г. Воронеж |
|
31 июля 2015 г. |
Дело N А36-6598/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Липецкмясо": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.05.2015 по делу N А36-6598/2014 (судья Никонова Н.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Липецкмясо" (ОГРН 1144827007709, ИНН 4825099887) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) о признании незаконными действий, обязании принять расчет и учесть в полном объеме начисленные и уплаченные страховые взносы правопредшественника ООО "Липецкмясо" по платежам в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Липецкмясо" (далее ООО "Липецкмясо", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление Пенсионного фонда) о признании незаконными действий по отказу в принятии расчета без учета начисленных и уплаченных страховых взносов правопредшественника ООО "Липецкмясо" и обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке принять расчет и учесть в полном объеме начисленные и уплаченные страховые взносы правопредшественника ООО "Липецкмясо" по платежам Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.05.2015 заявленное требование удовлетворено, суд признал незаконными действия Управления Пенсионного фонда по отказу в принятии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года без учета начисленных и уплаченных страховых взносов правопредшественника ООО "Липецкмясо".
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда указывает на то, что, исходя из смысла и положений Федерального закона N 212-ФЗ, только страхователь - плательщик страховых взносов имеет право вносить изменения в представленные им отчеты для разноски данных на индивидуальные лицевые счета его застрахованных лиц, все изменения в сумме начисленных, уплаченных взносов, перенос уплаченных взносов из одной организации в другую производится только страхователем с одновременным внесением изменений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Форма РСВ-1 заполняется самим страхователем на основании первичных бухгалтерских документов и изменения в нее может внести только сам страхователь путем подачи корректирующих форм на основании имеющихся у него первичных документов.
В данном случае правопредшественником заявителя (ЗАО "Липецкмясо") был представлен расчет РСВ-1 за 1 полугодие 2014 года, после чего данным плательщиком до момента реорганизации путем преобразования в ООО "Липецкмясо" также были произведены соответствующие платежи по страховым взносам, которые, как считает Управление Пенсионного фонда, либо должны учитываться применительно к ЗАО "Липецкмясо", и в этом случае по данному плательщику должен быть представлен отчет РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года, либо могут быть перенесены в ООО "Липецкмясо" на основании заявления последнего; однако, такого заявления не поступало. Исходя из чего, Управление Пенсионного фонда считает, что отчет РСВ-1 ООО "Липецкмясо" за 9 месяцев 2014 года представлен с ошибками в определении базы для начисления страховых взносов (с учетом начисленных и уплаченных страховых взносов по ЗАО "Липецкмясо"), препятствующими в дальнейшем принятию соответствующей отчетности за последующие периоды.
В представленном отзыве ООО "Липецкмясо" возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. Указанное обстоятельство в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассматривал дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, ООО "Липецкмясо" создано 28.08.2014 путем преобразования закрытого акционерного общества "Липецкмясо" в юридическое лицо другой организационно-правовой формы - общество с ограниченной ответственностью.
14.11.2014 ООО "Липецкмясо" по электронным каналам связи направило в Управление Пенсионного фонда расчет РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года.
Данный расчет не был принят Управлением Пенсионного фонда, что отражено в отрицательном протоколе входного контроля от 14.11.2014 (л.д. 33). Одновременно органом Пенсионного фонда составлен протокол предварительной проверки файлов от 14.11.2014 с указанием ошибок (л.д. 34- 35).
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, характер выявленных органом Пенсионного фонда ошибок, препятствующих принятию представленной отчетности, сводится к тому, что ООО "Липецкмясо" произвело расчет страховых взносов за 9 месяцев 2014 года с учетом ранее начисленных и уплаченных страховых взносов ЗАО "Липецкмясо", что и стало основанием для отказа в его принятии.
Не согласившись с отказом в принятии представленного заявителем расчета без учета начисленных и уплаченных страховых взносов правопредшественником, ОАО "Липецкмясо" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Липецкмясо" является правопреемником ЗАО "Липецкмясо".
Согласно ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ (в редакции до 01.09.2014), при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) ко вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Более того, данная норма в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ предусматривает, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Следовательно, в силу приведенных положений правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. В соответствии с ч.2 ст.10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год является расчетным периодом.
В силу положений п.1 ч.9 ст.15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в форме электронных документов в соответствии с требованиями настоящей части. При представлении расчетов в форме электронных документов орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ)
Одновременно в пп.10 п.3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность органов контроля за уплатой страховых взносов принимать расчеты страховых взносов, документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов, в форме электронных документов наравне с документами, представленными на бумажных носителях.
Приказом Минтруда России от 22.10.2012 г. N 329н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 50 Административного регламента прием расчета, представленного по телекоммуникационным каналам связи, и выполнение проверок соответствующего файла на наличие ошибок, определяющихся при проверке программным комплексом, и корректность электронной подписи осуществляются автоматически программным обеспечением, осуществляющим прием расчета по телекоммуникационным каналам связи.
При приеме расчета по форме РСВ-1 ПФР проводится автоматизированный арифметический контроль с использованием внутридокументных контрольных соотношений. Проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в отчетности, осуществляется исходя из взаимоувязки показателей строк и граф одного документа. Междокументный контроль проводится с использованием системы контрольных соотношений показателей предыдущего РСВ, текущего РСВ и сведений индивидуального персонифицированного учета с типом "корректирующие".
Пункт 24 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме расчета. В приеме расчета может быть отказано в следующих случаях: отсутствие печати в Расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом; отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи); несоответствие Расчета, представленного заявителем, форме Расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем; отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя; наличие ошибок на магнитном носителе информации; отсутствие файла расчета на магнитном носителе информации.
Как следует из пункта 52 Административного регламента результатом приема и регистрации Расчета, представленного в форме электронного документа, является формирование территориальным органом ПФР уведомления о подтверждении приема Расчета в форме электронного документа на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность страхователя по представлению в Управление Пенсионного фонда отчетности в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ, обеспечивается соответствующей обязанностью территориального органа ПФР по приему данной отчетности, в том числе в случае представления расчетов и соответствующих документов в электронной форме, и подтверждению приема представленного страхователем расчета в форме электронного документа.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, представленный заявителем 14.11.2014 по электронным каналам связи в Управление Пенсионного фонда расчет РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года не был принят органом Пенсионного фонда в установленном порядке, что подтверждается отрицательным протоколом входного контроля от 14.11.2014.
Основанием для отказа в принятии указанного расчета послужил факт необоснованного, по мнению Управления Пенсионного фонда, учета в представленном расчете начисленных и уплаченных с начала расчетного периода (2014 год) страховых взносов правопредшественником общества - ЗАО "Липецкмясо".
Признавая приведенную позицию Управления Пенсионного фонда необоснованной, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Федерального закона 212-ФЗ).
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8 Федерального закона 212-ФЗ). Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
При этом в Федеральном законе N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации -плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено.
Одновременно в ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
При реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работников продолжаются, и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.
Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников, которые включаются в базу для начисления страховых взносов.
На основании изложенного, созданное в порядке реорганизации общество как правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов определяет базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом, что и было произведено ООО "Липецкмясо" с учетом данных представленного расчета.
При этом непредставление ЗАО "Липецкмясо" расчета за третий квартал 2014 г. до дня завершения произведенной реорганизации не может являться в силу указанных норм Федерального закона N 212-ФЗ, ТК РФ и Административного регламента основанием для отказа в принятии представленного ООО "Липецкмясо" расчета, поскольку последнее является универсальным правопреемником преобразуемого общества по всем его обязательствам в том составе, объеме и виде, в котором они существуют на указанный момент.
Одновременно судом учтено, что факт уплаты ЗАО "Липецкмясо" в 2014 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере 8719337 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в общем размере 1852628 руб. 39 коп. (строка 140 расчета, л.д. 30), Управлением Пенсионного фонда не оспаривается, доказательств, свидетельствующих о неправомерности указания именно данных сумм в представленном заявителем за 9 месяцев 2014 г. расчете в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности действий Управления Пенсионного фонда по отказу в принятии расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года с учетом начисленных и уплаченных страховых взносов правопредшественником ООО "Липецкмясо".
В силу ч.2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом суд исходит их того, что с учетом положений части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценка законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) государственного органа производится судом на момент его вынесения (совершения).
На основании изложенного, оспариваемые заявителем действия Управления Пенсионного фонда являются незаконными, в связи с чем, требование ООО "Липецкмясо" обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Одновременно суд апелляционной инстанции учитывает, что по смыслу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, в случае признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными в целях восстановления нарушенных прав заявителя должно быть указано на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. При этом необходимо учитывать, насколько конкретный способ восстановления нарушенных прав заявителя отвечает его интересам и интересам других лиц на момент вынесения соответствующего судебного акта.
Вместе с тем, судом установлено, что 05.02.2015 Управлением Пенсионного фонда была направлена в адрес ООО "Липецкмясо" расписка в приеме расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), представленного по электронным каналам связи за 9 месяцев 2014 года (л.д.79 -82). Одновременно с указанной распиской ООО "Липецкмясо" направлено уведомление от 05.02.2015 г. с просьбой предоставить в электронном виде отчетность ЗАО "Липецкмясо" по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2014 года (л.д. 83).
Оценивая данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для возложения на Управление Пенсионного фонда обязанности по принятию расчета в порядке п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ, с учетом того, что представленная расписка не содержит указания на наличие каких-либо ошибок, расчет принят с учетом начисленных и уплаченных ЗАО "Липецкмясо" страховых взносов, отраженных нарастающим итогом. Тогда как оценка требования Управления Пенсионного фонда относительно возложения на заявителя обязанности по представлению отчетности за рассматриваемый период применительно к ЗАО "Липецкмясо" дана судом при рассмотрении по существу требования заявителя в части признания незаконными соответствующих действий органа Пенсионного фонда и одновременно учтена применительно к вопросу о нарушении данными действиями прав заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенной значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.05.2015 по делу N А36-6598/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.05.2015 по делу N А36-6598/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6598/2014
Истец: ООО "Липецкмясо"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда России в Лев-Толстовском районе Липецкой области