г. Санкт-Петербург |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А56-11186/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Кашиной Т.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трушляковой Е.А.
при участии:
от заявителя: Дудырева А.В., доверенность от 19.11.2014 г.
от заинтересованного лица: Бабицкий А.Е., доверенность от 31.12.2014 г.
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12321/2015) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2015 г. по делу N А56-11186/2015(судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-е лицо: ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н. В. Смирнова Федерального дорожного агентства"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию,
установил:
Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (место нахождения: Ленинградская область, г.п.им.Морозова, Спорта, 5, ОГРН: 1054700122905, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; Россия 197198, Санкт-Петербург, ул. Блохина, д. 8, лит. А; ОГРН: 1037843045734, далее - Управление Росреестра), Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение) о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 13.11.2014 N 12/126/2014-165 в государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу от ул. Скворцова до ул. Первомайская, протяженностью 345 кв.м., инвентарный номер N 5-440, расположенную по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Впоследствии на основании статей 47, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству Администрации Учреждение привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением от 21.04.2015 г. суд признал незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 13.11.2014 N 12/126/2014-165 и обязал Управление осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на автомобильную дорогу от ул. Скворцова до ул. Первомайская, протяженностью 345 м., инвентарный номер N 5-440, расположенную по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова.
Управление обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение. Как считает податель апелляционной жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание, что заявителем не представлены документы, подтверждающие отсутствие правопритязаний на автомобильную дорогу со стороны иных публично-правовых образований, в том числе Федерального дорожного агентства. Кроме того, как указывает Управление, в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о вышеуказанной автомобильной дороге, в соответствии с п. 1.2 статьи Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отсутствовали основания для регистрации права собственности на данный объект.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.09.2014 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее -муниципальное образование) на автомобильную дорогу от ул. Скворцова до ул. Первомайская, протяженностью 345 кв.м., расположенную по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова (далее -Автомобильная дорога).
Сообщением от 13.11.2014 N 12/126/2014-165 Управление Росреестра отказало в осуществлении государственной регистрации права собственности муниципального образования на вышеуказанную автомобильную дорогу. Отказ мотивирован ссылками на абзац 10 пункта 1, пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), на отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) об указанном объекте, документов, подверждающих, что данная дорога не относится к дорогам федерального значения.
Обращаясь с настоящим заявлением в арбитражный суд Администрация указывает на то, что данный отказ Управления не соответствует закону.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
В регистрации права собственности муниципального образования отказано на основании абзаца 10 пункта 1 ст. 20, пункта 1.2 Закона о регистрации.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На государственную регистрацию права собственности муниципального образования на спорную автомобильную дорогу были представлены следующие документы:
кадастровый паспорт сооружения, выданный ГУП "Леноблинвентаризация" 16.08.2012 г.;
письмо Всеволожского БТИ от 05.09.2014 N 310, согласно которому регистрацию права собственности на испрашиваемую автомобильную дорогу Всеволожское БТИ не проводило;
письмо Территориального управления Росимущества в Ленинградской области от 15.09.2014 N 03-8048, согласно которому испрашиваемая дорога не представлена к учету в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется Территориальным управлением;
письмо Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 08.09.2014 N 5918/1.0-15, согласно которому испрашиваемая дорога в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области не числится и на балансе не состоит;
письмо Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области N 05-2489/14-0-1 от 15.09.2014 г., согласно которому испрашиваемая автомобильная дорога не является дорогой общего пользования регионального значения и на балансе комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области не состоит;
письмо Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 01.10.2104 N 11-6040/14-1-1, согласно которому испрашиваемая автомобильная дорога не является дорогой общего пользования регионального значения Ленинградской области и не является объектом учета реестра государственного имущества Ленинградской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения; Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 утвержден перечень федеральных дорог в РСФСР, который в соответствии п. 5 Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 также устанавливает перечень автомобильных дорог федерального значения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, поскольку спорная автомобильная дорога в указанных перечнях отсутствует, с учетом представленных на государственную регистрацию права документов, у Управления Росреестра имелась возможность установить факт отсутствия правопритязания Российской Федерации на спорную дорогу.
Следовательно, отказ в регистрации права, обоснованный ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, является неправомерным.
Пунктом 1.2. статьи 20 Закона о регистрации установлено, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию права собственности на спорную автомобильную дорогу заявителем был представлен кадастровый паспорт сооружения, выданный ГУП "Леноблинвентаризация" 16.08.2012 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о регистрации государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Представленный заявителем на государственную регистрацию права на спорную автомобильную дорогу кадастровый паспорт сооружения, выданный ГУП "Леноблинвентаризация" 16.08.2012 г., является документом, подтверждающим, что объект недвижимого имущества - автомобильная дорога, право собственности на который просит зарегистрировать Администрация, признается учтенным в соответствии с Законом о кадастре.
Ввиду изложенного у Росреестра отсутствовали установленные пунктом 1.2. статьи 20 Закона о регистрации основания для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорную автомобильную дорогу, поскольку спорный объект считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Законом о кадастре, что подтверждается представленным на государственную регистрацию кадастровым паспортом.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно сослался на абзац 3 пункта 3 статьи 12 Закона о регистрации, согласно которому в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
В апелляционной жалобе Управление указывает на то, что в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 N 1, если объект недвижимого имущества, технический учет которого был произведен в переходный период применения Закона о кадастре, является учтенным в соответствии с указанным Законом, то в силу прямого указания закона сведения о данном объекте недвижимости с 01.01.2013 должны быть внесены в ГКН. Между тем, в данном случае спорный объект недвижимости (автомобильная дорога) является учтенной в соответствии с Законом о кадастре, а пункт 1.2. статьи 20 Закона о регистрации не содержит такого основания для отказа в государственной регистрации как отсутствие сведений об объекте недвижимого имущества в ГКН.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, отказ Управления не соответствует 10 пункта 1 ст. 20, пункта 1.2 Закона о регистрации, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 апреля 2015 года по делу N А56-11186/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11186/2015
Истец: Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н. В. Смирнова Федерального дорожного агентства"