Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2015 г. N Ф06-1225/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
29 июля 2015 г. |
Дело N А65-29066/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Пивной берег" - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июля 2015 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пивной берег"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2015 года по делу N А65-29066/2014 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пивной берег" (ОГРН 1091690046887, ИНН 1658111223), Республика Татарстан, г.Казань, к муниципальному казенному учреждению "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Республика Татарстан, г.Казань, муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пивной берег" (далее - ООО "Пивной берег", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - управление, ответчик) в невыдаче заявителю разрешения на строительство объекта общественного питания на земельном участке, расположенном по адресу: ул.М.Вахитова, 5Б, Кировского района г.Казани, и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем выдачи разрешения на строительство.
Определениями суда от 09 декабря 2014 года, от 15 января 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены исполнительный комитет муниципального образования города Казани, муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Пивной берег" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований; обязать МКУ "Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи ООО "Пивной берег" разрешения на строительство объекта общественного питания по ул.Вахитова, ссылаясь на то, что судом не была исследована степень готовности незавершенного строительством объекта, в связи с чем соответствует действительности вывод суда о том, что заявитель обратился за выдачей разрешения на строительство на уже законченный строительством объект. В момент (17.10.2014) обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство заявитель имел земельный участок на праве аренды, так как договор аренды прекратил свое действие только 18.12.2014.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Пивной берег", являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:50:090566:19, расположенного по адресу: г.Казань, Кировский район, ул.М.Вахитова, площадью 200 кв.м, на основании заключенного между заявителем и исполнительным комитетом муниципального образования города Казани договора аренды земельного участка N 16108 от 31 октября 2014 года сроком до 11 октября 2014 года, обратилось с заявлением от 07 октября 2014 года в управление (вх.N 03/462-гр от 07.10.2014) о выдаче разрешения на строительство объекта общественного питания на земельном участке с кадастровым номером 16:50:090566:19 (л.д.7-8).
Управлением в адрес общества 13 октября 2014 года направлено письмо исх. N 02-01-173 (л.д.62) о несоответствии представленных документов требованиям законодательства и необходимости предоставления продленного договора аренды на спорный земельный участок.
Возражая относительно заявленных требований, управление указало, что оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия отсутствуют, ссылаясь на то, что срок договора аренды истек, к тому же объект, на который заявитель желает получить разрешение на строительство уже построен и выдача разрешения на строительство в данном случае теряет свое назначение и смысл.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям государственного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 этого Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно частям 11, 13, 14 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 31 декабря 2013 года N 12166 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства исполнительным комитетом муниципального образования города Казани (далее - Административный регламент).
Согласно п.3.5.1Административноого регламента специалист управления на основании полученных документов: подготавливает проект разрешения или проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа; оформляет проект разрешения (в случае принятия решения о выдаче разрешения) или проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги (в случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения); осуществляет в установленном порядке процедуры согласования проекта подготовленного документа, в том числе визирование начальником управления подготовленного проекта разрешения; направляет на подпись: 1) первому заместителю руководителя исполкома проект разрешения (в случае принятия решения о выдаче разрешения); 2) начальнику управления или лицу, им уполномоченному, проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
Результат процедур: проект разрешения, направленный на подпись первому заместителю руководителя исполкома или проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа, направленный на подпись начальнику управления или лицу, им уполномоченному.
Пунктом 3.5.2 Административного регламента установлено, что первый заместитель руководителя исполкома подписывает разрешение и специалист управления заверяет его печатью исполкома. Подписанные документы направляются в управление. Начальник управления или лицо, им уполномоченное, подписывает письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Процедуры, устанавливаемые подпунктами 3.5.1 - 3.5.2 данного Регламента, осуществляются в течение двух дней с момента поступления ответов на запросы. Результат процедуры: подписанное разрешение или письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В силу пунктов 3.6.1 Административного регламента специалист управления: регистрирует решение о выдаче разрешения (об отказе в выдаче разрешения) в журнале регистрации; извещает заявителя (его представителя) с использованием способа связи, указанного в заявлении, о результате предоставления муниципальной услуги, сообщает дату и время выдачи оформленного разрешения или письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Результат процедур: извещение заявителя (его представителя) о результате предоставления муниципальной услуги.
Специалист управления выдает заявителю (его представителю) оформленное разрешение под роспись о получении разрешения в журнале выданных разрешений или письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются: выдача разрешения или письма об отказе - в течение 15 минут, в порядке очередности, в день прибытия заявителя; направление письма об отказе по почте письмом - в течение одного дня с момента окончания процедуры, предусмотренной подпунктом 3.5.3 настоящего Регламента.
Результат процедур: выданное разрешение или письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Заявителю в нарушение вышеуказанных требований управлением не был отправлен результат рассмотрения поданного заявления. Доказательств иного материалы дела не содержат. Представленное управлением письмо от 13 октября 2014 года о том, что заявление общества рассмотрено, что последнему необходимо представить продленный договор аренды земельного участка, таким доказательством служить не может, поскольку, во-первых, не предусмотрен действующим законодательством, Административным регламентом, и не содержит результатов рассмотрения заявления, во-вторых, надлежащих доказательств направления данного письма обществу ответчиком не представлено. Представленная копия журнала регистрации исходящей корреспонденции факт отправки письма заявителю не подтверждает.
Вместе с тем системное толкование положений статьи 51 ГрК РФ свидетельствует о том, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать моменту начала строительства. Застройщик вправе приступить к осуществлению строительных работ только при условии получения разрешения на строительство.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05 марта 2015 года по делу N А65-4742/2014, в котором участвовали заявитель и третье лицо - 2 по настоящему делу, установлено, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:50:090566:19 ООО "Пивной берег" построен объект общественного питания - ресторан, который согласно заключению от 01 декабря 2013 года, выполненному ООО "АСК "НТ-Логистик", является объектом капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Об указанных обстоятельствах свидетельствуют также факт обращения общества в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о признании права собственности на самовольную постройку (дело N А65-27808/2014), в котором общество со ссылкой на указанное выше заключение ООО "АСК "НТ-Логистик" подтверждает возведение на земельном участке с кадастровым номером 16:50:090566:19 здания ресторана, что данное строение является объектом капитального строительства, а также техническим паспортом на данный объект от 11 ноября 2014 года.
Таким образом, судом установлено, что общество обратилось в управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство на находящемся у заявителя в аренде земельном участке в отношении уже возведенного объекта недвижимости.
Исходя из названных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что строительство названного объекта фактически осуществлено заявителем без получения в установленном порядке разрешения на строительство.
Суд считает необходимым отметить, что положения пункта 13 статьи 51 ГрК РФ, устанавливающие случаи отказа в выдаче разрешения на строительство, применимы в том случае, когда имеет место обращение за выдачей разрешения на строительство до начала строительства. Градостроительным законодательством не установлена возможность и процедура выдачи испрашиваемого разрешения на возведенный объект.
Обстоятельства возникшего спора свидетельствуют о том, что общество в нарушение норм закона осуществило строительство объекта недвижимости. Фактически требования общества направлены на подмену установленного законом порядка получения разрешения на строительство, что не может иметь место в отношении возведенного объекта.
Суд отмечает, что обращения предпринимателя с таким заявлением после завершения самих строительных работ в обход требований ГрК РФ является попыткой искусственного создания предпосылок для возможности получения разрешения с целью последующего ввода объекта в эксплуатацию, минуя саму процедуру получения разрешения до возведения объекта. Данные действия не могут рассматриваться к качестве достаточного основания для удовлетворения заявленного иска.
Учитывая отсутствие у заявителя права на получение разрешения на строительство, арбитражный суд первой инстанции обоснованно оставил без удовлетворения требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не была исследована степень готовности незавершенного строительством объекта, в связи с чем соответствует действительности вывод суда о том, что заявитель обратился за выдачей разрешения на строительство на уже законченный строительством объект, не принимаются. В данном случае обстоятельства, связанные с фактом осуществления заявителем объекта капитального строительства, были установлены вступившим в законную силу судебным актом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно посчитал их установленными.
Ссылка заявителя на то, что в момент (17.10.2014) обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство заявитель имел земельный участок на праве аренды, так как договор аренды прекратил свое действие только 18.12.2014, несостоятельна. Согласно договору аренды N 16108 от 31 октября 2014 года настоящий договор заключен сроком на 3 года до 11 октября 2014 года, дата возврата земельного участка: 22 октября 2014 года. На момент рассмотрения заявления общества о выдаче разрешения на строительство срок действия данного договора истек, в связи с чем управлением правомерно указано на необходимость представления правоустанавливающего документа на земельный участок на период строительства.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 27 апреля 2015 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2015 года по делу N А65-29066/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29066/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2015 г. N Ф06-1225/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Пивной берег", г. Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани ", г. Казань, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"