г. Москва |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А41-25329/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца - Емельянова В.Ю., по доверенности от 12.01.2015 N 03,
от ответчика - Шостак А.Б., по доверенности от 15.05.2015 N б/н,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Рантект-МФД" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-25329/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области к ООО "Рантект-МФД" (ИНН 5032074614, ОГРН 1025004070090) о взыскании задолженности по арендной плате, пени,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД" (далее - ООО "Рантект-МФД", общество, ответчик) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД" задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в сумме 4 422 524 рубля 28 копеек, а также пеней за период с 16.03.2013 по 31.12.2013 в сумме 340 417 рублей 93 копейки, а всего 4 762 942 рубля 21 копейку.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.08.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2015 решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Суд кассационной инстанции указал на неправомерность применения к отношениям, рассматриваемым в данном споре, постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, поскольку оно регулирует вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и не устанавливает единую методику расчета арендной платы для земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена. Между тем, методика определения размера арендной платы таких земель содержится в Земельном кодексе Российской Федерации, которым установлено, что порядок ее определения находится в полномочиях субъектов Российской Федерации (в данном случае Московской области).
Суд кассационной инстанции также отметил, что оценка расчета размера задолженности по арендной плате и пеням в соответствии с законодательством, подлежащим применению, судами не давалась, в связи с чем необходимо повторное рассмотрение дела.
Решением от 05 мая 2015 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования Комитета удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Рантект-МФД" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель ответчика пояснил, что ООО "Рантект-МФД" осуществляет социально-значимую деятельность в виде строительства на спорном земельном участке детского образовательного учреждения и жилых помещений, поступающих в жилищный фонд социального использования. В результате строительства и передачи названных социальных объектов общество прибыли не получает. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 при осуществлении арендатором социально-значимой деятельности на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, размер арендной платы не может устанавливаться выше размера земельного налога.
Представитель Комитета возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что ООО "Рантект-МФД" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере строительства с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально-значимой деятельности. Указал, что в строящихся обществом домах только 20% жилой площади выделяется для переселения жителей из сносимых домов, оставшиеся 80% жилых площадей ответчик реализует по своему усмотрению. Кроме того, в постановлении Правительства Московской области от 24.12.2013 N 1109/56 определяются социально-значимые виды деятельности, исходя из вида разрешенного использования земельного участка. При этом вид разрешенного использования земельного "для жилищного строительства" в указанном постановлении отсутствует.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 декабря 2008 года между Муниципальным образованием "Одинцовский муниципальный район Московской области" в лице Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "Рантект-МФД" (арендатор) был заключен договор аренды N 2384 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030102:48 площадью 4052 кв.метров из земель населенных пунктов, по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул. Северная, 2-й микрорайон, для жилищного строительства. Договор заключен сроком с 15.12.2008 по 14.12.2011 (л.д.34).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 договора ООО "Рантект-МФД" приняло на себя обязательство ежеквартально до 15-го числа последнего месяца текущего квартала вносить арендную плату за пользование земельным участком. Расчет арендной платы определен в приложении N 2 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора.
Согласно приложению N 2 к договору размер арендной платы определяется в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и на момент подписания договора составлял 270 235 рублей 17 копеек в квартал.
Пунктом 3.5 договора установлено, что размер арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы и коэффициентов к ним, перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке, без согласования с арендатором. Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании письменного уведомления, направленного арендодателем по адресу арендатора, указанному в договоре. Стороны считают размер арендной платы измененным со дня введения нового базового размера арендной платы, коэффициентов к базовым размерам арендной платы, а также с даты принятия распорядительного акта об изменении административно-территориального устройства Московской области, об изменении категории, вида разрешенного использования участка, если законодательством Московской области не предусмотрено иное.
Размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае, установленном в пункте 3.5 Приложения без согласования с арендодателем и без внесения изменений или дополнений в договор путем направления соответствующего уведомления арендатору.
В силу пункта 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
12.11.2011 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ООО "Рантект-МФД" подписано дополнительное соглашение к договору аренды от 10.12.2008 N 2384, в соответствии с которым размер арендной платы с 01.01.2011 установлен в сумме 289 537 рублей 69 копеек в квартал.
03.08.2011 стороны подписали дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому срок действия договора продлен до 14.12.2017.
Законом Московской области от 26.12.2012 N 220/2012-ОЗ в Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" были внесены изменения. В частности, пункт 13.1 статьи 14 был признан утратившим силу. В связи с чем, по мнению истца, данные изменения подлежали применению для определения арендной платы с 01.01.2013.
На основании указанных норм права Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области произвел перерасчет арендной платы по договору аренды от 10.12.2008 N 2384, установив, что с 01.01.2013 она составляет 1 159 249 рублей 16 копеек в квартал.
Уведомлением N 7.1.18/1251/4 от 30.04.2013 истец уведомил ООО "Рантект-МФД" об изменении размера арендной платы с 01.01.2013.
В связи с неисполнением ответчиком договорных обязательств в части полного и своевременного внесения арендной платы в период с 01.01.2013 по 31.12.2013, Комитет обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика образовавшейся задолженности по арендной плате.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о взыскании с ООО "Рантект-МФД" задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, пеней за период с 16.03.2013 по 31.12.2013 в заявленных суммах в связи со следующим.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьями 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Частью 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Согласно условиям договора аренды, приложению N 2 к нему "Расчет арендной платы" размер арендной платы определяется в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" по формуле: Ап = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где
Аб - базовый размер арендной платы (52,93 руб.),
Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке (4,2),
Пкд - повышающий коэффициент (1),
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования (1,2),
S - площадь участка (4052 кв.метров).
При расчете задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка N 2384 от 10.12.2008 истец руководствовался приложением N 2 к договору аренды, в котором приводится расчет арендной платы в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
На основании Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" и Закона Московской области от 26.12.2012 N 203/2012-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2013 год" с 2013 года коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке (Кд), увеличен с 1 до 4,2.
Согласно Приложению N 2 к договору размер арендной платы на 10.12.2008 составил 1 080 940 рублей 69 копеек в год, 270 235 рублей 17 копеек в квартал.
Дополнительным соглашением от 12.01.2011 к договору аренды N 2384, подписанным сторонами, стороны установили, что размер арендной платы за участок с 01.01.2011 составляет 214 472 рубля 36 копеек в год и 53 618 рублей 09 копеек в квартал, с учетом уменьшения Кд до 1,5 и увеличения Пкд до 3 (л.д.44).
30 апреля 2013 года комитет направил обществу уведомление об изменении арендной платы по договору аренды земельного участка с учетом требований Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области". В соответствии с расчетом арендодателя размер арендной платы в 2013 году составил 4 636 996 рублей 64 копейки, в квартал 1 159 249 рублей 16 копеек, исходя из значений:
Аб - 58,22, Кд - 4,2, Пкд - 3, Км - 1,56, S - 4052 (л.д.47).
Таким образом, комитет рассчитал арендную плату арендуемого ответчиком земельного участка в соответствии с требованиями закона "О регулировании земельных отношений в Московской области". При этом в 2008 году размер арендной платы составлял 1 080 940 рублей 69 копеек в год, а в 2013 году он в связи с увеличением коэффициентов, используемых при расчете арендной платы по вышеуказанной формуле, увеличился до 4 636 996 рублей 64 копеек в год.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (часть 2 статьи 424 ГК РФ).
Согласно статье 14 закона N 23/1996-ОЗ значение каждого из множителей, содержащихся в формуле, устанавливается разными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частями 2, 3, 3.1, 4, 5, 6 статьи 14 закона N 23/96-ОЗ базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области.
Значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка (Кд), устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону.
На период строительства (реконструкции) устанавливается Кд, равный 1,5, за исключением жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, комплексного освоения территории в целях жилищного строительства. Указанное значение коэффициента устанавливается на три года с даты подписания договора аренды земельного участка, а в случае, если стороны установили, что условия заключенного ими договора применяются к отношениям, возникшим до заключения договора, - с даты возникновения арендных отношений.
Корректирующие коэффициенты (Пкд) применяются только к коэффициентам, учитывающим вид разрешенного использования земельного участка, установленным приложением к настоящему Закону и частью 3.1 настоящей статьи.
Коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, (Км) - коэффициент, учитывающий:
1) близость к административным центрам поселений, к объектам производственной деятельности и объектам транспортной инфраструктуры, к коммунальным, инженерным, электрическим и другим линиям и сетям;
2) историческую и ландшафтную ценность территории;
3) состояние окружающей среды;
4) инженерно-геологические условия;
5) рекреационную ценность территории.
Коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.
Как следует из пояснений истца значение Аб, равное 58,22, на 2013 год установлено законом Московской области от 26.12.2012 N 203/2013-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области на 2013 год".
Значение Кд, равное 4,2, установлены в соответствии с приложением к закону для земельных участков "под строительство жилых домов".
Значение Пкд = 3 и значение Км 1,56 установлены решением Совета депутатов Одинцовского района от 28.04.2009 N 14/32 (в редакции решения от 12.03.2013 N 6/22).
Доказательств, свидетельствующих о неправильном применении истцом значений коэффициентов: Аб - 58,22, Кд - 4,2, Пкд - 3, Км - 1,56, S - 4052, обществом не представлено.
На основании изложенного, принимая во внимание статьи 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми полномочия по установлению размера арендной платы земельных участков, находящихся в не разграниченной государственной собственности, отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации, статью 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", условий спорного договора аренды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет арендной платы за земельный участок в 2013 году, произведенный истцом, является верным.
С учетом вышеуказанных коэффициентов размер арендной платы в 2013 году должен составлять 1 159 249 рублей 16 копеек в квартал, о чем комитет сообщил обществу в уведомлении от 30.04.2013 N 7.1.18/1251/4.
Между тем, ответчик не согласился с новым расчетом и продолжал уплачивать арендную плату в прежнем размере, то есть в размере 53 618 рублей 09 копеек в квартал.
Таким образом, недоплата арендной платы за 2013 год составила в квартал по 944 776 рублей 80 копеек, всего за год - 4 422 524 рублей 28 копеек.
Доказательств погашения указанной задолженности ответчиком не представлено.
Доводы ответчика о необходимости применения положений Постановления Правительства Российской Федерации N 582, устанавливающего пределы арендной платы, обоснованно не приняты судом первой инстанции.
Согласно требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 65 ЗК РФ), арендная плата за земли, находящиеся в неразграниченной государственной собственности, устанавливается на уровне субъектов Российской Федерации.
В постановлении N 582 содержатся основные принципы и правила определения арендной платы при аренде земельных участков, которые в силу единства экономического пространства на территории Российской Федерации должны соблюдаться при установлении арендной платы субъектами Российской Федерации.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель и вида разрешенного использования.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель арендной платы, дифференцированной, исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Постановлением N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует вышеперечисленным основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", в частности, статья 14, соответствует требованиям земельного законодательства об установлении арендной платы за земли, находящиеся в не разграниченной государственной собственности.
Кроме того, Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации; субъект Российской Федерации (в настоящем деле, Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Таким образом, способ определения арендной платы в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений Московской области" не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, что подтверждено Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2014 N 4-АПГ14-5, от 19.11.2014 N 4-АПГ14-17, 4-АПГ14-18; решениями Московского областного суда от 09 декабря 2013 года, от 15 июля 2014 года, от 16 июля 2014 года. Соответствующие разъяснения содержатся в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2015 по делу N А41-25329/14.
Уровень арендной платы при жилищном строительстве также дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приведенные нормы предусматривают и закрепляют принципы определения арендной платы, при которых в течение трех лет действия договора аренды действует более низкая ставка, а по истечении трех лет - размер ставки арендной платы увеличивается. То есть уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 и закрепленными им принципами при аренде земельных участков в случаях, аналогичных указанным в пункте 3 Постановления N 582, установлено, что арендная плата, определенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не может превышать размеров, установленных в данном пункте постановления.
С учетом изложенного доводы ответчика о применении постановления N 582 для ограничения размера арендной платы процентным отношением от кадастровой стоимости земельного участка, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку такой расчет противоречит требованиям действующего законодательства и судебной практике, кроме того, данный размер во много раз меньше арендной платы, определенной в соответствии с условиями договора аренды, требованиями статьи 65 ЗК РФ и статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Таким образом, при расчете размера арендной платы комитет правомерно руководствовался Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции Закона Московской области от 26.12.2012 N 220/2012-ОЗ, в соответствии с которым с 01.01.2013 увеличены значения коэффициентов Кд, учитывающих вид разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, и для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства.
Также судом первой инстанции обоснованно не принят довод ответчика о необходимости применения части 18 статьи 14 Закона N 23/96-ОЗ, согласно которой, размер арендной платы за земельные участки, для которых установлены виды разрешенного использования, являющиеся социально значимыми (социально значимые виды деятельности), устанавливается в размере, равном земельному налогу, за исключением земельных участков, предоставленных на торгах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Из абзаца 2 части 18 статьи 14 Закона N 23/96-ОЗ следует, что виды разрешенного использования земельных участков, являющихся социально значимыми (социально значимые виды деятельности), устанавливаются Правительством Московской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 24.12.2013 N 1109/56 "Об установлении видов разрешенного использования земельных участков, являющихся социально значимыми (социально значимые виды деятельности)", принятым во исполнение статьи 14 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", к видам разрешенного использования, являющимся социально значимыми, относятся:
- для размещения объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования;
- для размещения объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
- для размещения объектов здравоохранения.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что в постановлении Правительства Московской области от 24.12.2013 N 1109/56 определяются социально-значимые виды деятельности, исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка "для жилищного строительства" указанным постановлением не отнесен к видам разрешенного использования участков, являющихся социально значимыми, при этом как пояснили суду стороны разбирательства, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся.
Как указали апелляционному суду представители сторон, на рассматриваемом земельном участке возведен многоквартирный жилой дом, в котором в качестве встроено - пристроенного помещения расположена школа.
Таким образом, часть 18 статьи 14 Закона N 23/96-ОЗ в рассматриваемом случае применению не подлежит.
Также не обоснован довод ответчика о необходимости расчета арендной платы в соответствии с пунктом 4.1.2 договора от 27.10.2003 N 182/20-03 "О реализации инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайона N 2 г. Одинцово со сносом пятиэтажного жилого фонда", заключенного между Министерством строительного комплекса Московской области, администрацией Одинцовского района и ООО "Рантект-МФД" в размере, не превышающем ставку земельного налога.
Состоявшимся решением Арбитражного суда Московской области от 14.10.2013 по делу N А41-28473/13 было установлено отсутствие оснований для внесения изменений в договор аренды от 10.12.2008 N 2385 в части установления арендной платы в соответствии с размером, указанным в договоре от 27.10.2003 N 182/20-03.
На основании изложенного Комитет правомерно при расчете размера арендной платы комитет руководствовался Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" в редакции Закона Московской области от 26.12.2012 N 220/2012-ОЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о взыскании с ООО "Рантект-МФД" задолженности по арендной плате в размере 4 422 524 рублей 28 копеек.
Пунктом 5.2 договора аренды, статьей 330 ГК РФ и статьей 15 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрена необходимость начисления пеней на несвоевременно уплаченную арендную плату.
Проверив расчет суммы пеней за период с 16.03.2013 по 31.12.2013 в размере 0,05% от суммы задолженности, представленный Комитетом, апелляционный суд находит его правильным, соответствующим Закону Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о взыскании с ООО "Рантект-МФД" в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области пеней за период с 16.03.2013 по 31.12.2013 в сумме 340 417 рублей 93 копейки.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Рантект-МФД", считает ее основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2015 по делу N А41-25329/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25329/2014
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: ООО "Рантект-МФД"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16740/14
03.08.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6589/15
05.05.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-25329/14
06.02.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16740/14
06.11.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11981/14
06.08.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-25329/14