г. Санкт-Петербург |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А42-8536/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сердюк К.С.
при участии:
от истца (заявителя): Толстых Н.В. - доверенность от 21.07.2015 N 07-21/06672
Николаева В.Г. - доверенность от 05.05.2015 N 07/04351
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16561/2015) ГУ "1973 Отделение морской инженерной службы" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.02.2015 по делу N А42-8536/2014 (судья Муратшаев Д.В.), принятое
по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Мурманской области
к ГУ "1973 Отделение морской инженерной службы"
о взыскании недоимки по земельному налогу, пени и налоговые санкции в сумме 4 529 982, 90 руб.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской область, ИНН 5110102371, ОГРН 1045100102080, юридический адрес: ул. Сгибнева, д.13, г. Североморск (далее - Инспекция, налоговый орган), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к государственному учреждению "1973 Отделение морской инженерной службы", ИНН 5110101064, ОГРН 1025100711613, юридический адрес: ул. Северная Застава, д. 24, г. Североморск (далее - ГУ "1973 ОМИС" Учреждение), о взыскании недоимки по земельному налогу, пени и налоговым санкциям в сумме 4 529 982 руб. 90 коп.
Решением суда от 18.02.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Учреждение, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направило. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 04.02.2000 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100711613 (том 1 л.д. 18).
03.02.2014 ГУ "1973 ОМИС" в Инспекцию представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с нулевыми показателями.
Уведомлением от 05.05.2014 исх. N 03-41/3890 ответчику предложено представить в Инспекцию письменные пояснения относительно факта неисчсления земельного налога за 2013 год (том 1 л.д. 45).
16.05.2014 ответчиком представлены пояснения о наличии льготы по земельному налогу на основании пункта 2 статьи 389 НК РФ (том 1 л. д. 112).
Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной налоговой декларации.
В ходе проверки налоговым органом установлена неуплата Учреждением земельного налога за 2013 год на 3 535 487 руб., авансовых платежей за 1 квартал 2013 года на 34 601 руб., за 2 квартал на 34 601 руб., за 3 квартал на 34 601 руб. в результате занижения налоговой базы.
По результатам проверки налоговым органом 19.05.2014 составлен акт N 12595, который был направлен ответчику по почте (том 1 л.д. 48-59).
Уведомлением от 26.05.2014 исх. N 444512 ответчик был приглашен на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки 08.07.2014 в 15 часов (том 1 л.д. 47). Решением от 11.08.2014 N 14228 Учреждение привлечено у налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в общей сумме 707 097 руб. 40 коп. (том 1 л.д. 73-90).
Кроме того, указанным решением Учреждению доначислен земельный налог за 2013 год и авансовые платежи за 1,2 и 3 квартал 2013 года в общей сумме 3 639 290 руб., а также начислены пени по земельному налогу в сумме 183 595 руб. 30 коп.
09.10.2014 Инспекцией в адрес ответчика выставлено требование N 9182, которым Учреждению предложено в срок до 07.11.2014 уплатить суммы недоимки, штрафа и пени.
Поскольку ответчик требование в добровольном порядке не исполнил, Инспекция, в связи с невозможностью взыскать налог и пени в бесспорном порядке за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке.
Налогоплательщик считает решение инспекции необоснованным и подлежащим отмене, по мнению заявителя, выводы, изложенные инспекцией, не соответствуют нормам налогового законодательства. Поскольку, по мнению налогоплательщика при расчете земельного налога за 2013 год он правомерно воспользовалось льготой, установленной пп, 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогового органа, пришел к выводу, что у налогового органа были основания для доначисления спорных сумм налогов и пени.
Апелляционная инстанция, выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 388 - 390 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки Инспекцией было установлено, что учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит 184 земельных участка, наименование категорий земли "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для нужд обороны" и 1 земельный участок наименование категорий земли "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для эксплуатации зданий и сооружений ЗАО "АРТСтроймонтаж".
Данные земельные участки не был отражены обществом в качестве объекта налогообложения по земельному налогу со ссылкой на подпункт 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в связи с чем в Инспекцию был представлен расчет с нулевыми показателями за 2013 г.
Кроме того, согласно сведениям, полученным в результате проверки, установлено, что здания, находящиеся на земельных участках с кадастровыми номерами: 51:06:0030107:75, 51:06:0030107:7, 51:06:0030102:31 не относятся к землям обеспечения обороны и не являются ограниченными в обороте.
Земельный участок кадастровый N 51:06:0030107:7, расположенный по адресу: г.Североморск. ул.Ломоносова, 3: часть здания с 01.02.1999 принадлежала Черникову СМ, с 23.04.2013 принадлежит Карапетян К.В., часть здания сдается в аренду индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам для осуществления ими своей деятельности.
Здание, расположенное на земельном участке (кадастровый N 51:06:0030107:75) по адресу: г.Североморск. ул.Ломоносова.2 в 2013 году сдавалось в аренду ООО "Океан" ИНН 5110205225 по договору аренды от 17.08.2012 г. N141/3/АИ-298.
Земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030102:31, расположенный по адресу: г.Североморск. ул.Заводская имеет разрешенное использование "эксплуатация зданий и сооружений ЗАО "АРТСтроймонтаж".
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 НК РФ определены объекты обложения земельным налогом. Подпунктом 3 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии со статьей 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе и для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признаются объектом обложения земельным налогом. Пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ установлен перечень ограниченных в обороте земельных участков. Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи.
Таким образом, из названных норм следует, что льгота предоставляется при условии предоставления и использования земельного участка для обеспечения обороны и безопасности. Кроме того, земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
В тоже время суд апелляционной инстанции обращает внимание, что судом первой инстанции не учтено, что подпункт 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ утратил силу с 1 января 2013 года. (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ).
Согласно абз. 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Решения Городского Совета депутатов ЗАТО Североморск от 08.11.2005 N 84 "О земельном налоге на территории Муниципального образования ЗАТО Североморск", подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Решения Совета депутатов Муниципального образования ЗАТО Александровск от 30.10.2009 N 54 "Об установлении на территории ЗАТО Александровск земельного налога" по земельным участкам, ограниченным в обороте при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка в размере 0,3%.
При таких обстоятельствах, Инспекция своим решением правомерно доначислила земельный налог по спорным участкам, с учетом применения ставки в размере 0,3 %в отношении земель предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд., 1,5 % в отношении 3-х земельных участков.
Довод суда первой инстанции, что спорные земельные участки не относятся к землям предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.07.2010 N ВАС-3199/10 при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральными законами "Об обороне", "О безопасности". Соответствующий участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (ст. 6 п. 1, 3 - 5, 12, 22, ст. 10 п. 1, ст. 11, ст. 13 и ст. 26), изданным в его развитие Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082), установлено: Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ.
Как видно из Устава ФГКУ "1973 ОМИС" МО РФ (утв. приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 08.12.2014 N 2238), тип государственного учреждения "1973 ОМИС" изменен на ФГКУ "1973 ОМИС" МО РФ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р (п. 2 Устава) и является некоммерческой организацией (п. 3 Устава). Учреждение находится в ведомственном подчинении Минобороны России (п. 11 Устава). Организационная структура определяется штатом, утвержденным в порядке, установленном Минобороны России (п. 17 Устава).
При таких обстоятельствах ссылка суда первой инстанции на распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 126-р "Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации", изданного в соответствии со ст. 190 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 1) неуместна.
Доказательств предоставления и использования участка не для нужд обороны и безопасности, наличие у учреждения гражданско-правовых отношений с какими-либо организациями по поводу спорных участков в материалах дела не имеется.
Соответственно, на учреждение в силу 394 НК РФ возложена обязанность уплачивать земельный налог за 2013 год за земли, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд м применением ставки 0,3 %, а в отношении земель с кадастровыми номерами 51:06:0030107:75, 51:06:0030107:7, 51:06:0030102:31 по ставке 1,5 %.
Таким образом, инспекция правомерно установила факт занижения учреждением земельного налога за 2013 года, квалифицировала указанное правонарушение по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с санкцией виде штрафа и доначислила пени в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.02.2015 по делу N А42-8536/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8536/2014
Истец: Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Мурманской области
Ответчик: ГУ "1973 Отделение морской инженерной службы"
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Военная прокуратура Северного флота
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1350/15
31.07.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16561/15
20.05.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8950/15
12.05.2015 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10894/15
18.02.2015 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8536/14