Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 декабря 2015 г. N Ф10-4260/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
7 августа 2015 г. |
Дело N А14-10657/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ОКС "Левобережник": Кожевникова Е.И., представителя по доверенности от 15.01.2015;
от Администрации городского округа город Воронеж: Солтанова М.Ш., представителя по доверенности от 30.12.2014 N 1907;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015 по делу N А14-10657/2014 (судья Домарева В.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОКС "Левобережник" (ОГРН 1033600026492, ИНН 3663001195), г. Воронеж к Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733, ИНН 3650002882), г. Воронеж о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом N2562537 от 01.08.2014, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОКС "Левобережник" (далее - ООО "ОКС "Левобережник", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме заместителя главы администрации по градостроительству от 01.08.2014 N 2562537, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на строительство группы жилых домов по адресу: Здоровья пер., 90е, г.Воронеж, в соответствии с представленной ООО "ОКС "Левобережник" проектной документацией.
Решением суда от 29.04.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа город Воронеж обратилась Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что давая заключение, эксперт должен был руководствоваться Приказом Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 29.12.2014 N 61-02-03/374.
Как видно из материалов дела, ООО "ОКС "Левобережник" на праве аренды по договору от 21.02.1011 N 1564-11/гз, заключенному с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области сроком до 13.01.2053, принадлежит земельный участок площадью 42702 кв.м., расположенный по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья, 90е, кадастровый номер 36:34:0206019:56 (л.д.57-61 т.1).
Согласно дополнительному соглашению к указанному договору от 27.11.2012 земельный участок предоставлен для строительства многоквартирных жилых домов.
Договор и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Воронежской области 25.12.2012.
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 04.12.2012 N 1023 "О подготовке проекта планировки территории, ограниченной ул.Ипподромная и пер.Здоровья в городском округе город Воронеж" (пункт 2) на ООО "ОКС "Левобережник" была возложена подготовка проекта планировки территории, ограниченной ул.Ипподромная и пер.Здоровья (л.д.15 т.1).
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.02.2014 N 58 "О подготовке проекта планировки территории квартала по пер.Здоровья в городском округе город Воронеж" (пункт 5) Постановление администрации городского округа город Воронеж от 04.12.2012 N 1023 "О подготовке проекта планировки территории, ограниченной ул.Ипподромная и пер.Здоровья в городском округе город Воронеж" признано утратившим силу (л.д.19 т.1). Согласно приложению к Постановлению администрации городского округа город Воронеж от 03.02.2014 N 58 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0206019:56 не включен список земельных участков, в отношении которых в соответствии с указанным постановлением требуется подготовка проекта планировки территории.
Обязанность ООО "ОКС "Левобережник" по подготовке проекта планировки территории, установленная в постановлении N 1023, прекращена в результате издания постановления N 58 от 03.02.2014.
После принятия постановления от 03.02.2014 N 58 приказом заместителя главы администрации по градостроительству от 22.04.2014 N 362 в целях получения заявителем разрешения на строительство был утвержден градостроительный план земельного участка N RU 36302000-0000000000003915, расположенного по адресу: г. Воронеж, пер.Здоровья,90е, площадью 4,2702 га, кадастровый номер 36:34:0206019:56 (л.д.45-56 т.1).
ООО "ОКС "Левобережник" 08.07.2013, 19.05.2014 получены от ООО УК "Жилпроект", ОАО Воронежский проектный институт "Воронежпроект", обладающих правом на проведение негосударственной экспертизы, положительные заключения негосударственной экспертизы N 1-1-1-0099-13, N 2-1-1-0002-14 (соответственно) объекта капитального строительства: группа жилых домов по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья,90е, на предмет оценки соответствия требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование (л.д.72-126 т.1).
Письмом Администрации городского округа город Воронеж от 11.07.2014 N 2441184 ООО "ОКС "Левобережник" было отказано в выдаче разрешения на строительство группы жилых домов по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья,90е по причине того, что:
1. В разделе 2 "Схема планировочной организации земельного участка" территория благоустройства выходит за границу предоставленного земельного участка;
2. Комплексная спортивная площадка размещена за границей места допустимого размещения зданий, строений, сооружений на территории пожарного проезда;
3. В представленном проекте не отражены необходимые элементы планировочной структуры, не соблюдены требования по общему числу машиномест;
4. Не представлены свидетельства об аккредитации на право проведения ООО УК "Жилпроект", ОАО ВПИ "Воронежпроект" негосударственной экспертизы;
5. Предельное количество этажей и предельную высоту зданий в соответствии с градостроительным планом необходимо определить проектом планировки территории, который не представлен.
ООО "ОКС "Левобережник" повторно 24.07.2014 обратилось с заявлением N 34 с приложением соответствующих документов с учетом отмеченных ранее недостатков о выдаче разрешения на строительство группы жилых домов по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья,90е (л.д.12-14 т.1).
В ответе Администрации городского округа город Воронеж от 01.08.2014 N 2562537 от 01.08.2014 отказала со ссылкой на ч.4 ст.46 ГрК РФ, п.2.2 Постановления администрации городского округа город Воронеж от 04.12.2012 N 1023 в выдаче разрешения на строительство ввиду непредставления ООО "ОКС "Левобережник" для утверждения в установленном порядке проекта планировки территории, ограниченной ул.Ипподромная и пер.Здоровья (л.д.9-11 т.1).
Считая отказ Администрации городского округа город Воронеж от 01.08.2014 N 2562537 от 01.08.2014 в выдаче разрешения на строительство незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "ОКС "Левобережник" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемый отказ в выдаче разрешения на строительство в нарушение п.3 ч.11 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации конкретных оснований, предусмотренных ч.13 ст.51 ГрК РФ, не содержит.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое передается заказчиком лицу, осуществляющему строительство (пункт 2 статьи 51, пункт 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство/реконструкцию представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные элементы и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Частью 7 ст. 51 Кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Указанной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В силу ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7, 9 данной статьи документов. В случае отсутствия этих документов уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство.
Из положений ч. 13 названной нормы следует, что уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство в исчерпывающем перечне случаев, о именно, при:
- отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи,
- несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- несоответствии представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как видно из материалов дела, в качестве основания для отказа было указано, что непредставление ООО "ОКС "Левобережник" для утверждения в установленном порядке проекта планировки территории, ограниченной ул.Ипподромная и пер.Здоровья (л.д.9-11 т.1).
В соответствии с ч.4 ст.46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
В силу части 12 статьи 45 ГрК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 названной статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Таким образом, из положений Градостроительного кодекса РФ следует, что проект планировки территории разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в установленном порядке, в том числе органом местного самоуправления организуются и проводятся публичные слушания.
Следовательно, действия по назначению публичных слушаний и утверждения проекта планировки территории возложены на уполномоченный орган.
На дату выдачи отказа Постановление администрации городского округа город Воронеж от 04.12.2012 N 1023 "О подготовке проекта планировки территории, ограниченной ул.Ипподромная и пер.Здоровья в городском округе город Воронеж", которым обязанности по подготовке проекта планировки территории были возложены на ООО "ОКС "Левобережник", было признано утратившим силу.
В своем отказе Администрация фактически указала основания, которые не могут быть исполнены непосредственно Обществом.
Следовательно, ссылка Администрации в отказе от 01.08.2014 на указанные в нем законодательные акты неправомерна.
Помимо этого, буквальное толкование требований ч.7 ст.51 ГрК РФ свидетельствует о том, что проект планировки и протокол публичных слушаний не указаны в качестве документов, необходимых для предоставления с целью выдачи разрешения на строительство.
Анализ имеющихся в деле документов позволяет судить о том, что проектная документация полностью соответствует градостроительному плану земельного участка по всем требуемым градостроительным параметрам.
При рассмотрении дела судом области было установлено, что приказом Администрации от 22.04.2014 N 362 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 36:34:0206019:56, в соответствии с которым указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для строительства многоквартирных многоэтажных жилых домов".
В соответствии с положительными заключениями негосударственной экспертизы ООО УК "Жилпроект", ОАО Воронежский проектный институт "Воронежпроект" от 08.07.2013 N 1-1-1-0099-13, от 19.05.2014 N 2-1-1-0002-14 (соответственно) проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Группа жилых домов", расположенном по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья,90е, соответствует требованиям действующих технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы: 1. Соответствует ли проектно-сметная документация на строительство многоэтажного жилого дома по пер.Здоровья, 90е в г.Воронеже требованиям градостроительного плана земельного участка RU 36302000-0000000000003915?; 2. Соответствует ли проектно-сметная документация на строительство многоэтажного жилого дома по пер.Здоровья, 90е в г.Воронеже (в том числе, по предельно-допустимой этажности, высоте зданий, максимальному проценту застройки) действующим градостроительным и техническим регламентам, местным нормативам в области градостроительства?; 3. Содержит ли проектно-сметная документация на строительство многоэтажного жилого дома по пер.Здоровья, 90е в г.Воронеже отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, установленных действующими нормативами градостроительного проектирования?; 4. Соответствует ли проектно-сметная документация на строительство многоэтажного жилого дома по пер.Здоровья, 90е в г.Воронеже параметрам разрешенного строительства зоны Ж10 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II?.
В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы 01.04.2015 (л.д.1-32 т.3) проектно-сметная документация на строительство многоэтажного жилого дома по пер.Здоровья,90е в г.Воронеже соответствует градостроительному плану земельного участка RU 36302000-0000000000003915; отсутствуют отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, установленных действующими нормативами градостроительного проектирования; обеспечиваются нормы инсоляции и расстояния до существующей застройки, обеспечено соблюдение норм и правил относительно красных линий квартала, соответствует действующим градостроительным и техническим регламентам, требованиям воздушного законодательства Российской Федерации по предельно-допустимой этажности, высоте зданий, максимальному проценту застройки; соответствует параметрам разрешенного строительства зоны Ж10 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 383-II.
В ходе осмотра территории экспертом, в зоне которой располагается земельный участок под строительство Обществом 17 этажного жилого дома, было принято во внимание и зафиксировано в процессе фотосъемки осуществление строительства иной строительной компанией на прилегающей территории также 17 этажного жилого дома и наличие уже выстроенного жилого дома 12-17 этажей, на что указано в заключении.
Указанное обстоятельство Администрацией не оспорено.
Доводы жалобы относительно заключения эксперта являются несостоятельными. Кроме того, повторной экспертизы заявлено не было.
Следовательно, строительство ООО "ОКС "Левобережник" 17 этажного дома на арендуемом земельном участке не нарушает предельно допустимых значений по этажности и высотности здания.
Строительство дома было также согласовано также с ОАО "ВАСО", аэродромом "Балтимор", ОАО а/к "Воронежавиа" в целях соблюдения требований воздушного законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что при наличии соответствующей требованиям строительных норм проектно-технической документации на строительство, бездействие уполномоченного органа по подготовке и утверждению проекта планировки территории служит препятствием для осуществления Обществом предпринимательской деятельности.
С учетом установленных в деле обстоятельств, у суда апелляционной инстанции имеются все основания считать, что Обществом были соблюдены все требования, установленные частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Новых доводов и доказательств, которые не были рассмотрены при слушании дела в суде первой инстанции администрацией не заявлено.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд области пришел к верному выводу о незаконности действий администрации городского округа город Воронеж по отказу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - группы жилых домов по адресу: г.Воронеж, пер.Здоровья, 90е, на земельном участке по адресу: г. Воронеж, пер. Здоровья, 90е, кадастровый номер 36:34:0206019:56, выраженные в письме N 2562537 от 01.08.2014.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Администрацией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2015 по делу N А14-10657/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10657/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 декабря 2015 г. N Ф10-4260/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОКС "Левобережник"
Ответчик: Администрация городского округа город Воронеж