г. Санкт-Петербург |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А56-79395/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от 3-го лица: Бонченкова А.И. по доверенности от 15.02.2015, Лашер А.И. по доверенности от 01.02.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9650/2015) Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2015 по делу N А56-79395/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Карнавальная ночь"
об оспаривании решения, предписания
установил:
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация, заявитель, заказчик) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, заинтересованное лицо) от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14 о нарушении законодательства о закупках и предписания от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14 об устранении нарушения законодательства о закупках.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карнавальная ночь" (далее - ООО "Карнавальная ночь", Общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2014 предписание УФАС от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14 об устранении нарушений законодательства о закупках признано недействительным. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований Администрации - признать незаконным решение УФАС от 19.11.2014 о нарушении законодательства о закупках.
В судебное заседание заявитель и заинтересованное лицо представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения жалобы согласно представленному отзыву.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация (заказчик) на официальном сайте в сети Интернет разместила извещение N 0172200002214000127 о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по предоставлению комплекта входных билетов на посещение зрелищно-развлекательного мероприятия - праздничного концерта "Дорога Добра", посвященного Международному Дню учителя. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 822 332,90 руб.
В связи с отсутствием финансирования закупки Администрацией было принято решение об отмене закупки (приказ от 24.10.2014 N 190-п "Об отмене определения поставщика").
ООО "Карнавальная ночь" обратилось в УФАС с жалобой (вх. N 25986 от 12.11.2014) на действия Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрев жалобу Общества и проведя внеплановую проверку на основании п.1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия УФАС вынесло решение от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14 о нарушении законодательства о закупках, которым признало жалобу Общества обоснованной; действия заказчика признаны нарушающими положения части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе (в резолютивной части решения УФАС указано на нарушение части 2 статьи 39).
Администрации было выдано предписание от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14 об устранении нарушений законодательства о закупках, в соответствии с которым необходимо совершить действия, направленные на заключение контракта с ООО "Карнавальная ночь" на оказание услуг по предоставлению комплекта входных билетов на посещение зрелищно-развлекательного мероприятия - праздничного концерта "Дорога Добра", посвященного Международному Дню учителя, и внести соответствующие изменения в план-график в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14, Администрация обратилась с заявлением об оспаривании указанных актов в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным решения УФАС от 19.11.2014, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности нарушения Администрацией требований части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности. Согласно части 2 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (часть 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними (часть 1 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта (часть 2 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.
При отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация 24.09.2014 направила Обществу проект контракта на оказание услуг по предоставлению комплекта входных билетов на посещение зрелищно-развлекательного мероприятия - праздничного концентра "Дорога добра", посвященного Международному Дню учителя.
29.09.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) номер 0172200002214000127. Начальная (максимальная) цена контракта 1 822 332,90 рублей. В единой информационной системе Администрация, кроме извещения о проведении закупки, опубликовала программу праздничного концерта, результаты мониторинга цен и обоснование начальной (максимальной) цены.
29.09 2014 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сделана запись "Размещение завершено".
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
30.09. 2014 года Обществом было перечислено, а Администрацией принято обеспечение исполнения контракта в сумме 91 116,64 руб.
01.10. 2014 Администрация получила подписанный Обществом контракт. 02.10.2014 Общество передало Администрации комплект входных билетов на посещение зрелищно-развлекательного мероприятия - праздничного концентра "Дорога добра", посвященного Международному Дню учителя.
Зрелищно-развлекательное мероприятие - праздничный концерт "Дорога добра", посвященный Международному Дню учителя, билеты на который приняты Администрацией, состоялось 06.10.2014.
Таким образом, исходя из установленных законодательством сроков (часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе), контракт между заказчиком и Обществом, предметом которого является предоставление Обществом Администрации оказание услуги по предоставлению комплекта входных билетов по установленной цене, должен быть заключен не позднее 06.10.2014.
17.10.2014 Общество направило Администрации письменное обращение с требованием заключить государственный контракт в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, однако по результатам проведения закупки со стороны Администрации контракт не был подписан.
24.10.2013 Администрацией было принято решение об отмене закупки (приказ от 24.10.2014 N 190-п "Об отмене определения поставщика", при том, что услуги по предоставлению комплекта входных билетов (исполнение контракта) были оказаны Обществом, приняты Администрацией без замечаний. Действующее законодательство не предоставляет заказчику право отказаться от проведения закупки после ее завершения и оказания услуг в полном объеме. Ссылка Администрации на данный приказ, как основание для отказа от проведения закупки у единственного поставщика, в связи с тем, что предельный срок заключения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе истек 06.10.2014, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и подателем жалобы не оспорено, что по состоянию на дату вынесения решения УФАС состояние закупки было "завершена".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указанные действия Администрации не соответствуют требованиям части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с чем заявителю правомерно отказано в удовлетворении требования о признании решения от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14 недействительным.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости - о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 23 указанной статьи предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 статьи 99 Закона о контрольной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения нарушения
Предписанием от 19.11.2014, заказчику предложено совершить действия, направленные на заключение контракта с Обществом на оказание услуг по предоставлению комплекта билетов на посещение праздничного концерта, который состоялся 06.10.2014.
Выводы суда первой инстанции о неисполнимости предписания обоснованы и соответствуют материалам дела.
Признавая недействительным предписание от 19.11.2014 по делу N 44-2272/14, суд первой инстанции справедливо указал, что в данном случае обязание Администрации совершить действия, направленные на заключение контракта с обществом не является осуществлением антимонопольным органом контрольных функций с целью недопущения нарушения закона. Кроме того, на дату вынесения предписания контракт не мог быть заключен.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Администрации и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2015 по делу N А56-79395/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79395/2014
Истец: Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Карнавальная ночь"
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-954/15
31.07.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9650/15
27.02.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-79395/14
26.02.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1117/15