г. Москва |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А40-46760/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Якутова Э.В., Цымбаренко И.Б. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Федерального агентства по недропользованию
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.04.2015 по делу N А40-46760/15, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-375)
по заявлению ЗАО "Каюм-Нефть" (ОГРН 110860600920, 628180, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, г. Нягань, ул. Ленина, д.3 оф. 4)
к Федеральному агентству по недропользованию
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: |
Перина Д.М. по дов. от 21.07.2015;Чертилина В.Ю. по дов. от 21.07.2015; |
от ответчика: |
Савиной М.Д. по дов. от 13.07.2015, |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Каюм-Нефть" (далее - ЗАО "Каюм-Нефть", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Федерального агентства по недропользованию (далее -Роснедра, ответчик), оформленного письмом от 28.01.2015 N ОК 03-31/649, выделить Лумутинское месторождение Западно-Каюмовского участка, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра в отдельную лицензию, обязать Федеральное агентство по недропользованию принять решение об оформлении лицензии на пользование недрами ЗАО "Каюм Нефть" с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Каюмовского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения (формирование участка недр по состоянию на дату учета начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N 1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ; принять решение об оформлении лицензии на пользование недрами ЗАО "Каюм Нефть" с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Лумутинского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения формирование участка недр по состоянию на дату учета начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2015 требования заявителя удовлетворены. Отказ Федерального агентства по недропользованию, оформленный письмом от 28.01.2015 г. N ОК 03-31/649, признан недействительным, несоответствующим Закону РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах". Суд обязал Федеральное агентство по недропользованию в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решения об оформлении ЗАО "Каюм Нефть": - лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Каюмовского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения (формирование участка недр по состоянию на дату учёта начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N 1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ; - лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Лумутинского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка в границах месторождения (формирование участка недр по состоянию на дату учёта начальных геологических запасов) с сохранением Условий пользования недрами согласно приложению N 1 к Лицензии N ХМН 15261 НЭ.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Федеральное агентство по недропользованию обратилось с апелляционный жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Каюм Нефть". По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно.
В судебном заседании представитель Федерального агентства по недропользованию доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Представитель ЗАО "Каюм Нефть" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, позиции заявителя по делу, считает, что имеются основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Каюм Нефть" является владельцем лицензии на пользование недрами N ХМН 15261 НЭ от 01.12.2011 г. (далее - Лицензия) на Западно-Каюмовском участке, расположенном на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра.
В состав участка, выделенного Обществу по условиям указанной Лицензии, входят два геологически обособленных месторождения:
-Каюмовское месторождение (по Государственному балансу запасов полезных ископаемых России: номер залежи 6871, по кадастру "П", начальные геологические запасы С1+С2 12012 тыс.т, извлекаемые С1+С2 4342 тыс.т, растворенного газаС1+С2 491 млн м3);
- Лумутинское месторождение (по Государственному балансу запасов полезных ископаемых России: номер залежи 6872, по кадастру "Ю2", начальные геологические запасы С1+С2 14978 тыс.т, извлекаемые С1+С2 4035 тыс.т, растворенного газа С1+С2 137 млн м3).
03 декабря 2013 г. Приложением 9 к Лицензии принято Дополнение N 1, которым, в том числе, изменены границы участка недр, включены в состав Лицензии в качестве неотъемлемой составной части "Схема расположения Западно-Каюмовского лицензионного участка" (приложение 10) и "Сведения об участке недр" (приложение 11).
12 января 2015 г. ЗАО "Каюм Нефть" обратилось в Федеральное агентство по недропользованию с заявлением (исх. N 1040 от 30.12.2014 г.) о выделении в качестве исключения в отдельную лицензию Лумутинского месторождения без изменения собственника (недропользователя), условий действующего лицензионного соглашения и в рамках существующих внешних границ участка недр. Общество мотивировало свое обращение тем, что учет запасов по данным месторождениям на Государственном балансе ведется раздельно. В процессе разработки месторождений на основании указанной Лицензии выяснилось, что различные геологические условия и характер вмещающих углеводороды пород, свойства самих нефтей, другие особенности залежей диктуют необходимость применения на этих месторождениях принципиально различных технологий извлечения.
28 января 2015 г. письмом N ОК-О3-31/649 Федеральное агентство по недропользованию отказало заявителю в удовлетворении требований со ссылкой на то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит механизмов выделения участков недр из лицензионных участков, ранее предоставленных в пользование, с выдачей в их отношении отдельной лицензии.
Не согласившись с отказом Федерального агентства по недропользованию, ЗАО "Каюм Нефть" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая оспариваемое решение и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, неполно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно истолковал нормы материального и процессуального права, в связи с чем, сделал необоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Предметом рассмотрения по настоящему спору является решение Федерального агентства по недропользованию, выраженное в письме от 28.01.2015 N ОК-О3-31/649, которым ЗАО "Каюм-нефть" отказано в выделении в отдельную лицензию Лумутинского месторождения.
Правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В силу ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Условия пользованиями недрами составляют содержание лицензии на пользование недрами, которое в силу ст. 12 Закона о недрах, должно определять следующие данные: 1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; 2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; 3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; 4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); 6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; 7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
Согласно абз. 5 ст. 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена (п.7 ст. 22 Закона о недрах).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. К полномочиям Федерального агентства по недропользованию относятся в том числе, выдача, оформление и регистрация лицензий на пользование недрами (п.5.3.8); внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий (п.5.3.9);
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.12.2009 N 15837) утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (далее - Административный регламент).
Указанный Административный регламент определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Исполнение государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по предоставлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр осуществляется в соответствии, в том числе с Законом о недрах, а также настоящим административным регламентом.
Пунктом 37 Административного регламента установлено, что внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа (в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами): в случае значительного изменения объема потребления производственной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов; при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Согласно пункту 38 Административного регламента основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются: заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (далее - заявка на внесение изменений и дополнений); обращение Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр с предложением о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование участком недр.
Порядок подачи заявки установлен пунктом 39 Административного регламента, согласно которого заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр. Заявка на внесение изменений и дополнений в лицензию должна содержать, в том числе, просьбу о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием вида, номера, даты государственной регистрации лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр; краткую суть предложений по изменениям и дополнениям с указанием причин необходимости этих изменений и дополнений. К заявке на внесение изменений и дополнений должны прилагаться следующие сведения и документы: 1) предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию на пользование недрами с обоснованием необходимости их внесения, сопровождающиеся копиями соответствующих документов, в том числе графическими материалами (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта; 2) краткий отчет пользователя недр о выполнении условий пользования недрами (на бумажном носителе и в электронном виде); 3) копия действующей лицензии на пользование недрами со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке; 4) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за месяц до момента регистрации заявки на внесение изменений и дополнений в территориальном органе Роснедр; 5) копии актов проверок, проведенных Росприроднадзором (его территориальным органом) или иными контрольными органами за последние три года, предшествующие подаче заявки на внесение изменений и дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления); 6) справка налогового органа о наличии (об отсутствии) задолженности пользователя недр по уплате налогов и платежей при пользовании недрами; 7) справка федерального и/или территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр; 8) доверенность в случае, если заявка подписана не руководителем заявителя; 9) проект изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (на бумажном носителе и в электронном виде).
Механизм рассмотрения Роснедрами заявок о внесении изменений и дополнений в лицензии также предусмотрен Административным регламентом.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Лицензии на пользование недрами N ХМН 15261 НЭ ЗАО "Каюм-нефть" утверждены условия лицензии в части определения границ участка недр, предоставляемого в пользование и указаны границы территории, земельного участка, выделенного для ведения работ. В частности, пунктом 2.1 определено, что "Участок недр расположен на территории Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и включает в себя Каюмовское и Лумутинское нефтяные месторождения. Границы участка недр ограничены контуром прямых линий. Определены географические координаты соединяющих прямые линии угловых точек". Из описания указанных условий Лицензии следует, что и Каюмовское и Лумутинское нефтяные месторождения находятся на одном и том же участке недр - Западно-Каюмовском лицензионном участке, отличие состоит в глубине залегания.
Из материалов настоящего дела следует, что ЗАО "Каюм-нефть" не подавалась заявка о внесении изменений и дополнений в действующую Лицензию N ХМН 15261 НЭ. Заявление ЗАО "Каюм-нефть" от 30.12.2014 исх. N1040, ответ на которое является предметом обжалования по настоящему делу, не является заявкой о внесении изменений и дополнений в имеющуюся у Общества лицензию, так как в нем не указано, какие условия лицензии Общество просит изменить или дополнить. Представители заявителя в судебном заседании апелляционной инстанции также не смогли указать какие условия лицензии Общество просит изменить и в какой части. Из текста письма Общества от 30.12.2014 исх. N 1040 следует, что ЗАО "Каюм нефть" просит Роснедра не внести изменения в имеющуюся у Общества Лицензию на пользование недрами N ХМН 15261 НЭ, а в качестве исключения, разрешить выделение в отдельную лицензию Лумутинского месторождения, то есть по существу выдать новую лицензию. Однако порядок выдачи лицензии, предусмотренный Административным регламентом, также не был соблюден Обществом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вывод суда, изложенный в решении, относительно того, что требования заявителя о выделении Лумутинского месторождения в отдельную лицензию должны были быть рассмотрены и удовлетворены по аналогии с механизмом пересмотра условий лицензии.
Суд апелляционной инстанции считает неверным вывод суда о применении в данном случае аналогии закона.
В силу положений статьи 6 ГК РФ в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В данном случае отношения между государством и лицензиатом не являются гражданско-правовыми, поэтому аналогия закона к таким отношениям не применима
В материалах дела не имеется доказательств представления ЗАО "Каюм Нефть" необходимого пакета документов, установленного законом для оформления новых лицензий на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, поиск и добыча нефти и газа в пределах Каюмовского месторождения и Лумутинского месторождения Западно-Каюмовского лицензионного участка отдельно по месторождениям. В данной части вывод суда также не соответствует обстоятельствам дела.
Не нашли своего подтверждении в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции и доводы заявителя о том, что необходимость разделения лицензии связана с изменением фактических обстоятельств, сложившихся в настоящее время, существенно отличающихся от тех обстоятельств, при которых лицензия была предоставлена в части условий Лицензии о применении специальных методов повышения нефтеотдачи пластов с учетом инновационных технологий в целях повышения экономической эффективности разработки месторождения, снижения прямых капитальных вложений и максимально возможного использования залежей полезных ископаемых.
Из содержания условий Лицензии на пользование недрами N ХМН 15261 НЭ не следует, что методы разработки месторождений являются лицензионными условиями.
Являясь коммерческой организацией ЗАО "Каюм-нефть", осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, Общество самостоятельно определяет методы хозяйствования, в том числе, технологии разработки месторождений в рамках осуществления лицензируемой деятельности.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что отказ Федерального агентства по недропользованию, выраженный в письме от 28.01.2015 исх. N ОК-03-31/649 соответствует Закону о недрах и не нарушает права и законные интересы ЗАО "Каюм Нефть".
В соответствии с положениями статей 198, 199 АПК РФ для признания недействительным обжалуемого заявителем решения Роснедр необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие его закону и наличие реального нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении на него каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доказательств того, что в условиях действующей Лицензии Заявитель не может применять различные технологии извлечения нефти, получать дополнительную прибыль и уплачивать налоги, в материалы дела не представлено, а предположения не являются доказательством реальности нарушения прав Общества. Кроме того, лицензия на пользование недрами в силу положений Закона о недрах - это государственное разрешение на осуществление определенной деятельности при соблюдении лицензиатом определенных условий. И выдача лицензии на пользование недрами не является гарантией получения лицензиатом прибыли от осуществления лицензируемой деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Фактически установленные обстоятельства дела не позволяют апелляционной коллегии сделать вывод о наличии совокупности оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа государственной власти недействительным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, как основанное на неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, а требования апелляционной жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.04.2015 по делу N А40-46760/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных ЗАО "Каюм Нефть" требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46760/2015
Истец: ЗАО "Каюм Нефть"
Ответчик: Федеральное агенство по недропользованию, Федеральное агентство по недропользованию