Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф05-15452/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А40-184517/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.07.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу ООО " Перевозчик"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 28.04.2015 по делу N А40-184517/14,
принятое судьей Ламоновой Т.А.
по иску ООО " Перевозчик"
(ОГРН 1056403939382, 413850, Саратовская обл., г. Балаково,
ул. Коммунистическая, 141/1)
к РФ в лице Министерства финансов РФ
(ОГРН 1037739085636, 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1);
Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области
(410042, г. Саратов, ул. Московская, 72)
о взыскании убытков
третьи лица:
1) ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок"
2) Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
при участии в судебном заседании:
от истца: Саванькова Т.А. по доверенности от 20.10.2014,
от ответчика: Лобова Е.Н. по доверенности от 27.03.2015,
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрены заявленные истцом требования к ответчикам о взыскании убытков:
- с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 6 211 866,26 руб.,
- с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области 32 375 168,74 руб. убытков.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель процессуального оппонента против доводов жалобы возражал, представил правовую позицию по апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п.п.4-16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, ООО "Перевозчик" (истец), является организацией, основной целью и предметом деятельности которой являются осуществление пассажирских перевозок городским, а также пригородным автобусным транспортом и получение прибыли.
В 2011 году истец участвовал в реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Саратовской области мероприятий по обеспечению льготным категориям граждан России равной доступности услуг общественного транспорта, предоставляя данным гражданам, проживающим на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, право проезда на автобусном транспорте в городском и пригородном пассажирском сообщении на основании социальных месячных проездных билетов и аналогичных им универсальных электронных карт прошедших месячную активацию на данный вид транспорта (далее по тексту - "СМПБ").
Во исполнение Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Саратовская область, Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 г. N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" (далее по тексту - "Постановление Правительства Саратовской области N 122-П") обеспечила льготные категории граждан как внесенные в федеральный регистр льготников (Приложение N1 к Постановлению), так и внесенные в региональный регистр льготников (Приложение N2 к Постановлению), мерой социальной поддержки в виде права приобретать по льготной цене на каждый необходимый вид транспорта социальные месячные проездные билеты (далее по тексту - "СМПБ"). Также Постановлением Правительства Саратовской области N 122-П гражданам, перечисленным в приложении N3 к Постановлению, предоставлено право на бесплатное обеспечение СМПБ.
СМПБ предоставлял льготникам право проезда на одном виде транспорта, в том числе, по выбору льготника, право проезда на автобусах городского сообщения или право проезда на автобусах пригородного сообщения.
Между истцом (перевозчик), ГАУ "Управление пассажирских перевозок" (Управление), МБУ "Транспортное управление" (Уполномоченная организация) заключен договор N 02-06/171 от 31.12.10 на организацию перевозки льготных категорий граждан на территории Саратовской области и возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан на городских маршрутах.
По условию п.2.1.1., 2.1.3 и 2.1.5 вышеуказанного договора МБУ "Транспортное управление" в 2011, 2012, 2013 гг. организовывала пункты продажи социальных месячных проездных билетов и обеспечивала своевременную продажу СМПБ гражданам льготных категорий по предъявлении документов, удостоверяющих право на приобретение социального месячного проездного билета и не позднее 7 числа каждого месяца представляет отчет о количестве проданных СМПБ.
Согласно п. 2.1.11 МБУ "Транспортное управление" осуществляет перечисление Перевозчику средств, полученных от продажи СМПБ.
Согласно п. 2.3.3 ГАУ "Управление пассажирских перевозок" осуществляет сбор, проверку и обработку отчетов Перевозчика и Уполномоченной организации.
Истец является организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на автобусном транспорте, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 789, ст.426 ГК РФ истец был обязан перевозить льготников на основании СМПБ, в связи с чем, понес расходы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Саратовской области N 320-П от 21.07.2010 г. утверждена цена на месячные проездные билеты в транспорте общего пользования (для граждан не имеющих право на льготу) в размере 500 рублей на 1 вид транспорта.
Пунктом 1 Постановления правительства Саратовской области N 320-П также утвержден тариф на перевозки пассажиров в автобусах пригородного сообщения в размере 1,5 рубля за каждый километр пути (но, минимум 10 рублей за одну поездку), тариф действовал весь 2011 год.
Средняя дальность поездки пригородного автомобильного транспорта истца в 2011 году составила 18,2 километров. Данный показатель подтвержден справкой ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок".
Согласно абз. 4 п. 27 Указаний по заполнению формы статистического наблюдения N 65-автотранс утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 18 августа 2011 г. N 365 при продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов, количество перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или на определенное экспертно количество поездок.
Учитываемое количество поездок пассажиров по проездным билетам долговременного пользования, имеющих право на меры социальной поддержки (социальные проездные билеты) в пригородном сообщении составляет - 20 поездок в месяц.
Согласно п. 29 Указаний по заполнению формы статистического наблюдения N 65-автотранс утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 18 августа 2011 г. N 365 при отсутствии данных натурных обследований количество перевезенных пассажиров пользующихся правом бесплатного проезда определяется из расчета 30 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.
Пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области N 122-П граждан, перечисленных в Приложении N1 и Приложении N2 к Постановлению, установлена стоимость СМПБ в размере 50 рублей по каждому виду транспорта (городскому электрическому транспорту, автобусному транспорту городского сообщения, автобусному транспорту пригородного сообщения).
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Саратовской области N 122-П для граждан, перечисленных в Приложении N3 к Постановлению, СМПБ предоставлялись бесплатно.
Пунктом 2 Постановления Правительства Саратовской области N 320-П от 21.07.2010 утверждена цена на месячные проездные билеты в транспорте общего пользования (для граждан, не имеющих право на льготу) в размере 500 рублей на 1 вид транспорта.
Согласно пункту 5 ст. 790 ГК РФ транспортная организация имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по провозной плате.
Как указывает истец, не возмещение в полном размере имущественной потери транспортной организации (за счет доходов от реализации СМПБ и субсидий) повлекло убытки истца, размер которых подтверждается представленными им расчетами.
Порядок возмещения перевозчиками субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок в 2011-2013 годах, регулируются нормативными актами субъекта РФ - Саратовской области:
- Постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 г. N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетов о возмещение перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан";
- Постановлением Правительства Саратовской области от 9 февраля 2012 года N 57-П "Об утверждении положения о предоставлении из областного бюджета субсидий, предусмотренных подразделами 2.2., 2.5., 2,11 раздел 2 положения 10 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год";
- Постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2013 г. N 42-П "О предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса".
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.04.2009 г. N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" утвержден Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, убытки от перевозки которых, предъявлены к взысканию в рамках настоящего дела.
Согласно Постановлению от 07.04.2009 N 122-П проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании СМПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением.
При этом, Постановлением от 07.04.2009 г. N 122-П и Постановлением Правительства Саратовской области N320-П от 21.07.2010 г. определена и полная стоимость проезда одного пассажира по СМПБ.
Вышеуказанные нормативные акты по своей сути, являются методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по Свердловской области. Даная методика учитывает общее количество СМПБ, выданных на территории муниципального образования, предусматривает распределение компенсации между перевозчиками пропорционально выполненной ими работе на линии и исходит их того, что размер компенсации определяется как разница между полной месячной стоимостью проезда одного пассажира по СМПБ и стоимостью СМПБ, оплаченной гражданином.
Не оспаривая факт получения в полном объеме из бюджета компенсации, исчисленной в соответствии правилами Постановлением от 07.04.2009 N 122-П, общество полагает, что указанная в нормативных актах полная стоимость СМПБ занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Однако Постановление от 07.04.2009 N 122-П является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков.
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
С учетом изложенного требования истца по заявленному основанию в отыскиваемом размере удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку законодательство субъекта является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Оно не оспорено и не признано судом недействующим.
При таких обстоятельствах, в ситуации неиспользования обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости СМПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в постановлении Росстата N 9 в качестве средних по Российской Федерации.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2015 по делу N А40-184517/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО " Перевозчик" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184517/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф05-15452/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО " Перевозчик", ООО ПЕРЕВОЗЧИК
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Саратовская область в лице Министертсва финансов Саратовской области
Третье лицо: ГАУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области