г. Пермь |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А60-8601/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "АКВАТЕХ" - не явился, извещен
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области - Кутергина О.Ю., доверенность от 15.07.2015; Спицына Л.Н., доверенность от 26.01.2015; Абдулгалимова Т.М., доверенность от 12.01.2015
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя открытого акционерного общества "АКВАТЕХ"
на решение Арбитражный суд Свердловской области от 28 мая 2015 года
по делу N А60-8601/2015
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению открытого акционерного общества "АКВАТЕХ" (ИНН 6639020763, ОГРН 1106639000489)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (ИНН 6683000011, ОГРН 1126603000017)
о признании недействительным ненормативного акта
установил:
Открытое акционерное общество "АКВАТЕХ" (далее - ОАО "АКВАТЕХ", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 3490 от 24.11.2014.
Решением Арбитражный суд Свердловской области от 28 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы общество указывает, что имущество общества поименовано в Перечне, коды ОКОФ которого совпадают с упомянутым в Перечне, в связи с чем, общество имеет право на применение ставки по налогу на имущество организаций 0,4%. Считает, что от вида деятельности, которым занимается общество, не зависит применение пониженной ставки, поскольку налоговое законодательство и Постановление Правительства РФ от 30.09.2004, не связывают возможность применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество по п. 3 ст. 380 НК РФ с основным видом деятельности юридического лица, не содержат специального требования к кодам ОКВЭД организации, претендующей на льготу.
В представленном письменном отзыве налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направило своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 29 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2013 год, представленной ОАО "АКВАТЕХ", в ходе которой установлено, что обществом неверно применена ставка налога.
По результатам проверки налоговым органом оформлен акт от 03.10.2014 N 3569 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.11.2014 N 3490.
На основании данного решения налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 503 494,40 руб., обществу начислены пени в размере 78 922,75 руб. и предложено уплатить налог на имущество в размере 1 258 736 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 30.01.2015 N 1907/141 решение инспекции от 24.11.2014 N 3490 отменено в части удовлетворенных требований заявителя (в части отягчающих обстоятельств). В связи с чем, сумма штрафа составила 251 747, 20 руб.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным.
Суд первой инстанции оснований для признания оспариваемого решения недействительным не установил, так как пришел к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствует право на применение льготы по налогу на имущество организаций за 2013 год.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав пояснения явившихся представителей, арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Положениями пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" дополнен пункт 3 статьи 380 НК РФ, согласно которому, налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году - 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году - 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504).
В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу "Примечание", в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов. Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 -подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид. Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143 разъяснено, что объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).
ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Определение понятия "магистральный трубопровод" в налоговом законодательстве отсутствует, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации для уяснения соответствующих терминов необходимо руководствоваться отраслевыми стандартами.
Из анализа положений СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, следует, что под магистральными трубопроводами подразумеваются трубопроводы и ответвления от них условным диаметром до 1400 мм (включительно) с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/кв. см) до 10 МПа (100 кгс/кв. см) для транспортирования: а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов); б) сжиженных углеводородных газов фракций СЗ и С4 и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 град. С не свыше 1,6 МПа (16 кгс/кв. см) из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления; в) товарной продукции в пределах компрессорных (КС) и нефтеперекачивающих станций (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимных компрессорных станций (ДКС), газораспределительных станций (ГРС) и узлов замера расхода газа (УЗРГ); г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа (ПРГ).
В состав магистральных трубопроводов, согласно СНиП, входят: - трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола; - установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; - противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; - емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов; - здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов; - головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, КС и ГРС; - СПХГ; - пункты подогрева нефти и нефтепродуктов; - указатели и предупредительные знаки.
Таким образом, магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.
Из дела следует, что налогоплательщиком применена налоговая ставка 0,4%, установленная п. 3 ст. 380 НК РФ и п. 4-1 ст. 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций".
Общество в подтверждение правомерности применения пониженной ставки представило перечень льготируемого имущества, инвентарные карточки учета, согласно которым основным средствам общества присвоены коды ОКОФ, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
Между тем основным видом деятельности общества является "Удаление и обработка сточных вод" код ОКВЭД 90.00.1.
В представленном обществе перечне имущества, относящегося к объектам, по которым применена пониженная ставка налога, отражены здания, сооружения и иное движимое имущество, составляющее комплекс водоотведения, водоснабжения и очистных сооружений города Заречный.
В частности, по основным средствам по сооружениям, относящимся к комплексу водоотведения в г. Заречный налогоплательщик применял код ОКОФ 12 4527372 по объектам: сеть трубопровода, сеть канализации, коллекторы; код ОКОФ 11 4527373 - здания хлораторной, канализационной насосной станции, очистных сооружений, решеток, биофильтров; код ОКОФ 12 4526372 - дорога очистных сооружений, автодорога к скважине и др.; код ОКОФ 12 001120 - сооружения иловые площадки.
По основным средствам по сооружениям, относящимся к комплексу водоснабжения г. Заречный налогоплательщиком присвоены следующие коды ОКОФ: код ОКОФ 12 0001130 - для сооружений резервуара для воды; код ОКОФ 12 4527351 - для сооружения фильтров, сети водоводов и водопроводов; код ОКОФ 11 4526519 - для здания насосной станции над скважиной; код ОКОФ 12 4525351 - для скважины; код ОКОФ 12 4527040 - для ограждения скважины, вокруг насосной станции; код ОКОФ 11 0001150 - для здания хлораторной, бактерицидной установки, фтораторной и др.; код ОКОФ 12 0001110 - сооружения - сеть водопровода на территории котельного жилпоселка.
По основным средствам по сооружениям, относящимся к комплексу очистных сооружений третьей очереди г. Заречный налогоплательщиком присвоены следующий коды: код ОКОФ 11 0001150 по производственным, административно-бытовым зданиям; код ОКОФ 12 2811250 по сооружениям транспортной галереи; код ОКОФ 12 4527372 для сети воздухопровода; код ОКОФ 12 4527341 - для электрических сетей.
В отношении движимого имущества - насосов и оборудования хлораторной присвоен код ОКОФ 14 291200.
Судом указано, что формально присвоенные налогоплательщиком коды ОКОФ указаны в Перечне N 504, однако для правомерности определения льготы необходимо определить, относится ли спорное имущество налогоплательщика к магистральным газо- и нефтепроводом или является его составной неотъемлемой технологической частью.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенного понятия "магистральный трубопровод", функционального назначения спорных объектов налогоплательщика, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, имущество, входящие в комплекс водоотведения, водоснабжения и очистных сооружений города Заречный, не является ни магистральным газо- и нефтепроводом и ни его неотъемлемой технологической частью, без которых функционирование подобных сооружений невозможно. Каждый спорный объект общества является частью общей системы водоотведения, водоснабжения и очистных сооружений города Заречный.
То обстоятельство, что имущество налогоплательщика по наименованию совпадает с наименованием, указанным в Перечне N 504, само по себе не свидетельствует о возможности отнесения такового в состав магистрального трубопровода.
Иное толкование п. 3 ст. 380 НК РФ позволит применять пониженную ставку по налогу на имущество не только организациям, владеющим магистральными трубопроводами, но и всем иным организациям, владеющим имуществом, коды ОКОФ которых формально совпадают с кодами, перечисленными в Перечне N 504.
Доводы налогоплательщика, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В связи с тем, что налогоплательщиком допущено неправильное исчисление налога на имущество, приведшее к возникновению недоимки, у инспекции имелись основания для доначисления налога, пени и привлечения к налоговой ответственности.
Довод заявителя жалобы о том, что у него имеется переплата, не принимается апелляционным судом, так как подтверждающих доказательств в деле не имеется, обществом не представлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат отнесению на заявителя жалобы, излишние 1500 руб. подлежат возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Свердловской области от 28 мая 2015 года по делу N А60-8601/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "АКВАТЕХ" (ИНН 6639020763, ОГРН 1106639000489) из федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению N 356 от 01.07.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8601/2015
Истец: ОАО "АКВАТЕХ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области