г. Владивосток |
|
05 августа 2015 г. |
Дело N А51-1939/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-6283/2015
на решение от 27.05.2015
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-1939/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕО Альянс" (ИНН 2536258252, ОГРН 1122536011553, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.12.2012)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004) от 29.09.2014 N 22602 "Об отказе в привлечении к ответственности", решения от 29.09.2014 г. N 212 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению",
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ГЕО Альянс": представитель Лопатина О.В. по доверенности от 23.03.2015 N 2 сроком до 31.12.2015, паспорт;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока: представитель Бобровникова О.Ю. по доверенности от 17.03.2015 N 10-12/111 сроком на 1 год, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГЕО Альянс" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 29.09.2014 N 22602 "Об отказе в привлечении к ответственности", решения от 29.09.2014 N 212 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению".
Решением от 27.05.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Со ссылкой на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33, а также письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-07-08/52436, налоговый орган настаивает на том, что налоговую ставку 0 процентов применяют перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.
Инспекция указывает, что камеральной налоговой проверкой установлено, что контаргенты заявителя, в частности ООО "ФИТ", ОАО "ВМТП", ООО "Навигатор", ООО "ТрансСтройФинанс", ООО "Транс Ориентал Партнер", ООО ТЛК "Уралтрансхолдинг", ООО "Пасифик Оушен", ООО "Манхеттен", ООО "Сервис-Трейд", ООО "Адмирал Марин", оказали услуги непосредственно связанные с доставкой импортного груза, следовавшего с территории Китая и Тайланда до пунктов, назначения, находящихся на территории РФ. При этом налоговый орган считает, что наименование договоров не имеет значения, поскольку поставщиками были оказаны услуги, входящие в состав транспортно-экспедиционных услуг для ООО "ГЕО Альянс", необходимые для организации перевозки международного груза.
Представитель налогового органа в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
05.05.2014 ООО "ГЕО Альянс" представило в налоговый орган уточненную декларацию по НДС за 1 квартал 2014.
Согласно данным уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014, по разделу 3 налоговая база по реализации услуг по ставке 18 процентов составила - 0, по разделу 4 общество заявило реализацию по ставке 0 процентов в сумме 64 876 265 руб.
Обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов подтверждена в пределах заявленной суммы: ООО "Трионикс" в сумме 59 820 625 руб.; ООО "Мир Упаковки" в сумме 3 269 966 руб.; ООО "Электролайн Групп" в сумме 1 706 587 руб.; ООО "Вектор" в сумме 79 087 руб.
Также в данной налоговой декларации в разделе 4 общество заявило налоговые вычеты в размере 4 284 257 руб. по счетам-фактурам, выставленным в адрес общества поставщиками транспортно- экспедиционных услуг с выделением НДС по ставке 18 процентов (ООО "ФИТ", ОАО "РЖД", ООО "Транс Ориентал Партнер", ООО "ЛЦДВ", ООО "Навигатор", ОАО "ВМТП", ООО "Сервис-Трейд", ООО "Пасифик Оушен", ООО "Манхеттен", ООО "ТрансСтройФинанс", ООО "Адмирал Марин", ООО ТЛК "Уралтрансхолдинг").
Инспекцией в порядке, установленном статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении представленной декларации была проведена камеральная проверка. По результатам налоговой проверки инспекцией был составлен акт N 30367 от 14.08.2014.
Материалы проверки, в том числе акт от 14.08.2014 N 30367, письменные возражения, с дополнительно представленными документами, были рассмотрены инспекцией 17.09.2014 в присутствии должным образом извещенного налогоплательщика.
По результатам рассмотрения указанных материалов, налоговым органом приняты решения от 29.09.2014 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" N 22602, "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению" N 212.
В соответствии с указанными решениями налогоплательщику было отказано в предоставлении налоговых вычетов по НДС, относящихся к перевозке международного груза по территории РФ до станции назначения указанными выше поставщиками на общую сумму 4 266 432 руб., а также предложено уменьшить сумму НДС, излишне заявленную к возмещению из бюджета по уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 в размере 4 266 432 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Кроме того, обществу была подтверждена правомерность применения налоговых вычетов по общехозяйственным расходам (услуги связи, банка, канцелярские расходы и т.д.) в размере 17 825 руб.
Не согласившись с указанными решениями в части вычетов по НДС в сумме 4 266 432 руб., общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой N 106 от 27.10.2014.
Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, решением N 13-10/393 от 01.12.2014 оставило ее без удовлетворения, а обжалуемые решения налогового органа признало вступившими в законную силу.
Общество, полагая, что оспариваемые решения налогового органа не соответствуют закону и нарушают его права и экономические интересы, обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно абзацу 1 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
Абзацем 2 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса предусмотрено, что в целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:
услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок (абзац 4 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса);
транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абзац 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
В целях указанной статьи к транспортно-экспедиционным услугам отнесены следующие виды услуг: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Положения настоящего подпункта распространяются также и на услуги, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего подпункта, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от портов или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации (абзац 7 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию вышеуказанными видами транспорта между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным в Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
При этом под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором, заключенным налогоплательщиком, оказывающим данные услуги.
В случае оказания услуг, связанных с перевозкой товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и не предусмотренных указанным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется по ставке 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ.
С учетом буквального толкования подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает, что основанием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным являются следующие обстоятельства: услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции; налогоплательщик в рамках договора транспортной экспедиции должен оказывать услуги по организации международной перевозки товаров; услуги должны соответствовать перечню, указанному в абзаце 5 подпункта 2.1 статьи 164 НК РФ.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "ГЕО Альянс" является организация перевозок грузов. В отношении указанной деятельности общество применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС.
В проверяемом периоде общество (Экспедитор) оказывало транспортно-экспедиционные услуги по организации международной перевозки импортных грузов по территории РФ на основании договоров транспортной экспедиции, заключенных с организациями (Клиентами): ООО "Трионикс" (договор от 14.06.2013 N 2013007/ММП006), ООО "Мир упаковки" (договор от 30.04.2013 N 2013004/ММП001), ООО "Электролайн Групп" (договор от 01.10.2013 N 201310/ММП010), ООО "Вектор" (договор от 30.04.2013 N 2013004/ММП0033).
Из содержания договоров транспортной экспедиции при международной перевозке (подпункт 1.2 пункта 1), следует, что к транспортно-экспедиционным услугам относятся: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров; оформление документов; прием и выдача грузов; завоз-вывоз грузов; погрузо-разгрузочные и складские услуги; информационные услуги; подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств; услуги по организации страхования грузов; платежно-финансовые услуги; услуги таможенного оформления грузов и транспортных средств; разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов; розыск груза после истечения срока давности; контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования; перемаркировка грузов; обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей; обслуживание рефрижераторных контейнеров; хранение груза в складских помещениях экспедитора.
В соответствии с условиями договоров (подпункт 2.1.1 пункта 2) Экспедитор организует перевозку грузов до склада Клиента транспортом и по маршруту, избранным Экспедитором или Клиентом на условиях и в сроки, установленные договорами и приложениями к ним. Экспедитор также имеет право привлечь к исполнению своих обязанностей, предусмотренных заключенными с Клиентами (ООО "Трионикс", ООО "Мир упаковки", ООО "Электролайн Групп", ООО "Вектор") договорами транспортной экспедиции при международной перевозке, третьих лиц (подпункт 2.2.1 пункта 2.2 договоров).
Стоимость услуг Экспедитора включает в себя: расходы по транспортировке, хранению груза, расходы на погрузо-разгрузочные работы в порту Владивосток, и иные услуги, связанные с экспедированием груза Клиента, а также вознаграждение Экспедитора (подпункт 4.1 пункта 4 договоров).
Исходя из пояснений общества, данных им в ходе проверки налоговому органу, услуги по организации перевозки грузов с территории иностранных государств (порты Китая, Тайваня, Таиланда, Кореи, Индии) на территорию РФ (до Владивостокского Морского Торгового Порта) для ООО "ГЕО Альянс" оказывала иностранная организация Kharis Shipping Co., Ltd (Корея), взаимоотношения с которой осуществлялись на основании инвойсов. Услуги оплачивались по факту их оказания в соответствии с выставленными инвойсами.
Далее груз следовал до пунктов назначения, указанных Клиентами в заявках в том числе, железнодорожным транспортом (до Москвы, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска, Самары, Омска, Уфы, Иркутска, Красноярска, Челябинска, Ростова, Якутска, Перми), автомобильным транспортом (доставка по г. Владивостоку, до г.Хабаровска). Импортный груз доставлялся до конечного пункта назначения в контейнерах.
Для выполнения транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных указанными выше договорами транспортной экспедиции при международной перевозке, ООО "ГЕО Альянс" привлекало третьих лиц (поставщиков услуг - субисполнителей), а именно: ООО "ФИТ", ОАО "РЖД" (услуги по организации ж/д перевозок), ООО "Транс Ориентал Партнер", ООО "ЛЦДВ", ООО "Навигатор" (услуги автоперевозки), ОАО "ВМТП" (хранение, перевалка контейнеров/грузов, информационные и иные услуги), ООО "Сервис-Трейд", ООО "Пасифик Оушен", ООО "Манхеттен", ООО "ТрансСтройФинанс", ООО "Адмирал Марин", ООО ТЛК "Уралтрансхолдинг" (приемка, хранение, перегрузка и иные услуги, связанные с организацией международных перевозок).
Согласно сведений, содержащихся в выписке о движении денежных средств ООО "ГЕО Альянс" по счетам (валютному, расчетному) открытым в Дальневосточном филиале ОАО "Промсвязьбанк", общество в 1 квартале 2014 перечисляло валюту (доллары США) за фрахт контейнеров в адрес иностранной компании Kharis Shipping Co., Ltd (Корея), а также в рублевом эквиваленте поставщикам транспортно-экспедиционных услуг (ООО "ФИТ", ОАО "РЖД", ООО "Транс Ориентал Партнер", ООО "ЛЦДВ", ООО "Навигатор", ОАО "ВМТП", ООО "Сервис-Трейд", ООО "Пасифик Оушен", ООО "Манхеттен", ООО "ТрансСтройФинанс", ООО "Адмирал Марин", ООО "ТЛК "Уралтрансхолдинг" за оказание услуг.
Доходы от оказания транспортных услуг в проверяемом периоде поступали в адрес ООО "ГЕО Альянс" от покупателей: ООО "Трионикс", ООО "Мир упаковки", ООО "Электролайн Групп", ООО "Вектор".
Судом первой инстанции установлено, что спорные услуги по перевозке импортных грузов, предусмотренные договорами с перевозчиками, осуществлены Обществом на территории Российской Федерации.
1. В соответствии с договором N ACI-13/0566B от 17.05.2013 ООО "ФИТ" (Исполнитель) обязуется выполнить и/или организовать выполнение комплекса услуг по перевозке грузов заявителя (Клиента) в контейнерах, а Клиент обязуется оплатить услуги Исполнителя.
Как следует из актов выполненных работ и счетов-фактур, выполненные ООО "ФИТ" по вышеназванному договору услуги по перевозке грузов по территории РФ были оказаны в отношении грузов, выпущенных в свободное обращение. Перевозка грузов осуществлялась исключительно по территории Российской Федерации, при этом и пункт отправления, и пункт назначения находились на территории РФ.
Товар, в отношении которого оказывались услуги по договору между ООО "ФИТ" и ООО "ГЕО Альянс" ввозился на территорию РФ морским судном, при этом ООО "ФИТ" не являлся морским перевозчиком либо иным лицом, участвовавшим в морской перевозке груза.
2. Согласно договору N 14Н-04 от 21.01.2014 г., ООО "Навигатор" (Исполнитель) предоставляет ООО "ГЕО Альянс" (Заказчик) автотранспорт для осуществления перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах.
Согласно транспортных документов, доставка грузов осуществлялась от контейнерного терминала ОАО "ВМТП" до мест назначения, расположенных в Приморском и Хабаровском краях. Таким образом, грузы перевозились автомобильным транспортом между двумя пунктами, находящимися на территории РФ.
3. Согласно договора N 01/12 от 02.12.2013, ООО "ТрансСтройФинанс" (Перевозчик) оказывало ООО "ГЕО Альянс" (Заказчик) услуги по автоперевозке контейнеров от ж/д ст. Силикатная Московской ЖД (г. Подольск) по г. Москве и иным городам центральной части РФ.
Так, согласно транспортной накладной от 13.03.2014 на контейнер N SHCU9003422 перевозка осуществлялась от ж/д ст. Силикатная Московской ЖД (г. Подольск) до г. Иваново. Таким образом, грузы перевозились автомобильным транспортом между двумя пунктами, находящимися на территории РФ.
4. Согласно договорам транспортной экспедиции N 4 от 01.06.2013 г. с ООО "Транс Ориентал Партнер", N 01/10/13 ТЭО/д от 01.10.2013 г. с ООО "ЛЦДВ" - заявителю были оказаны услуги по перевозке грузов по территории РФ, что также подтверждается автотранспортными накладными и железнодорожными накладными (товаротранспортная накладная от 27.01.2014 на перевозку контейнера CAXU9088418 от контейнерного терминала ОАО "ВМТП" г. Владивосток до г. Хабаровска, ЖД квитанция на перевозку контейнера RZDU0059815 от ст. Первая речка ДВЖД до ст. Беркакит ДВЖД (г. Якутск).
Таким образом, оказанные ООО "ФИТ", ООО "Навигатор", ООО "ТрансСтройФинанс", ООО "Транс Ориентал Партнер", ООО "ЛЦДВ" услуги по перевозке грузов по территории РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ облагаются НДС по ставке 18 процентов.
5. Согласно договору транспортной экспедиции N 1019/11-13 от 20.11.2013, ООО ТЛК "Уралтрансхолдинг" оказывало ООО "ГЕО Альянс" услуги по хранению и приемке контейнеров на железнодорожных станциях на территории РФ. Также были оказаны услуги по автоперевозке контейнеров от железнодорожной станции Блочная (г. Пермь) и по г. Пермь, что подтверждается автотранспортными накладными. Указанные железнодорожные станции не являются пограничными, следовательно, ООО ТЛК "Уралтрансхолдинг" не предоставляло транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки и не применяло налоговую ставку 0 процентов.
6. Согласно договора N б/н от 01.06.2013 на оказание информационных услуг, ООО "Пасифик Оушен" (Исполнитель) обязуется оказать ООО "ГЕО Альянс" (Заказчик) информационные услуги, связанные с грузовыми перевозками железнодорожным транспортом. Договор транспортной экспедиции при этом сторонами не заключался.
7. Обществом осуществлена разовая сделка с ООО "Манхеттен" вне рамок какого-либо конкретного договора. Так, согласно акта об оказании услуг N 24 от 15.01.2014 года и счету - фактуре N 24 от 15.01.2014 года, ООО "Манхеттен" оказало ООО "ГЕО Альянс" услуги по перегрузке контейнеров и хранению груза в контейнерах. Договор транспортной экспедиции при этом сторонами не заключался.
8. ООО "Гео Альянс" с ООО "Сервис-Трейд" заключен договор транспортной экспедиции N ТЭО-09/01-2014-1 от 09.01.2014, согласно которого ООО "Сервис - Трейд" (Экспедитор) обязан организовать перегрузку контейнеров ООО "ГЕО Альянс" (Клиента).
Согласно первичным документам перегрузка контейнеров осуществлялась на территории РФ (ст. Владивосток ДВЖД), следовательно, местом оказания услуг является территории РФ. В связи с этим данные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ.
9. ООО "ГЕО Альянс" отразило налоговый вычет по поставщику ООО "Адмирал Марин" на общую сумму 543,03 руб. по следующим счетам - фактурам: N 18 от 21.01.2014 на сумму 13 060 руб. (в том числе НДС - 466,78 руб.); N 67 от 04.03.2014 на сумму 13 490 руб. (в том числе НДС - 76,27 руб.). При этом ООО "Адмирал Марин" оказало ООО "ГЕО Альянс" в качестве налогооблагаемых НДС услуги по получению пропусков, а также услуги по оперативному вывозу контейнера. Данные услуги произведены на территории РФ, следовательно, не являются услугами по международной перевозке.
10. Между ООО "ГЕО Альянс" и ОАО "ВМТП" был заключен договор от 01.05.2013 N IVT0056D13, в соответствии с условиями которого Исполнитель (ОАО "ВМТП") предоставляет сотрудникам Заказчика (ООО "ГЕО Альянс") доступ к информационным ресурсам Исполнителя посредством глобальной сети Интернет с целью пользования информационными системами Исполнителя за плату.
Между ООО "ГЕО Альянс" и ОАО "ВМТП" был заключен договор возмездного оказания услуг от 23.12.2013 N RWS0127D14, согласно которого Исполнитель (ОАО "ВМТП") принимает на себя обязательства от своего имени и за счет Заказчика (ООО "ГЕО Альянс") на основании заявки последнего осуществлять организацию отправки груза/контейнера Заказчика, прибывшего на причалы порта со ст. Владивосток ДВЖД на железнодорожную станцию назначения, в адрес грузополучателя указанных Заказчиком, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги.
В целях исполнения своих обязательств ОАО "ВМТП" в рамках указанного договора организует оказание дополнительных услуг, связанных с перевозкой грузов таких как привлечение железнодорожного подвижного состава, подачу/уборку привлеченного железнодорожного подвижного состава, организует охрану ПВД и т.д.
В соответствии с условиями указанного договора ОАО "ВМТП" осуществляет только отправку груза/контейнера Заказчика, а не услуги по организации и сопровождению перевозки.
Учитывая изложенное, поскольку ОАО "ВМТП" оказаны услуги по договорам иным, чем договор транспортной экспедиции, а также принимая во внимание, что в рамках указанных договоров оказываются услуги, не поименованные в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, и не относящиеся к перевозке международных грузов, по указанным услугам правомерно применена ставка НДС в размере 18 процентов.
Между ООО "ГЕО Альянс" и ОАО "ВМТП" был заключен договор подряда от 03.04.2013 N TEI0133D13, предметом которого является оказание услуг по перевалке (погрузка, выгрузка, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение внешнеторговых грузов, приведение их в транспортабельное состояние и крепление), хранению и выполнению иных услуг, связанных с перевалкой внешнеторговых контейнеров/грузов, поступающих и отправляемых через причалы терминалов порта, а также контейнеров/грузов поступающих, отправляемых на других видах транспорта, в соответствии с условиями настоящего договора. По настоящему договору под внешнеторговыми грузами понимаются товары, перемещаемые через границу Российской Федерации.
Предмет вышеуказанного договора подряда соответствует положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации", в соответствии с которым предусмотрена форма договора перевалки, и не является договором транспортной экспедиции.
ОАО "ВМТП" по договору подряда оказывало услуги по перевалке контейнеров/грузов при отправлении указанных контейнеров/грузов по железной дороге, т.е. в отношении уже перемещенных через границу РФ грузов. Учитывая вышеизложенное, поскольку ОАО "ВМТП" по договору с ООО "ГЕО Альянс" оказывало услуги по перевалке уже перемещенных через границу Российской Федерации, а также выпущенных таможенными органами в свободное обращение грузов, по указанным услугам правомерно была применена ставка НДС 18 процентов.
В тоже время, фактически ОАО "ВМТП" по договору подряда с ООО "ГЕО Альянс" были оказаны услуги по подаче и уборке вагонов, предоставлению пломбы, знаков отличия безопасности/опасности грузов при ж/д отправке, а также документальному оформлению документов при отправке вагонов с грузами, т.е. услуги, не предусмотренные положениями подпункта 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которого налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Учитывая, что ОАО "ВМТП" по договору подряда оказало услуги по перевалке уже перемещенного и выпущенного таможенными органами груза, а также, что по указанным услугам в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено применение ставки НДС 0 процентов, по указанным услугам правомерно была применена ставка НДС в размере 18 процентов.
В отношении возмещаемых расходов по ОАО "РЖД", ФГУП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" по договору возмездного оказания услуг, заключенному между ОАО "ВМТП" и ООО "ГЕО Альянс", суд первой инстанции правомерно отметил, что услуги по охране и сопровождению грузов не поименованы в качестве транспортно - экспедиционных услуг в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и, следовательно, облагаются НДС по ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что возможность применения ставки НДС 0 процентов к услугам российских перевозчиков на железнодорожном транспорте по перевозке ввозимых (импортируемых) грузов не предусмотрена, в связи с чем ООО "ГЕО Альянс" правомерно предъявлен к вычету НДС по ставке 18 процентов по счетам-фактурам, выставленным ОАО "РЖД", ФГУП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" в рамках договора, заключенного между ОАО "ВМТП" и ООО "ГЕО Альянс" за услуги перевозки на железнодорожном транспорте ввозимых (импортируемых) грузов, а также за охрану импортируемого груза.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные в материалы дела договоры транспортной экспедиции, заключенные с поставщиками заявителя, не подтверждают оказание экспедиторских услуг при организации международной перевозки.
Исследовав условия договоров, характер и содержание оказанных обществу контрагентами услуг, судебная коллегия считает, что оснований полагать, что спорные услуги относятся к транспортно-экспедиционным услугам, связанным с организацией международной перевозки, не имеется.
Отклоняя доводы инспекции со ссылкой на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 30.05.2014 N 33, суд первой инстанции обоснованно указал, что налоговый орган, переквалифицировав договора спорных контрагентов, в договора международной транспортной экспедиции, не учитывал, что спорные контрагенты ООО "ГЕО Альянс", по которым обществу отказано в налоговых вычетах по НДС, не участвовали в международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки и соответственно, не могли применять налоговую ставку 0 процентов.
Судебная коллегия, в свою очередь, также считает необходимым отметить следующее.
Право налогоплательщика, претендующего на применение налоговой ставки по НДС 0 процентов, корреспондирует его обязанности представить в налоговый орган в установленный срок надлежащим образом оформленный пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ.
Тем самым, поскольку право на применение налоговых вычетов по НДС и применение налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации услуг по международной перевозке товаров носит заявительный характер, то именно налогоплательщик как субъект, непосредственно претендующий на реализацию этого права, должен представить доказательства, свидетельствующие о его правомерности и обоснованности.
При этом налоговое законодательство ставит реализацию данного права в зависимость от наличия у налогоплательщика строго установленных законом и надлежащим образом оформленных документов, подлежащих представлению в налоговый орган одновременно с предоставлением соответствующей налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Исходя из правовой позиции, сформированной Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Пленума от 18.12.2007 N 65 (пункты 2, 3), положения главы 21 НК РФ, в том числе статей 165 и 176, устанавливают особый порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых названным налогом по ставке 0 процентов.
Так, согласно пункта 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
При ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Поскольку применение контрагентами налоговой ставки 0 процентов в данном случае обусловлено в дальнейшем необходимостью представления в налоговый орган пакета документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов, суд первой инстанции обоснованно исследовал условия договоров, заключенных обществом с поставщиками.
В ходе судебного разбирательства заявитель представил в материалы дела письма своих контрагентов: ООО "ФИТ" от 17.02.2015 N ФИТВ-00-2/166; ОАО "ВМТП" от 20.02.2015 N Б-580; ОАО "РЖД" от 21.11.2014 N ИСХ-19388/ЦБС из которых следует, что в силу положений подпункта 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ такой пакет документов, подтверждающий применение налоговой ставки 0 процентов не может быть предоставлен налоговому органу.
Для контрагентов ООО "ГЕО Альянс" реализация таких услуг по перевозке связана непосредственно с осуществлением их основной производственной деятельности, и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. При этом инспекция не представила каких-либо доказательств того, что они в налоговом учете применяли в спорный налоговый период специальный налоговый режим, либо не являлись плательщиками НДС, либо были освобожден от уплаты НДС.
Таким образом, контрагенты ООО "ГЕО Альянс" в силу статей 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ являлись плательщиками НДС по спорной реализации услуг и обязаны были выставить заявителю счета-фактуры с выделенным НДС, что и было сделано контрагентами.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 30.05.2014 N 33 отметил, что оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению ставки налога 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.
Таким образом, в указанном Постановлении говорится о возможности применения третьими лицами ставки 0 процентов, то есть следует вывод, что основополагающим моментом является на каких условиях заключаются договора с привлекаемыми лицами. Так, если с третьим лицом, участвующим в процессе перевозке, заключен договор, из которого следует, что он участник международной перевозки с передачей соответствующих документов, подтверждающих этот факт, то такое лицо может применять ставку 0 процентов. Однако, как обоснованно установлено судом первой инстанции, имеющиеся в материалах дела договоры свидетельствуют об обратном.
При этом, делая такой вывод, судебная коллегия исходит не из возможности выбора (произвольного применения) налоговой ставки, а из предусмотренной налоговым законодательством обязанности подтвердить налоговую ставку 0 процентов соответствующим пакетом документов.
Вывод суда апелляционной инстанции подтверждается, в том числе и письмом Минфина России от 26.08.2014 N 03-07-08/42596, в котором Минфин России рекомендует по вопросу применения ставки 0 процентов НДС в отношении услуг по международной перевозке, а также транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок в случае оказания этих услуг несколькими лицами руководствоваться положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а Постановление Пленума ВАС РФ N 33 от 30.05.2014 в отношении указанных услуг использовать в той части, в которой оно может быть применимо к возникшей конкретной ситуации с учетом ее особенностей.
Однако, судебная коллегия считает необоснованной ссылку инспекции на письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-07-08/52436, в котором Минфин России согласился с Пленумом ВАС РФ по вопросу обложения НДС услуг транспортной экспедиции (пункт 18 Постановления N 33 от 30.05.2014), поскольку, во-первых, позиция налоговых органов изменилась только после появления разъяснений Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а во-вторых, инспекция, основываясь на указанном письме Минфина, датированном октябрем 2014, не учитывает, что спорные правоотношения между заявителем и контрагентами возникли в период с января по март 2014, в связи с чем налогоплательщик не мог применить на практике к спорным правоотношениям в 1 квартале 2014 указанные разъяснения ведомства. И более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что до появления упомянутых разъяснений Пленума ВАС РФ финансовое ведомство занимало по спорному вопросу прямо противоположную позицию.
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что положения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ не претерпевали изменений, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о том, что поскольку заявителем выполнены условия, установленные статьями 169, 171, 172 НК РФ, необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение налогового вычета, представлен, то общество правомерно воспользовалось правом на налоговый вычет по НДС в сумме 4 266 432 руб., является верным.
Ссылки налогового органа на судебную практику судебной коллегией не принимаются, поскольку выводы, в них содержащиеся, сделаны применительно к иным фактическим обстоятельствам, в частности в деле N А11-5755/2014 спор касался правомерности применения обществом вычетов по НДС в размере 18 процентов по услугам, связанным с организацией перевозки и сопровождением товаров, находящихся по таможенным режимом импорта.
Доводы налогового органа подлежат отклонению в силу изложенного выше. Они не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а направлены на переоценку обстоятельств и доказательств, исследованных и правильно оцененных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.05.2015 по делу N А51-1939/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1939/2015
Истец: ООО "ГЕО Альянс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4327/16
14.06.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3688/16
15.04.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1939/15
10.12.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4708/15
05.08.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6283/15
27.05.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-1939/15