06 августа 2015 г. |
Дело N А83-1192/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 06.08.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Полынкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Щербининым А.А.,
при участии: представителя АО "Крымэнергострой" Тимощука Сергея Владимировича, доверенность от 05.08.2015 N б/н; от административного органа представитель не явился, представил в дело письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.05.2015 по делу N А83-1192/2015 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению акционерного общества "Крымэнергострой" (тер. Стройбазы бывшей Крымской АЭС, 34, г. Щелкино, Ленинский район, Республика Крым, 298213) к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
акционерное общество "Крымэнергострой" (тер. Стройбазы бывшей Крымской АЭС, 34, г. Щелкино, Ленинский район, Республика Крым, 298213) (далее - АО "Крымэнергострой", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022) (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 30.03.2015 г. N 0158/3 о привлечении Акционерное общество "Крымэнергострой" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25 мая 2015 года требование Акционерного общества "Крымэнергострой" было удовлетворено; постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 30 марта 2015 года N 0158/3 о привлечении Акционерного общества "Крымэнергострой" к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 мая 2015 года. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что в постановлении о назначении административного наказания от 30.03.2015 N 0158/3 АО "Крымэнергострой" своими действиями нарушило требования, соблюдения установленных законом оснований и порядка предоставления недр в пользование, предусмотренные в статье 14 Закона Республики Крым "О недрах", ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Представитель Акционерного общества "Крымэнергострой" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.05.2015 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым направил в адрес суда ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие апеллянта по имеющимся в деле материалам, апелляционную жалобу поддерживает в полном объеме.
Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Законность и обоснованность решения от 25 мая 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района Республики Крым совместно с ОМВД России по Ленинскому району Республики Крым была проведена проверка в отношении Акционерного общества "Крымэнергострой" относительно соблюдения им требований федерального законодательства при использовании недр.
25 февраля 2015 года и.о. прокурора Ленинского района Республики Крым советником юстиции Борисовой Л.Г., по результатам проверки было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении публичного акционерного общества "Крымэнергострой".
30.03.2015 начальником управления регулирования недропользования - старшим государственным инспектором Республики Крым по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Хлебниковым А.А. было вынесено постановление N 0158/3 о признании акционерного общества "Крымэнергострой" виновным в совершении административного правонарушения в области недр, охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ, пользование недрами без лицензии на пользование недрами и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000,00 рублей.
Считая постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 30.03.2015 N 158/3 о назначении административного наказания незаконным, акционерное общество "Крымэнергострой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вменяемое правонарушение было выявлено 20.11.2014, соответственно обжалуемое постановление от 30.03.2015 N 0158/3 было вынесено Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым за пределами срока предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Частью 2 определения Конституционного суда Российской Федерации от 07.10.2014 N 2323О установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности - это время, в течение которого лицо может быть подвергнуто административному наказанию за совершенное им правонарушение. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающим возбуждение производства по делу об административном правонарушении или влекущим его прекращение.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, об организации и о проведении азартных игр, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса) по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно раздела 2 Особенной части КоАП РФ административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования закреплены законодателем в Главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"., тогда как вменяемое Акционерному обществу "Крымэнергострой" административное правонарушение предусмотрено частью 1 статьи 7.3 Главы 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", поскольку объектом данного нарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что вменяемое Обществу правонарушение Обществу было выявлено 20.11.2014; соответственно срок давности привлечения к административной ответственности равный двум месяцам истекает в соответствующее число последнего месяца 20.01.2015. Следовательно, обжалуемое постановление от 30.03.2015 N 0158/3 было вынесено Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым за пределами срока предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно признания незаконным и отмене постановление N 0158/3 от 30.03.2015 Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о привлечении Акционерного общества "Крымэнергострой" к административной ответственности по основанию истечения срока привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 мая 2015 года по делу N А83-1192/2015 оставить без изменений, а апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1192/2015
Истец: АО "Крымэнергострой"
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым