город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2015 г. |
дело N А01-417/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаовым Т.Д.,
при участии:
от заявителя: представитель Калинин Г.И. по доверенности от 13.01.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Рассвет"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 25.05.2015 по делу N А01-417/2015
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
к закрытому акционерному обществу "Рассвет"
о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Шагуча Б.А.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Рассвет" (далее - общество, ЗАО "Рассвет") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что обществом осуществляется деятельность по реализации зерна с нарушением требований Технического регламента Таможенного союза TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.05.2015 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить полностью. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на Постановление Правительства РФ N 870 от 04.10.2013, в соответствии с которым при реализации зерновых и зернобобовых культур они не подлежат ни сертификации, ни подтверждению соответствия в форме принятия декларации соответствия. Также общество указывает на наличие в деле оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без его участия.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в письменном отзыве, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя Управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2015 Управлением на основании Распоряжения от N 08-15/П 80 от 22.01.2015 проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО "Рассвет", расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Удобный, ул. Ленина, 12.
При проведении указанной проверки установлено, что ЗАО "Рассвет" осуществил реализацию пшеницы в период с 21.08.2014 по 02.09.2014 в количестве 114 760 кг. в адрес ООО "Агрофирма "Регион - Агро" пгт. Энем Тахтамукайского района по договору купли-продажи от 21.08.2014 б/н, товарным накладным N 236 от 21.08.2014 и N 251 от 02.09.2014 бестарным методом без товаросопроводительных документов, обеспечивающих его прослеживаемость, содержащих информацию о виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт), наименование и месте нахождения заявителя. Таким образом, было выявлено нарушение обществом требований п. 16 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза. TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
13.03.2015 по данному факту уполномоченным должностным лицом Управления, в отношении общества, в присутствии его представителя, составлен протокол N 19Ф-10/010 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили Управлению основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 25.05.2015 заявленные требования удовлетворены.
Повторно исследовав материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности удовлетворения заявленных требований.
Так, принимая решение о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции пришел к правильному и основанному на обстоятельствах выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, при этом правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) определяет стандарт, как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.
В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона N 184-ФЗ, защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
Требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно п.2 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" TP ТС 015/2011 настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанным с ними требованиям к процессам производства хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
Статьей 3 пунктом 1 TP ТС 015/2011 регламента предусматриваются следующие требования.
Зерно поставляемое на пищевые и кормовые цели выпускается в обращение на единой территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно, ч. 1 п. 2.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации.
В части 1 пункта 1 статьи 5 TP ТС 015/2011 указывается, что соответствие зерна настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований и выполнением требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется.
Статьей 6 TP ТС 015/2011 определено: оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится в формах:
1) Подтверждение декларирования соответствия зерна;
2) Государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении зерна и связанных с требованиями к нему процессов производства, хранения перевозки, реализации и утилизации зерна.
Согласно пункта 16 статьи 4 TP ТС 015/2011 данному пункту зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о: 1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт); 2) наименовании и месте нахождения заявителя.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и обществом не опровергнуто, что ЗАО "Рассвет" в период с 21.08.2014 по 02.09.2014 осуществило реализацию ООО "Агрофирма "Регион - Агро" продукции (пшеницы) в количестве 114 760 кг., без документов, предусмотренных пунктом 16 статьи 4 TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Факт реализации обществом продукции (пшеницы) с нарушением обязательных для применения и исполнения требований в отношении зерна, подтверждается в частности, протоколом об административном правонарушении от 13.03.2015 N 19Ф-10/010, в связи с чем, суд первой инстанции правильно указал на доказанность самого события административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом достаточных мер по недопущению нарушений требований TP ТС 015/2011 и невозможности их предотвращения, не представлено.
В апелляционной жалобе общество приводит довод о том, что требования TP ТС 015/2011 на общество не распространяется, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 870 от 04.10.2013 при реализации зерновых и зернобобовых культур они не подлежат ни сертификации, ни подтверждению соответствия в форме принятия декларации соответствия
Данный довод общества отклоняется апелляционным судом как необоснованный, поскольку постановления Правительства РФ, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере принимаются на определенный срок и действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Таким образом, с даты утверждения ТР ТС 015/2011 указанное постановление Правительства РФ N 870 от 04.10.2013 не распространяет свое действие на рассматриваемые в настоящем деле правоотношения.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения общества к административной ответственности, в том числе в части его уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Наказание за совершённое правонарушение назначено в размере минимальной санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии признаков малозначительности в совершённом обществом правонарушении у суда апелляционной инстанции не имеется. Доказательств, свидетельствующих о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств, установленных в ходе проверки и существа правонарушения, совершенного обществом, судом апелляционной инстанции не установлено; существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном, халатном невыполнении обществом требований названных нормативных правовых документов при осуществлении указанного вида деятельности, при реализации названной продукции. В связи с указанным довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не принимается апелляционным судом.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, в связи с чем, также подлежат отклонению.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.05.2015 по делу N А01-417/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-417/2015
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Адыгейский межрайонный отдел ветеринарного и фитосанитарного надзора
Ответчик: ЗАО "РАССВЕТ"