Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2015 г. N Ф09-8477/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
03 августа 2015 г. |
Дело N А50-2150/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычёвой С.В.
при участии:
от заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Баев А.Н., доверенность от 12.01.2015
от муниципального образования "город Пермь" в лице администрации города Перми - Левитан О.Е., доверенность от 22.01.2015
от третьих лиц: 1) Федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод" - Бурылова А.П., доверенность от 26.06.2015
2) Департамента имущественных отношений администрации города Перми - Левитан О.Е., доверенность от 31.12.2014
3) Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми - Букреева Ю.А., доверенность от 23.03.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и третьего лица Федерального казенного предприятия "Пермский пороховой завод"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2015 года
по делу N А50-2150/2015,
принятое судьей Катаевой М.А.
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
к муниципальному образованию "город Пермь" в лице администрации города Перми
третьи лица: Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод" (ИНН 5908006119, ОГРН 1025901604156), Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми
об оспаривании бездействия
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального образования "город Пермь" в лице администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо, Администрация), выразившееся в непринятии решения о принятии объектов газоснабжения (91 объект) в муниципальную собственность.
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод", Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление и ФКП "Пермский пороховой завод" обратились с апелляционными жалобами.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда от 25.05.2015 отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что обращение от 25.12.2014 N 01-12-9260 о передаче сетей газоснабжения, поступившее в администрацию города Перми, в установленные сроки не рассмотрено. Территориальное управление считает, что письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 23.01.2015 не является ответом на это обращение, так как полномочиями на разрешение вопроса о принятии имущества в муниципальную собственность наделен Департамент имущественных отношений администрации города Перми. Заявитель жалобы указывает, что в функции Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми входит подготовка заключения о возможности или невозможности приема имущества в муниципальную собственность. Также заявитель апелляционной жалобы полагает, что ссылки суда первой инстанции на создание рабочей группы по решению вопросов, связанных с приемом-передачей в муниципальную собственность города Перми объектов инженерной инфраструктуры от ФКП "Пермский пороховой завод", не опровергают наличие оспариваемого бездействия, поскольку отсутствуют доказательства реальной работы этой рабочей группы. Территориальное управление указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии доказательств нарушения его прав, считает, что нахождение имущества в федеральной собственности при наличии оснований для его передачи в муниципальную собственность свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов, а также возлагает на ФКП "Пермский пороховой завод" бремя содержания имущества, оплаты налога на имущество.
В апелляционной жалобе ФКП "Пермский пороховой завод" также просит решение суда от 25.05.2015 отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что спорное имущество подлежит передаче в муниципальную собственность, однако администрация города Перми не совершает действий по принятию в собственность спорного имущества. ФКП "Пермский пороховой завод" считает, что ответ на обращение Территориального управления направлен за пределами 30-дневного срока, отведенного на рассмотрение обращения, что является нарушением закона.
Администрация города Перми в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. В опровержение доводов апелляционных жалоб указывает на своевременную подготовку ответа на обращение Территориального управления, что подтверждается письмом от 23.01.2015 N СЭД-04-01-17-Г-И-5. Администрация города Перми ссылается на подписание ответа заместителем главы администрации - начальником департамента жилищно-коммунального хозяйства, что согласуется с п. 6.19.1.2 Инструкции по организации делопроизводства и ведению архива в администрации города Перми. Кроме того, указывает, что действующим законодательством срок для принятия имущества из федеральной собственности в муниципальную не установлен, для передачи имущества в муниципальную собственность заявитель должен предоставить документы, подтверждающие страхование имущества (газовых сетей) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Администрация города Перми полагает, что имеется необходимость обследования предлагаемого к передаче имущества муниципальным учреждением или специализированным предприятием. Помимо этого указывает на отсутствие в материалах дела подтверждения обслуживания спорными объектами жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, а также доказательств нарушения оспариваемым бездействием прав ТУ ФАУФИ и ФКП "Пермский пороховой завод".
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми в представленном письменном отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказать, приводит в отзыве подобные основания, что и Администрация города Перми.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми доводы Администрация города Перми поддерживает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в оперативном управлении ФКП "Пермский пороховой завод" находятся сети газопровода, расположенные в Кировском районе города Перми и принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 24-204).
30.05.2014 ФКП "Пермский пороховой завод" обратился в Территориальное управление с письмом, в котором просил рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность города Перми 91 объекта газоснабжения, по которым осуществляется подача газа к жилым домам Кировского района.
Во исполнение протокола совещания при заместителе главы администрации города Перми от 21.08.2014 проведено комиссионное обследование газопровода, о чем 09.09.2014 составлен соответствующий акт (т. 1 л.д. 22-23, т. 2 л.д. 131-132).
ФКП "Пермский пороховой завод" обратилось в Территориальное управление с просьбой оказать содействие в получении согласия и определении сроков приема газовых сетей в муниципальную собственность, приложив указанный выше акт комиссионного обследования и график приема газовых сетей к письму от 19.09.2014 (т. 1 л.д. 21).
25.12.2014 Территориальное управление направило главе города Перми письмо N 01-12-9260 с предложением принять решение о передаче объектов газоснабжения в собственность муниципального образования "город Пермь" (т. 1 л.д. 16-18), обосновывая тем, что неоднократно обращалось в адрес органов исполнительной власти муниципального образования город Пермь по вопросу передачи объектов газоснабжения из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Пермь (письма от 23.05.2014 NN 01-12-4050, 01-12-4052, от 02.06.2014 N 01-12-4252), однако решение по вопросу принято не было. Также в обращении Территориальное управление указало на положения статей 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения, а имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, должно находится в муниципальной собственности.
Данное обращение было получено Главой города Перми и администрацией города Перми 25.12.2014, о чем свидетельствуют входящие штампы на письме.
Не получив ответа на обращение от 25.12.2014 N 01-12-9260, и полагая, что муниципальным образованием город Пермь в лице администрации города Перми допущено незаконное бездействие, связанное с нерассмотрением данного обращения, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пришел к выводу об отсутствии бездействия органов местного самоуправления, так как усмотрел проведение работы по передаче объектов газоснабжения в муниципальную собственность и принял во внимание наличие в деле ответа на обращение Территориального управления, полученного заявителем 19.02.2015. Также суд первой инстанции одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований указал на недоказанность нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах на нее, заслушав пояснения явившихся представителей, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Нормой ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ регулируются правовые основы разграничения имущества между публично-правовыми образованиями в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Так, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении Президиума N 7321/08 от 18.11.2008, передача имущества в порядке, установленном положениями ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, не может быть осуществлена при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В силу ст.ст. 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения, а имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, должно находится в муниципальной собственности.
Нормой ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлен следующий порядок безвозмездной передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципального образования.
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.
Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
По смыслу указанных норм, процедура разграничения публичной собственности в связи с разграничением полномочий органов государственной власти и местного самоуправления составляет совокупность согласованных действий органа муниципальной власти, содержащих предложение муниципального образования на передачу имущества, и органа государственной власти, выражающего волю на принятие имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 8-П от 30.06.2006, безвозмездная передача государственной собственности в порядке названного закона предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке. Таким образом, закрепленный в части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.
Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о следующем: 22.05.2014 состоялось совещание с участием Территориального управления, ФКП "Пермский пороховой завод", руководителей Департамента имущественных отношений и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми по вопросу передачи объектов инженерной инфраструктуры с баланса ФКП "Пермский пороховой завод" в собственность муниципального образования город Пермь (л.д.1-3, т.2).
15.07.2014 на совещании при заместителе главы администрации города Перми было запланировано проведение мероприятий, в том числе по рассмотрению представленной ФКП "Пермский пороховой завод" технической документации в отношении 91 газораспределительной сети (т. 2 л.д. 138-139).
21.08.2014 проведено повторное совещание при заместителе главы администрации города Перми и принято решение, в том числе провести комиссионное обследование газопровода (т. 2 л.д. 131-132).
09.09.2014 проведено комиссионное обследование газопроводов, принадлежащих на праве оперативного управления ФКП "Пермский пороховой завод", передаваемых в муниципальную собственность города Перми (т. 1, л.д. 22-23).
10.09.2014 проведено совещание у заместителя министра по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края по вопросу о передаче из федеральной в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры (т. 2 л.д. 133-135).
22.12.2014 постановлением главы администрации города Перми N 1015 создана рабочая группа по решению вопросов, связанных с приемом-передачей в муниципальную собственность города Перми объектов инженерной инфраструктуры от ФКП "Пермский пороховой завод" (т. 2 л.д. 140-143).
25.12.2014 Территориальное управление направило главе города Перми и администрации города Перми обращение N 01-12-9260 о передаче сетей газоснабжения, в котором предложило принять решение о передаче объектов сетей газоснабжения из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Пермь (т. 1 л.д. 16-18).
В ответе Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 23.01.2015 N СЭД-04-01-17-Г-И-5 на обращение Территориального управления сообщено, что постановлением администрации г. Перми от 22.12.2014 N 1015 создана рабочая группа по решению вопросов, связанных с приемом-передачей объектов инженерной инфраструктуры от ФКП "Пермский пороховой завод", решение о целесообразности (нецелесообразности) приема в муниципальную собственность г. Перми газовых сетей будет принято по итогам работы вышеуказанной группы (л.д. 144-145, т.2).
Как следует из заявленных требований, Территориальным управлением заявлено о признании незаконным бездействия муниципального образования в лице администрации г. Перми связанное с нерассмотрением его обращения и непринятием решения о принятии объектов газоснабжения (91 объект) в муниципальную собственность.
Между тем те обстоятельства, которые установил суд первой инстанции и привел в обжалуемом судебном акте, подтверждают, что до настоящего времени вопрос о принятии объектов газоснабжения (91 объект) в муниципальную собственность муниципальным образованием в лице администрации г. Перми не решен, решение о принятии или об отказе в принятии объектов газоснабжения (91 объект) в муниципальную собственность не принято.
В письме от 23.01.2015 Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми ссылается на то, что решение о целесообразности (нецелесообразности) приема в муниципальную собственность г. Перми газовых сетей будет принято по итогам работы рабочей группы, созданной постановлением администрации г. Перми от 22.12.2014 N 2015.
Между тем в постановлении администрации г. Перми от 22.12.2014 N 2015 срок работы рабочей группы не определен, в настоящем деле администрация г. Перми в опровержение заявленных требований Территориального управления не ссылается на результаты работ рабочей группы, в суд первой инстанции соответствующие доказательства работы рабочей группы не представляет.
Ссылки администрации г. Перми на необходимость длительных временных затрат при осуществлении передачи имущества в муниципальную собственность должны быть обоснованными, в любом случае процесс принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, несмотря на то, что законом срок приема-передачи имущества не определен, должен быть осуществлен в разумные сроки.
Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что вопрос о передаче объектов газоснабжения из федеральной в муниципальную собственность был вынесен Территориальным управлением еще в мае 2014 года и по настоящее время не разрешен.
Материалами дела подтверждено, что пакет документов на 91 объект газовых сетей направлен Территориальным управлением с письмом от 02.06.2014 N 01-12-4252 в Администрацию города Перми для решения вопроса о передаче объектов в собственность муниципального образования, однако доказательств рассмотрения вопроса о принятии объектов не представлено.
Указание администрацией г. Перми на то, что с учетом специфики передаваемых объектов, администрация вправе требовать представления от ФКП "Пермский пороховой завод" документов, подтверждающих страхование газовых сетей, являющихся опасными производственными объектами, рассмотрено судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению.
Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 (ред. от 04.08.2012) "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 13 (ред. от 28.01.2014) "Об утверждении Порядка приема имущества в муниципальную собственность города Перми" также утверждены условия приема в муниципальную собственность города Перми имущества из федеральной собственности Российской Федерации.
В списках документов, необходимых для приема имущества из федеральной собственности в муниципальную, договоры страхования не указаны, соответственно, утверждение администрации г. Перми о наличии у нее права требовать от ФКП "Пермский пороховой завод" договоров страхования не основано на нормах закона.
Кроме того, договор страхования заключается с собственником имущества, и при смене собственника в связи с передачей объектов из федеральной собственности в муниципальную потребуется перезаключение этого договора с новым собственником.
При этом администрация г. Перми не ссылается на отсутствие какого-либо документа, перечисленного в списке документов, необходимых для передачи имущества.
Довод администрации города Перми о том, что в соответствии с п. 2.8 Порядка приема имущества в муниципальную собственность города Перми имущество, предлагаемое к передаче в муниципальную собственность, обследуется муниципальным учреждением или специализированным предприятием (планируемыми владельцами данного имущества), также рассмотрен судом апелляционной инстанции.
Представленные суду доказательства свидетельствуют об обследовании передаваемых объектов газоснабжения.
В частности, в деле имеется протокол совещания Администрации г. Перми от 21.08.2014, в котором решено организовать комиссионную проверку газовых сетей (91 объект), подлежащих передаче в муниципальную собственность с привлечением специалистов ЗАО "Газпром газораспределение Пермь", МКУ "Содержание объектов инженерное инфраструктуры, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (л.д. 131, т. 2).
09.09.2014 проведено обследование газовых сетей (91 объект) комиссией специалистов Департамента ЖКХ администрации города Перми, МКУ "Содержание объектов инженерное инфраструктуры" и ФКП "Пермский пороховой завод" и установлено, что газовые сети содержатся в нормативном состоянии, конструктивные дефекты не выявлены, объекты находятся в исправном состоянии (т. 1, л.д. 22).
Следовательно, комиссионное обследование передаваемых объектов уже проводилось.
Также в деле имеется ответ ЗАО "Газпром газораспределение Пермь" от 29.01.2015 N 278/15 о готовности организации оказывать содействие по передаче сетей газоснабжения в муниципальную собственность (л.д. 146, т. 2).
Таким образом, установленные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства позволяют суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что возложенные на муниципальное образование город Пермь обязанности по рассмотрению в разумный срок вопроса о принятии в муниципальную собственность федерального имущества (91 объект газовых сетей) не исполнены, то есть имеет место незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы Территориального управления, осуществляющего функции управления федеральным имуществом.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя по делу являются несостоятельными, поскольку нахождение имущества в федеральной собственности при наличии оснований для его передачи в муниципальную собственность и в отсутствие какого-либо решения относительно этого вопроса, нарушает права и законных интересы уполномоченного представителя собственника федерального имущества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем доказано незаконное бездействие муниципального образования город Пермь в лице администрации г. Перми, выразившееся в нерассмотрении его заявления от 25.12.2014 N 01-12-9260 о принятии решения по вопросу о принятии в муниципальную собственность объектов газоснабжения (91 объект).
При этом по вышеизложенным обстоятельствам суд апелляционной инстанции не признает письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 23.01.2015 надлежащим ответом уполномоченного органа на обращение Территориального управления от 25.12.2014 N 01-12-9260, так как в соответствии с Порядком приема имущества в муниципальную собственность города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы" N 13 от 29.01.2008, полномочиями на разрешение вопроса о принятии имущества в муниципальную собственность наделен Департамент имущественных отношений администрации города Перми, в функции Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми входит подготовка заключения о возможности или невозможности приема имущества в муниципальную собственность.
Решение о принятии имущества уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений администрации города Перми не принято.
Исходя из положений п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего органа совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В порядке устранения прав и законных интересов заявителя суд апелляционной инстанции обязывает муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми устранить допущенные нарушения путем принятия в 30-дневный срок решения по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 25.12.2014 N 01-12-9260.
На основании изложенного, решение суда от 25.05.2015 подлежит отмене (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 мая 2015 года по делу N А50-2150/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования город Пермь в лице администрации г. Перми, связанное с нерассмотрением заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 25.12.2014 N 01-12-9260.
Обязать муниципальное образование город Пермь в лице администрации г. Перми устранить допущенные нарушения путем принятия в 30-дневный срок решения по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от 25.12.2014 N 01-12-9260.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2150/2015
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми, Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми, Федеральное казенное предприятие "Пермский пороховой завод"
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8477/15
24.08.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8033/15
03.08.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8033/15
25.05.2015 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-2150/15