г. Москва |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А40-163401/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С., судей Савенкова О.В., Тихонова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Транссвязь-М" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "01" апреля 2015 г. по делу N А40-163401/2014, принятое судьей Кофановой И.Н. (127-67), по иску ООО "Транссвязь-М" (ИНН 7707543803, ОГРН 1057746467514) к 1)ООО "СТС-Сервис-1" (ИНН 5051001065, ОГРН 1025007511209);
2) ДГИ г. Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423), третьи лица: 1) ОАО "МОЭК" (ИНН 7720518494,ОГРН 1047796974092) 2) Администрация городского округа Щербинка в г. Москве
(ИНН 5051002044, ОГРН 1025007512859) о сносе самовольной постройки, и встречному иску ООО "СТС-Сервис-1"
о признании имущества бесхозяйным, постановке его на учет,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Кремер Ю.Д. по доверенности от 20.03.2015;
от ответчика: от 1-го Дегтярев О.В. по доверенности от 18.11.2014;
от 2-го не явился, извещен;
от третьего лица: от 1-го Мефёд А.М. по доверенности от 16.03.2015;
от 2-го не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссвязь-М" (далее - истец) обратилось с заявлением в суд к обществу с ограниченной ответственностью "СТС-Сервис-1" (далее - ответчик) об обязании за свой счет осуществить действия по сносу теплотрассы, расположенной по адресу г. Москва, г. Щербинка, ул. Люблинская, л. 7а.
ООО "СТС-Сервис-1" обратилось со встречным исковым требованием к ООО Транссвязь-М" и Администрации городского округа Щербинка в городе Москве:
- о признании бесхозяйным спорный участок тепловой сети проходящей по земельному участку ООО "Транссвязь-М": от ЦТП ООО "Транссвязь-М", расположенной по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Люблинская, дом 7А, до границ соседнего участка (кадастровый номер 50:61:0010112:22).
- об обязании ООО "Транссвязь-М" не чинить препятствия в передаче ООО "СТС-Сервис-1" тепловой энергии по спорному участку теплотрассы проходящей по земельному участку ООО "Транссвязь-М": от ЦТП ООО "Транссвязь-М", расположенной по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Люблинская, дом 7А, до границ соседнего участка (кадастровый номер 50:61:0010112:22).
- об обязании Администрации городского округа Щербинка в городе Москве в течение одного месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества -участок тепловой сети проходящей от ЦТП ООО "Транссвязь-М", расположенной по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Люблинская, дом 7А, до границ соседнего участка (кадастровый номер 50:61:0010112:22)
- об обязании Администрации городского округа Щербинка в городе Москве определить теплосетевую организацию, ответственную за обслуживание и содержание спорного участка тепловой сети.
Определением от 18.11. 2014 года суд привлек Администрацию городского округа Щербинка в городе Москве к участию в деле в качестве второго ответчика по встречному исковому заявлению.
Определением от 04.02.2015 года суд произвел замену ответчика по встречному исковому заявлению с Администрации городского округа Щербинка в городе Москве на Департамент городского имущества города Москвы.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены ОАО "МОЭК"; Администрация городского округа Щербинка в городе Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.04.2015 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "Транссвязь-М" не согласилось с принятым судебным актом, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, первоначальные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что производство по встречному иску должно быть прекращено. Полагает, что спорный объект является самовольной постройкой, поскольку не соответствует градостроительным нормам, создает угрозу жизни и здоровья граждан.
ООО "СТС-Сервис-1" направлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представителем ОАО "МОЭК" представлены письменные пояснения к апелляционной жалобе.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Транссвязь-М" поддержал апелляционную жалобу.
Представители ООО "СТС-Сервис-1" и ОАО "МОЭК" доводы апелляционной жалобы отклонили, считают решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что основной деятельностью ООО "СТС-Сервис-1" является изготовление металлоконструкций и выполнение государственных заказов для железной дороги.
ООО "Транссвязь-М" не является собственником спорной теплотрассы, проходящей по его земельному участку, спорный участок теплотрассы в муниципальной собственности не находится.
Кроме того судом установлено, что спорный участок теплотрассы не находится в собственности, аренде и эксплуатации ОАО "МОЭК".
ООО "СТС-Сервис-1" с 1993 года является потребителем тепловой энергии по договорам на отпуск тепловой энергии с ОАО "МОЭК". Отпуск тепловой энергии на объекты ООО "СТС-Сервис-1" осуществляется через объекты теплоснабжения, находящиеся в ведении ответчика, и через участок теплотрассы, находящийся на территории ООО "Транссвязь-М", в соответствии со схемой присоединения ООО "СТС-Сервис-1" к тепловому пункту ЦТП 19-01-007.
ООО "Транссвязь-М", обращаясь с исковым требованием о сносе самовольной постройки, ссылается на то, что он не давал согласия на её строительство.
Арбитражным судом города Москвы были сделаны судебные запросы, на основании которых от ГУП Московской Области "Московское Областное Бюро Технической Инвентаризации" поступил ответ, что на государственном техническом учете объект недвижимости - теплотрасса, расположенная по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Люблинская, дом 7А, не состоит, в связи с этим изготовить и выдать технический паспорт не представляется возможным.
ГУП Города Москвы Московское Городское Бюро Технической Инвентаризации сообщило, что постановку на государственный технический учет и проведение технической инвентаризации в отношении сооружения (теплотрассы), расположенного по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Люблинская, дом 7А, ГУП МосгорБТИ не производило, в связи с чем, направить запрашиваемые сведения и техническую документацию не представляется возможным.
От ГКУ Московской области "Центральный государственный архив Московской области" поступил ответ, что технической документации на строительство теплотрассы, расположенной по адресу: г.Москва, г.Щербинка, ул.Люблинская, дом 7А, в документах архива не имеется.
Согласно части 1 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 3 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет именно уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь. В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, такими полномочиями в городе Москве обладает Департамент городского имущества города Москвы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что назначением тепловых сетей является передача тепла от конкретного источника тепловой энергии до теплопотребляющих установок, при перемещении такой конструкции в другое место её функциональное назначение утрачивает смысл, поэтому тепловые сети следует относить к недвижимому имуществу.
В силу п.6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Материалами дела установлено, что между ОАО "МОЭК" и абонентами ООО "Транссвязь-М" и ООО "СТС-Сервис-1" заключены договоры теплоснабжения, в соответствии с которыми поставка тепловой энергии осуществляется от ЦТП 07-12-007, расположенного по адресу: ул. Котовского, д. 5, стр. 1.
ОАО "МОЭК" не является ни собственником, ни законным владельцем тепловой сети, проходящей по территории ООО "Транссвязь-М", в связи с чем вопросы ее эксплуатации находятся за пределами компетенции ОАО "МОЭК". ООО "СТС-Сервис-1" опосредованно присоединено к системам теплоснабжения ОАО "МОЭК" через транзитную тепловую сеть и внутридомовые трубопроводы (ЦТП), находящиеся в подвале здания, принадлежащего ООО "Транссвязь-М" (ул. Люблинская, д. 7а). Иного способа поставки энергетических ресурсов указанному потребителю в настоящее время нет.
Имущество, указанное в исковом заявлении, а именно, участок тепловой сети по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Люблинская, д. 7А (от здания, принадлежащего ООО "Транссвязь-М" до границ здания, принадлежащего ООО "СТС-Сервис-1"), не принадлежит ОАО "МОЭК".
Согласно п. 6 ст. 17 Федерального закона "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей.
Таким образом, ООО "Транссвязь-М" не вправе препятствовать перетоку (передаче) тепловой энергии ООО "СТС-Сервис-1", а также производить прекращение энергоснабжения указанного потребителя ОАО "МОЭК",
Доводы жалобы о том, что спорный объект является самовольной постройкой, не принимаются во внимание, поскольку указанное обстоятельство не является препятствием для реализации органом местного самоуправления своих полномочий по принятию бесхозяйного недвижимого имущества - объекта жизнеобеспечения в муниципальную собственность.
Также не находят своего подтверждения доводы заявителя о процессуальных нарушениях со стороны суда.
Данный спор напрямую связан с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, стороны являются коммерческими организациями.
Довод о том, что решение вынесено без участия в заседании Департамента отклоняется, поскольку материалами дела подтверждено его надлежащее извещение, кроме того, сам Департамент не обращался в суд с апелляционной жалобой. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлении обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "01" апреля 2015 г. по делу N А40-163401/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Кораблева |
Судьи |
А.П. Тихонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163401/2014
Истец: ООО "Транссвязь-М"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы, ООО "СТС-Сервис-1"
Третье лицо: Администрация городского округа Щербинка в г. Москве, ОАО "Московская объединенная энергетическая компания", ОАО "МОЭК"
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7844/19
06.03.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5145/19
22.07.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23896/15
01.04.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-163401/14