Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2015 г. N Ф04-24319/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А46-997/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6088/2015) общества с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.04.2015 по делу N А46-997/2015 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" (ИНН 5505031056, ОГРН 1025501175028) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным распоряжения от 16.01.2015 N 20-р "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 28.08.2014 N RU55301000-2264",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" - Давыдова Н.Ю. (личность удостоверена паспортом, по доверенности б\н от 02.03.2015 сроком действия 1 год);
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Макарьева Е.П. (по удостоверению, по доверенности N 50 от 24.09.2014 сроком действия 1 год);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" (далее по тексту - ООО "Старая Крепость-2001", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным Распоряжения от 16.01.2015 N 20-р "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 28.08.2014 N RU55301000-2264".
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.04.2015 по делу N А46-997/2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней заявитель указывает на отсутствие у Департамента законных оснований для принятия оспариваемого распоряжения. Общество полагает, что в основу принятого распоряжения Департамента не могло быть положено окончательное локальное заключение, подготовленное Семеновым А.М., который в свою очередь не имеет квалификационного аттестата и не вправе давать заключения экспертизы проектной документации.
Также податель жалобы ссылается на письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска N 02/2577 от 16.03.2012, согласно которому Обществу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. По мнению заявителя, представленные в материалы дела документы подтверждают, что разрешение на строительство выдано Обществу законно.
Кроме того, Общество обращает внимание на то, что Департамент в качестве основания для отмены разрешения на строительство сослался на не проведенный заявителем конкурс на архитектурный проект. Между тем, порядок и условия проведения этих исследований или конкурсов органами архитектуры и градостроительства Омской области не разработан и не утвержден до настоящего времени.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Старая Крепость-2001" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, а также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе (копия заключения негосударственной экспертизы N 6-1-1-0027-15, копия заявления на проведение негосударственной экспертизы, копия договора 15/04/15-Э на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий).
Ходатайство о приобщении дополнительных документов судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Представитель Департамента возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
19.08.2014 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поступило заявление ООО "Старая крепость-2001" о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра по ул. Красный путь в САО г. Омска.
28.08.2014 Обществу было выдано указанное разрешение за номером RU55301000-2264.
09.12.2014 представителем собственников дома N 72 по ул. Красный путь подана жалоба председателю правления Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири", согласно которой проект организации строительства, утвержденный ООО "Архбюро 91", выполнен с грубым нарушением правил и норм проектирования, а его строительная реализация приведет к нарушению прав граждан - собственников помещений в доме N 72 по ул. Красный путь.
Экспертом ООО "СибрегионЭксперт" Семеновым A.M. проведена экспертиза проектной документации, вынесено окончательное локальное заключение по пояснительной записке, схеме планировочной организации земельного участка, архитектурного решения, схеме планировочной организации земельного участка, согласно которому выявлены замечания к проектной документации.
24.12.2014 проведено заседание Специализированного органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, по результатам которого было принято следующее решение:
- ООО "Архбюро 91" рекомендовано в срок до 30.12.2014 сообщить в СРО НП СПАС об устранении нарушений, отмеченных в указанном заключении эксперта;
- возложена обязанность согласовать с собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Омск, ул. Красный Путь, д. 72, размещении пожарного проезда по территории, отнесенной к данному дому;
- настоятельно рекомендовано ООО "Старая крепость 2001" и ООО "Архбюро 91" направить полный комплект проектной документации на здание Торгово-офисного центра по ул. Красный Путь в САО г. Омска, откорректированной с учетом локального экспертного заключения от 18.12.2014 на экспертизу;
- ООО "Архбюро 91" и ООО "Старая крепость 2001" рекомендовано совместно с представителями собственников помещений в многоквартирных домах N 70, 72 по ул. Красный путь в САО г. Омска проработать вопрос о переносе существующей детской хоккейной площадки;
- председателю Правления СРО НП СПАС рекомендовано принять решение о проведении проверки ООО "Архбюро 91" на предмет наличия в данной организации специалистов-проектировщиков, соответствующих требованиям к выдаче свидетельства о допуске, утвержденных в СРО НП СПАС;
- Поповских Г.Ю. рекомендовано представить в СРО НП СПАС документы по отводу участка земли, отнесенного к дому N 72 по ул. Красный Путь в САО г. Омска;
- применить в отношении ООО "Архбюро 91" меру дисциплинарного воздействия в виде предупреждения;
- копию протокола заседания дисциплинарной комиссии официально направить в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и в ООО "Старая крепость 2001".
16.01.2015 на основании доведенной до сведения Департамента информации, о том, что проектная документация ООО "Старая крепость 2001", представленная при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство не соответствовала требованиям действующего законодательства, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска вынес распоряжение от 16.01.2015 N 20-р "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 28.08.2014 NRU55301000-2264".
Полагая, что вышеуказанный акт не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "Старая Крепость-2001" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
20.04.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает законность вынесения Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Распоряжения "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 28.08.2014 N RU55301000-2264".
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых для получения такого разрешения документов в порядке, установленном частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из материалов дела следует, что разрешение на строительство торгово-офисного центра Обществу было выдано, однако оспариваемым распоряжением Департамента указанный документ был признан утратившим силу.
В обоснование своей позиции ООО "Старая Крепость-2001", ссылаясь на часть 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также часть 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указало на отсутствие у Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска законных оснований для принятия рассматриваемого акта.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" одной из функций Департамента в сфере архитектуры и градостроительства является выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства (в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Градостроительным кодексом Российской Федерации не определен порядок отмены выданных разрешений на строительство. Вместе с тем, разрешение на строительство, по сути, представляет собой муниципальный правовой акт ненормативного характера.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Взаимосвязанный анализ правовых норм позволяет сделать вывод о том, что отменяющий акт местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать права граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, независимо от того, что законодательство не содержит конкретных сроков, в течение которого может быть вынесено решение об отмене ранее принятого ненормативного акта.
В заявлении Общество указало на несоответствие оспариваемого акта указанным выше требованиям в силу отсутствия в его мотивировочной части ссылок на то, каким конкретно нормативным актам противоречит отменяемое разрешение на строительство.
Действительно, из текста оспариваемого акта Департамента следует, что разрешение на строительство N RU55301000-2264 было признано утратившим силу в связи с нарушением при подготовке проектной документации действующих градостроительных, противопожарных, санитарных норм и правил. При принятии оспариваемого акта заинтересованное лицо руководствовалось Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска". Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было принято во внимание окончательное локальное заключение, являющееся приложением N 1 к протоколу от 24.12.2014 N 26 заседания Дисциплинарной комиссии Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири".
Из отзыва на апелляционную жалобу и пояснений представителя Департамента, данных в судебном заседании, следует, что Департаментом установлен факт наличия основания, предусмотренного пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в виде несоответствия представленной ООО "Старая крепость 2001" проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно непроведение конкурса на архитектурный проект.
Наличие данного факта является, в соответствии с обозначенной нормой, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из материалов дела следует, что при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство торгово-офисного центра Обществом прилагался пакет документов, в том числе: пояснительная записка к проектной документации, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, архитектурное решение и проект организации строительства. Все указанные документы были утверждены ООО "Архбюро 91".
Согласно пункту 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами, экспертизе не подлежит.
Принимая во внимание, что торгово-офисный центр, для строительства которого Обществом испрашивалось разрешение, относится к числу объектов, проектная документация на который экспертизе не подлежит, Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска разрешение на строительство было выдано.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод Департамента о том, что в выдаче разрешения должно было быть отказано основании пункта 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием представленной ООО "Старая крепость 2001" проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно непроведением конкурса на архитектурный проект.
Постановлением Администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п "Об утверждении проектов планировки центральной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" утверждено "Положением о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в границах: улица Красный Путь - улица 7-я Северная - улица 11-я Ремесленная - улица 2-я Восточная - правый берег реки Оми - улица Фрунзе - в Центральном административном округе города Омска" (приложение N 3).
Согласно названному Положению архитектурно-строительное проектирование отдельных объектов, планируемых к размещению на территории элементов планировочной структуры: N N 6 <*>, 7, 5 (в зонах 1.6, 1. 9), N N 8, 9 во II жилом районе; N N 10, 11 (в зонах 1.1, 1.2, 5.2), N 13 (в зонах 1.1, 1.3, в элементах планировочной структуры 4, 10) в III жилом районе, должно разрабатываться на основе обязательного проведения конкурсов на архитектурный проект в соответствии с Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" в целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;
архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием (пункт 1).
Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
При строительстве отдельных архитектурных объектов, определенных утвержденной градостроительной документацией, архитектурно-планировочное задание должно разрабатываться на основе обязательного проведения предпроектных исследований или конкурсов на архитектурный проект. Порядок и условия проведения этих исследований или конкурсов определяются органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Таким образом, из содержания указанных норм Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ следует, что на основе обязательного проведения предпроектных исследований или конкурсов должно разрабатываться архитектурно-планировочное задание, выдаваемое заказчику органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, а не архитектурный проект, который разрабатывается заказчиком в соответствии с требованиями архитектурно-планировочного задания.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для признания утратившим силу разрешения на строительство от 28.08.2014 N RU55301000-2264, выданного ООО "Старая крепость 2001".
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Изучив обстоятельства настоящего дела и оценив все представленные доказательства и доводы сторон в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный акт Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска был принят не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, поэтому требования ООО "Старая Крепость-2001" подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене как принятое при неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением дела в судах первой и апелляционной инстанций подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.04.2015 по делу N А46-997/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 16.01.2015 N 20-р "О признании утратившим силу разрешения на строительство от 28.08.2014 N RU55301000-2264".
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" (ИНН 5505031056, ОГРН 1025501175028) судебные расходы в сумме 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Старая Крепость-2001" (ИНН 5505031056, ОГРН 1025501175028) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 28 от 20.05.2015.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-997/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2015 г. N Ф04-24319/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Старая Крепость-2001"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-24319/15
26.10.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-24319/15
31.07.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6088/15
20.04.2015 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-997/15