Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2015 г. N Ф08-6840/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
31 июля 2015 г. |
дело N А32-33415/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 05.08.2014 - Ситкина Н.В., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 26.12.2014 - Жудик А.Ю., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Сочи и общества с ограниченной ответственностью "Бриз-Курорт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2015 по делу N А32-33415/2014, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бриз-Курорт"
к заинтересованному лицу Администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бриз-Курорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации города Сочи; Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании незаконными действий департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, выразившиеся в утверждении ГПЗУ от 13.08.2014 с параметрами: максимальным коэффициентом застройки в границах земельного участка - 0%; I-я зона округа горно-санитарной охраны курорта, II-я зона округа горно-санитарной охраны курорта - частично (842,6 кв. м); зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования - весь; зона "ОГК" - зона международного гостеприимства - весь, удовлетворить; о признании незаконным действия департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, выразившиеся в утверждении ГПЗУ от 13.08.2014 с параметрами: максимальным коэффициентом застройки в границах земельного участка - 0%; I-я зона округа горно-санитарной охраны курорта, II-я зона округа горно-санитарной охраны курорта - частично (842,6 кв. м); зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования - весь; зона "ОГК" - зона международного гостеприимства - весь; об обязании Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи выдать утвержденный градостроительный план земельного участка площадью 3 490 (три тысячи четыреста девяносто) кв. м. с кадастровым номером 23:49:0000000:6346, расположенного по адресу: гор. Сочи, Центральный район, в районе Приморской набережной со следующими параметрами: в графе "Параметры разрешенного строительства" максимальным коэффициентом застройки в границах земельного участка - 40% в графе "Зоны с особыми условиями использования территорий" указать: ГСО-II (II-я зона округа горно-санитарной охраны курорта) - весь. Из графы "Зоны с особыми условиями использования территорий" исключить: I-я зона округа горно-санитарной охраны курорта, II-я зона округа горно-санитарной охраны курорта - частично (842,6 кв. м) (зоны округа горно-санитарной охраны курорта (утверждены приказом Минздрава РСФСР от 21.10.69г. N 297); зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования (весь); зона "ОГК" - зона международного гостеприимства (весь).
Заявленные требования мотивированы тем, что обществу выдан градостроительный план земельного участка, информация в котором не соответствует фактическому состоянию земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2015 действия администрации муниципального образования город Сочи, выразившиеся в утверждении ГПЗУ от 13 августа 2014 года с параметрами: зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования - весь; зона "ОГК" - зона международного гостеприимства - весь признаны незаконными. Указанным решением суд обязал администрацию муниципального образования город Сочи выдать утвержденный градостроительный план земельного участка площадью 3 490 (три тысячи четыреста девяносто) кв. м. с кадастровым номером 23:49:0000000:6346, расположенного по адресу: гор. Сочи, Центральный район, в районе Приморской набережной со следующими параметрами: из графы "Зоны с особыми условиями использования территорий" исключить: зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования (весь); зона "ОГК" - зона международного гостеприимства (весь). В оставшейся части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрации города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2015 в части удовлетворенных требований отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Оспариваемый градостроительный план содержит указание на нахождение участка в зоне ОП - зона зеленых насаждений общего пользования - весь (подп. 2.2.1) и в зоне ОГК - зона международного гостеприимства - весь (подп. 2.2.1). Из карты градостроительного зонирования, являющейся составной частью градостроительного плана земельного участка, следует, что земельный участок полностью расположен в зоне ОП - зона зеленых насаждений. Особая зона застройки (зона международного гостеприимства) установлена решением Городского собрания Сочи от 12.12.2011 N 210, указанное решение до настоящего момента не отменено.
Общество с ограниченной ответственностью "Бриз-Курорт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2015 отменить в части отказа в удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что Приказ Минздрава от 21.04.1969 N 297, на основании которого внесена отметка об отнесении части земельного участка в I зоне санитарной охраны, утратил силу. Согласно вновь утвержденным ПЗЗ земельный участок полностью находится за границами I зоны санитарной охраны. Для зоны РК, к которой отнесен земельный участок, установлен максимальный процент застройки 40 %.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.07.2014 между ООО "Бриз-Курорт" и Муниципальным образованием город-курорт Сочи заключен договор N 4900009533, которым обществу в аренду передан земельный участок площадью 3 490 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:6346, по адресу: гор. Сочи, Центральный район в районе Приморской набережной с видом разрешенного использования - "для строительства центра курортного отдыха" в территориальной зоне РК категория земель - земли населенных пунктов, сроком действия до 07.09.2020.
13.08.2014 Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи утверждён градостроительный план указанного земельного участка N RU233090000-000000000006381 со следующей информацией:
- в графе "Параметры разрешенного строительства" максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0%.
- в графе "Зоны с особыми условиями использования территорий":
I-я зона округа горно-санитарной охраны курорта, II-я зона округа горно- санитарной охраны курорта - частично (842,6 кв. м);
- зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования (весь);
- зона "ОГК" - зона международного гостеприимства (весь).
Заявитель считает, что к его земельному участку следует применить следующие параметры:
- в графе "Параметры разрешенного строительства" максимальным коэффициентом застройки в границах земельного участка - 40%.
- в графе "Зоны с особыми условиями использования территорий" исключить:
- 1-я зона округа горно-санитарной охраны курорта, II-я зона округа горно- санитарной охраны курорта - частично (842,6 кв. м);
-зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования (весь);
-зона "ОГК" - зона международного гостеприимства (весь).
03.09.2014 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказал в выдаче градостроительного плана земельного участка с параметрами, на которых настаивало общество.
Не согласившись с выданным градостроительным планом, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти, местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Общество указывает на нарушение его прав неотражением в п. 2.1 градостроительного плана всех видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Из положений статей 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.
Требования к градостроительному плану предусмотрены в части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 5 данной статьи форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
Форма содержит строки для заполнения реквизитов обращения и фамилии, имени, отчества заявителя - физического лица либо реквизитов обращения и наименование заявителя - юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, описания местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства); предусматривает указание на чертеже градостроительного плана схемы расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план) и сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется, а также на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется (пункт 1); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется, предписывает внесение сведений о назначении объекта капитального строительства с указанием его номера согласно чертежу (подпункт 2.2), о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе их площади, путем заполнения таблицы с графами (подпункт 2.2.1), о предельном количестве этажей или предельной высоте зданий, строений, сооружений в метрах (подпункт 2.2.2), о максимальном проценте застройки в границах земельного участка (подпункт 2.2.3), об иных показателях (подпункт 2.2.4); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который градостроительный регламент не устанавливается и не распространяется, предусматривает строку для заполнения сведений о номере объекта капитального строительства и его назначении, а также таблицу предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков (подпункт 2.2.5).
Подпункты 2.2.1 - 2.2.4 Формы градостроительного плана фактически закрепляют возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития. Указанные сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков (включая требования об их минимальных и (или) максимальных размерах), образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены.
Общество оспаривает частичное отнесение земельного участка к I зоне округа горно-санитарной охраны курорта, ссылаясь на недействительность (утрату юридической силы) нормативных документов, которыми указанная зона установлена.
Указанный довод апелляционная коллегия отклоняет.
В состав земель населенных пунктов, в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату выдачи градостроительного плана), допускается вхождение земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе зоны особо охраняемых территорий, в которые могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований охраны особо охраняемых природных территорий.
Согласно статье 96 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Режимом первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов предусматривается полное изъятие земельных участков из оборота, а использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статьей 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" редакции (далее - Законы N 33-ФЗ, 406-ФЗ) в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), предусматривалась организация округов горно-санитарной охраны, внешний контур которых являлся границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочивались на определение порядка организации округов горно-санитарной охраны и особенностей режима их функционирования в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ).
Несмотря на то, что Законом N 406-ФЗ, вступившим в силу 30.12.2013, статья 32 исключена из Закона N 33-ФЗ, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30.12.2013 (часть третья статьи 10 Закона N 406-ФЗ).
Посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в силу статьи 16 Закона N 26-ФЗ, осуществляется охрана лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяются первая зона, на территории которой запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий, вторая зона, на территории которой запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Утвержденным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10.04.1940 N 500 Положением о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения предусматривалось установление округа санитарной охраны по каждому отдельному курорту союзного значения решением СНК СССР по представлению соответствующего народного комиссариата здравоохранения. До установления округа санитарной охраны (до производства требуемых изысканий, необходимых для установления границ округа) допускалось установление народными комиссариатами здравоохранения союзных республик временных округов санитарной охраны в естественных геоморфологических границах по утверждению Наркомздрава Союза ССР.
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10.04.1940 N 500 утратило силу в связи с утверждением постановлением Совмина СССР от 05.09.1973 N 654 Положения о курортах, которым установление границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения и определение их режима включено в компетенцию Совета Министров СССР по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС. Для курортов, на которых еще не проведены изыскания, необходимые для разработки проектов границ округов санитарной охраны, министерства здравоохранения союзных республик совместно с республиканскими советами по управлению курортами профсоюзов могли устанавливать по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, осуществляющими контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, исполнительными комитетами соответствующих Советов народных депутатов временные округа санитарной охраны в естественных геоморфологических границах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (далее - постановление N 1425, Положение). Согласно пунктам 7, 8, 9, 11, 12, 13, 18 Положения при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий учитываются территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны. Разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а сам проект согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Режим первой зоны устанавливается не только для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, но и для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион определен как курорт федерального значения, которому придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями исполнительного комитета Сочинского городского Совета трудящихся от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи" (далее - решения от 06.04.1977 N 142, от 02.09.1987 N 455). В преамбуле к решению от 06.04.1977 N 142 отмечено, что исполнительный комитет Сочинского городского Совета трудящихся при его принятии руководствовался постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654 "Об утверждении положения о курортах", а также приказом министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 "Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта".
Утвержденным приказом министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 проектом округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта в первую зону (строгого режима) включены морская акватория в прибрежной полосе шириной 500 метров, пляжи с прилегающей к пляжам полосой суши шириной в среднем до 100 метров от реки Шепси до реки Псоу, территория в районах расположения буровых скважин и минеральных источников, внутренних областей питания месторождений минеральных вод, а также залежей лечебных грязей. На территории первой зоны запрещены не связанные непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горно-технических и земляных работ, сплошная раскопка склонов, организация автостоянок, уничтожение зеленых насаждений, изъятие песка и гравия, содержание домашней птицы и скота, а также другие действия, которые могут оказывать вредное влияние на природные лечебные факторы и санитарное состояние курорта, разрешено производство берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений.
Решение от 06.04.1977 N 142 действует до настоящего времени. Оно не могло быть отменено решением Городского собрания города Сочи от 26.04.2007 N 84, поскольку исполнительный комитет Сочинского городского Совета трудящихся, согласно статьям 77 - 102 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 года (в редакции от 11 декабря 1975 года), раздела VII Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 года, являлся органом государственной власти, на отмену актов которого Сочинское Городское собрание как орган местного самоуправления действующим законодательством не уполномочено.
Системное толкование вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что определением в результате градостроительного зонирования зон особо охраняемых территорий не могут быть изменены границы зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта. Расположение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 полностью в установленных Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, границах второй зоны горно-санитарной охраны не исключает возможность его частичного расположения в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, утвержденных приказом Минздрава РСФСР от 21.10.1969 N 297, что отражено на карте градостроительного зонирования (т. 1 л.д. 187).
С учетом того, что Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 не содержит положений, позволяющих сделать вывод о возможности возведения объектов капитального строительства (за исключением сооружений для добычи лечебных вод и грязей, а также берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ) в первой зоне санитарной охраны курорта, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в изменении максимального процента застройки 0 %.
На основании изложенного апелляционная жалоба общества отклоняется.
Суд первой инстанции удовлетворил требования общества в части внесения в градостроительный план параметров: зона "ОП" - зеленых насаждений общего пользования - весь; зона "ОГК" - зона международного гостеприимства - весь.
Администрация указывает, что из карты градостроительного зонирования, являющейся составной частью градостроительного плана земельного участка, следует, что земельный участок полностью расположен в зоне ОП - зона зеленых насаждений.
Между тем, градостроительный план земельного участка правоустанавливающего характера не носит (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года N 1633/13).
Кроме того, согласно карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью градостроительного плана земельного участка (т. 1 л.д. 190) вопреки доводам администрации, земельный участок отнесен к зоне РК - зона лечебно-оздоровительных учреждений.
Указанная зона граничит с зоной Р-2, однако земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 в зону Р-2 не входит, целиком расположен в зоне РК.
Как видно из Правил землепользования и застройки на территории МО г. Сочи, утв. решением городской думы Городского Собрания от 29.12.2009 N 202; зоны зеленых насаждений общего пользования (зона ОП) расположены в пределах территориальных зон "Р-2", границы зон зеленых насаждений общего пользования совпадают с границами территориальных зон "Р-2".
Земли зеленых насаждений общего пользования, расположенные в границах иных территориальных зон, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Краснодарского края и города Сочи и не подлежат градостроительному изменению и приватизации.
Спорный земельный участок в Перечень муниципальных территорий, занятых зелеными насаждениями общего пользования, установленный Правилами землепользования и застройки на территории МО г. Сочи, не входит, соответствующих доказательств и доводов администрация не приводит.
Апелляционная коллегия также не установила оснований к отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований общества о незаконном включении в градостроительный план земельного участка сведений о включении земельного участка в зону "ОГК" - зона международного гостеприимства.
Согласно пункту 14 статьи 14 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения единства архитектурно-планировочной организации города Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр на территории муниципального образования город-курорт Сочи на период до 01.07.2014 устанавливаются зоны особой архитектурно-планировочной организации территории.
Во исполнение указанных норм Олимпийского закона решением Городского Собрания Сочи от 12.12.2011 N 210 внесены изменения в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи", которым установлена зона особой архитектурно-планировочной организации территории в составе, в том числе зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации).
Целью выделения зоны международного гостеприимства являлось обеспечение единства архитектурно-планировочной организации города, установление ограничений по использованию земель.
Поскольку нормативно определенная дата существования зон особой архитектурно-планировочной организации территории на момент выдачи градостроительного плана земельного участка наступила, ограничение в виде установления зоны особой архитектурно-планировочной организации территории прекратило свое действие. Довод администрации о том, что решение Городского Собрания Сочи от 12.12.2011 N 210 не отменено к настоящему моменту, не может быть принят во внимание, поскольку нормативно-правовое основание к существованию зоны особой архитектурно-планировочной организации территории отсутствует. Решение Городского Собрания Сочи от 12.12.2011 N 210 не подлежит применению судом в силу абзаца тринадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации: при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При таких обстоятельствах жалобу администрации апелляционная коллегия отклоняет.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Заявленные обществом требования правомерно удовлетворены в части необоснованного отнесения земельного участка к зоне "ОП" - зеленых насаждений общего пользования; зоне "ОГК" - зона международного гостеприимства.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2015 по делу N А32-33415/2014 (с учетом исправительного определения от 01.06.2015) оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33415/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 ноября 2015 г. N Ф08-6840/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "БРИЗ-КУРОРТ", ООО Бриз-Курорт, Представитель ООО "БРИЗ-КУРОРТ" Ситкина Н. В.
Ответчик: Администрация города Сочи, Департамент архитектуры,градостроительства и благоустройства администрации города Сочи
Третье лицо: Администрация г. Сочи, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сочи