г. Вологда |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А05-244/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2015 года по делу N А05-244/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (ОГРН 1022900525691; ИНН 2901073858; место нахождения: 163058, г. Архангельск, ул. Силикатчиков, д. 20; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 1; далее - Управление) о признании незаконным изложенного в сообщении от 12.12.2014 N 01/139/2014-075,076 отказа в государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на объекты недвижимого имущество, а также о возложении обязанности произвести действия по государственной регистрации права оперативного управления на прогулочный дворик с проходными коридорами (общая площадь 293,9 кв.м, 1 этаж) и погреб (общая площадь 35,7 кв.м, 1 этаж), расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Силикатчиков, д. 20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710; место нахождения: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 14; далее - ФСИН России) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2; далее - Управление Росимущества).
Решением суда от 27 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Указывает на отсутствие сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемые Учреждению в оперативное управление объекты. Полагает, что внесение в реестр федерального имущества записи о федеральной собственности на спорные объекты не свидетельствует о возникновении права федеральной собственности на них. Считает, что суд неправомерно отклонил доводы Управления о том, что спорные объекты являются самовольными постройками.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.10.2014 Учреждение обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: прогулочный дворик с проходными коридорами с кадастровым номером 29:22:073201:62 и погреб с кадастровым номером 29:22:073201:82, расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Силикатчиков, д. 20.
Управление 07.11.2014 по результатам правовой экспертизы на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) приостановило государственную регистрацию права оперативного управления на указанные объекты на один месяц, о чем заявитель извещен соответствующим уведомлением.
Сообщением от 12.12.2014 N 01/139/2014-075,076 Управление отказало Учреждению в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты на основании абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации права федеральной собственности на спорные объекты, а другие документы, подтверждающие возникновение у Учреждения в ином установленном действующим законодательством порядке права оперативного управления на спорные объекты, не представлены.
При этом Управление исходило из положений статей 209, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым, по мнению Управления, право оперативного управления является производным от права собственности и не может возникнуть ранее последнего.
Учреждение, посчитав необоснованным отказ Управления в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иная документация, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ регистрация прав производится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для проведения государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Статьей 13 названного Закона предусмотрено, что при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ. Согласно абзацам четвертому и десятому пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В данном случае Учреждение предоставило в Управление в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права оперативного управления заключенный с ФСИН России договор от 04.06.2013 N 5-032 о передаче ему федерального имущества в оперативное управление, приложение N 1 к названному договору - "Перечень объектов недвижимости", кадастровые паспорта на указанные объекты, выписки из реестра федерального имущества, согласно которым спорные объекты учтены в реестре федерального имущества.
В кадастровых паспортах содержались все необходимые для государственной регистрации характеристики объектов, в том числе адрес, площадь и этажность, а также сведения о назначении объекта и дате ввода его в эксплуатацию.
Спорные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 29:22:073201:001, находящемся в федеральной собственности и на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации изъятом из оборота по причине того, что он занят находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний. Данный земельный участок предоставлен для размещения объектов закрытой зоны Учреждения и территории с режимными требованиями.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что представленные на государственную регистрацию распорядительные документы свидетельствовали о передаче объектов недвижимости на праве оперативного управления Учреждению, соответствовали по форме и содержанию требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражали информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Управления об отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на эти объекты, поскольку это не является основанием для отказа в государственной регистрации права оперативного управления на объекты.
Также суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Управления о том, что спорные объекты являются самовольными постройками, поскольку они опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Кроме того, данные доводы не были положены в основу оспариваемого отказа в государственной регистрации права.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на указанные объекты.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2015 года по делу N А05-244/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-244/2015
Истец: Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Архангельской области, Федеральная служба исполнения наказаний