63:09:0305025:21 как земли населенных пунктов без каких-либо отметок об особом правовом режиме земельного участка (в т.ч. "лесной участок"), что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке. Это связано с тем, что земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г.Тольятти, зона отдыха, лесной квартал 58 в соответствии с Распоряжением Совета Министров РСФСР N 796-р от 08.09.1989 г. был изъят из земель Гослесфонда.
Исполнительный комитет Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области Решением N 91 от 15.03.1989 г. согласовал место расположения объектов и просил Исполком Куйбышевского областного совета народных депутатов произвести в постоянное пользование отвод земельного участка 5 га под базы отдыха ПО "Куйбышевазот" и ПО "Тольяттиазот" совместно (т.1 л.д. 99).
13.11.1989 г. за исх. 680 Исполнительный комитет Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области, в лице Главного управления архитектуры и градостроительства города Тольятти, проинформировал, что Советом Министров РСФСР принято распоряжение от 08.09.1989 г. N 796-р об изъятии из земель Гослесфонда земельного участка под строительство турбазы (т.1 л.д. 97).
05.05.1998 г. Самарским управлением лесами Федеральной службы лесного хозяйства России (Ставропольский лесхоз) и мэрии городского округа Тольятти был согласован ситуационный план - инвентаризационная съемка земельного участка земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:21 (в т.ч. местоположение и конфигурация (система координат) границы), расположенного в г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, что подтверждается инвентаризационной съемкой от 05.05.1998 г. (т.1 л.д. 114-115).
12.10.1998 г. Мэрия г.Тольятти рассмотрев обращение ОАО "Тольяттиазот", являющегося правопреемником ПО "Тольяттиазот", учитывая наличие выписки из решения исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов за N 91 от 15.03.1989 г., наличие решения исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов N 413 от 06.12.1989 г, наличие справки Фонда имущества Самарской области от 04.02.. 1998 г. за N4-119 и учитывая результаты проведенной инвентаризации представил ОАО "Тольяттиазот" в бессрочное пользование земельный участок общей площадью 21813 кв.м. для дальнейшей эксплуатации турбазы "Подснежник", расположенной в зане отдыха Центрального района в лесном квартале 58 (Постановлением мэрии г.Тольятти N 1774-2/10-98 от 12.10.1989 г.) (т.1 л.д. 73.)
29.10.1998 г. ОАО "Тольяттиазот" было выдано свидетельство о праве бессрочного пользования на землю площадью 2,1831 га.(т.1 л.д. 74).
В связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования 11.01.2012 г. земельный участок, входящий в состав населенных пунктов, площадью 21831кв.м. с кадастровым номером 63:09:0305025:21, расположенный в г. Тольятти, Центральный район, зона отдыха на основании Постановления мэра г.о. Тольятти N 3856-п/1 от 06.12.2011 г. был предоставлен ОАО "Тольяттиазот" в аренду на сорок девять лет.
В соответствии с ч.2 ст.651 ГК РФ указанный договор аренды земельного участка N 2529 от 11.01.2012 г. площадью 21831 кв.м. прошел государственную регистрацию в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) peг. N 63-63-09/651/2013-142 от 19.02.2013 г.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:21, земель населенных пунктов, площадью 21831 кв.м. с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, зона отдыха, с разрешенным использованием: для эксплуатации турбазы "Подснежник" в соответствии с Распоряжением Совета Министров РСФСР N 796-р от 08.09.1989 г. изъят из земель Гослесфонда и к нему не могут применятся ограничения пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Вывод суда первой инстанции об отнесении указанного земельного участка к землям общего пользования основан на указании, что федеральный закон (Лесной кодекс РФ) устанавливает принадлежность лесных участков как объектов гражданских прав к земельным участкам общего пользования. Данный вывод суда ошибочен, не основан на нормах права и обстоятельствах настоящего дела, не содержащих доказательств отнесения спорного участка к лесным участкам (лесопаркам).
Также суд отмечает, что согласно сведениям, содержащимся в межевом плане указанного земельного участка, земельный участок расположен в территориальной зоне Р-3 (зона отдыха), где разрешено размещение объектов, к которым также относится турбаза "Подснежник, расположенная на испрашиваемом земельном участке. Размещение баз отдыха, туристических баз соответствует основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства зоны Р-3, предусмотренных Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области N 1059 от 24.12.2008. В межевом плане также содержатся сведения о направлении в соответствии с п.10 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в адрес Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования извещения о проведении согласования местоположения границ земельного участка на местности (вх.27/12160 от 19.09.2012), однако представители Министерства в установленный срок на согласование не явились.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание обстоятельства, установленные судом и отраженные в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А55-11692/2013, в котором участвовали те же лица - заявитель и третье лицо, что и в настоящем деле.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый отказ Мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 года N 5989/5.2 является незаконным.
Обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание представление заявителем в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность всех необходимых документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, и отсутствие предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении земельного участка, апелляционный суд считает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет являться обязание Мэрии городского округа Тольятти в срок, установленный подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка площадью проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 21 831 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0305025:21 по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка. При этом, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность в настоящее время, исходя из анализа норм статьи 39.17 действующей редакции Земельного Кодекса Российской Федерации, не требуется.
Открытым акционерным обществом "Тольяттиазот" при обращении в суд апелляционной инстанции была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, при том, что по рассматриваемым делам размер государственной пошлины согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1 500 рублей. Соответственно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возвращению плательщику на основании положений статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с удовлетворением заявленных обществом требований, с Мэрии городского округа Тольятти на основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы открытого акционерного общества "Тольяттиазот" по уплате государственной пошлины за обращение в суды первой и апелляционной инстанции в размере 3 500 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 апреля 2015 года по делу N А55-27673/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования открытого акционерного общества "Тольяттиазот" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 N 5989/5.2 в предоставлении открытому акционерному обществу "Тольяттиазот" на праве собственности земельного участка площадью 21 831 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0305025:21.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти в месячный срок с момента принятия настоящего постановления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов открытого акционерного общества "Тольяттиазот" путем подготовки и направления открытому акционерному обществу "Тольяттиазот" проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 21 831 кв.м. с кадастровым номером 63:09:0305025:21 по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Взыскать с Мэрии городского округа Тольятти в пользу открытого акционерного общества "Тольяттиазот" (ИНН 6320004728), Самарская область, г.Тольятти, судебные расходы по уплате государственной пошлины за обращение в суд первой и апелляционной инстанции в размере 3 500 (Три тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тольяттиазот" (ИНН 6320004728), Самарская область, г.Тольятти, из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению N 1414 от 21.04.2015 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27673/2014
Истец: ОАО "Тольяттиазот"
Ответчик: Мэрия г. о. Тольятти
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области