г. Красноярск |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А33-22069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" августа 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой А.И.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс"): Петриченко А.Н., представителя на основании доверенности от 01.09.2014;
от ответчика (Администрации Нижнеингашского района): Латушкина А.Н., представителя на основании доверенности от 02.12.2014 N 18,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" апреля 2015 года по делу N А33-22069/2014, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" (далее - заявитель, общество, ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс") (ИНН 2428005335, ОГРН 1132450000275) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Нижнеингашского района (далее - ответчик, Администрация) (ИНН 2428000136, ОГРН 1022400760370) о признании незаконным постановления от 03.09.2014 N 1159 с изменениями, внесенными постановлениями от 31.10.2014 N 1432, от 18.12.2014 N 1636.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" апреля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- волеизъявление общество, которое ответчику было известно, было однозначно направлено на получение испрашиваемого земельного участка;
- допущенная техническая ошибка при заполнении бланка, принадлежащего иному обществу со схожим названием, не может служить основанием для вынесения оспариваемого постановления при наличии у ответчика достоверной информации о намерениях общества;
- в соответствии с утвержденным регламентом рассмотрения заявлений о предварительном согласовании места размещения объекта на земельных участках, находящихся на территории Нижнеингашского района, ни печать организации, ни бланк не являются обязательными реквизитами при подаче заявления; заявление общества было подписано уполномоченным лицом - руководителем Барабан С.Н.;
- в соответствии с установленным порядком при наличии у ответчика сомнений в достоверности заявления ему следовало приостановить предоставления муниципальной услуги и дополнительно выяснить соответствующие обстоятельства, а не отменять ранее принятое постановление;
- при обращении с заявлением общество, в том числе представило выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, что позволяло достоверно идентифицировать юридическое лицо.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласилась, в ее удовлетворении просила отказать. Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" 02.04.2013 обратилось в Администрацию Нижнеингашского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства котельной, по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Нижний Ингаш, ул. Набережная, д.78 "А".
На основании заявления ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" 10.04.2013 комиссия по выбору и обследованию земельных участков в границах муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края, в составе определенном постановлением Главы администрации Нижнеингашского района от 07.06.2011 произвела осмотр вышеуказанного земельного участка по адресу: Нижнеингашский район, п. Нижний Ингаш, ул. Набережная, д.78 "А", о чем составлен акт выбора и обследования земельного участка с указанием разрешенного использования земельного участка: для строительства котельной.
Согласно заключению комиссии земельный участок площадью 450 кв.м, находящийся по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Нижний Ингаш, ул. Набережная, д.78 "А", пригоден для строительства модульной котельной. Акт выбора и обследования земельного участка действителен в течение 3-х лет с момента его утверждения.
Постановлением главы администрации района от 06.05.2013 N 526 ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" предварительно согласовано место размещения строительства котельной, находящееся по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Нижний Ингаш, ул. Набережная, д.78 "А", из земель населенных пунктов, общей площадью 450 кв.м.
Администрацией вынесено постановление от 03.09.2014 N 1159 "Об отмене постановления от 06.05.2013 N 526 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" места размещения строительства модульной котельной". В качестве основания для отмены постановления указано на обращение с заявлением ненадлежащего лица, не имеющего надлежащим образом оформленной доверенности.
Администрацией вынесено постановление от 31.10.2014 N 1432 "О внесении изменений в постановление администрации района от 03.09.2014 N 1159 "Об отмене постановления от 06.05.2013 N 526 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" места размещения строительства модульной котельной", согласно которому в постановление от 03.09.2014 N 1159 внесены изменения в пункт первый постановления, а именно, дата "06.05.2010" заменена на "06.05.2013".
Администрацией вынесено постановление от 18.12.2014 N 1636 "О внесении изменений в постановление администрации района от 03.09.2014 N 1159 "Об отмене постановления от 06.05.2013 N 526 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" места размещения строительства модульной котельной", согласно которому в постановление от 03.09.2014 N 1159 внесены изменения в преамбулу постановления, а именно, после слов "лицо, не имеющее надлежащим образом оформленной доверенности" дополнено словами "в связи с несоответствием функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, несоответствием предполагаемого объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам".
Полагая, что постановление Администрации от 03.09.2014 N 1159 с изменениями, внесенными постановлениями от 31.10.2014 N 1432, от 18.12.2014 N 1636, противоречит требованиям нормативных правовых актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого действий (бездействия) незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктов 3, 19 пункта 1 статьи 14, подпунктов 3, 15 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпункта 3 пункта 1 статьи 9 Устава поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярска, принятого решением Нижнеингашского поселкового совета депутатов N 26 от 20.02.1998, зарегистрированного управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 19.05.1998 и информации, следующей из писем Управления Росреестра по Красноярскому краю от 31.03.2015 N 24/001/019/2015-298, от 06.04.2015 N 24/001/018/2015-6148, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Администрация вправе распоряжаться спорным земельным участком, по поводу которого вынесено оспариваемое постановление, поскольку государственная собственность в отношении данного участка не разграничена, в собственности поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярска он не находится.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением послужили обстоятельства отмены оспариваемым постановлением от 03.09.2014 N 1159 постановления от 06.05.2013 N 526, которым ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" было предварительно согласовано место для строительства модульной котельной.
С учетом внесенных в оспариваемое постановление изменений постановлениями от 31.10.2014 N 1432, от 18.12.2014 N 1636 постановление администрации Нижнеингашского района от 06.05.2013 N 526 отменено Администрацией по следующим основаниям:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства модульной котельной обратилось ненадлежащее лицо, не имеющее надлежащим образом оформленной доверенности;
2) несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, несоответствие предполагаемого объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик не представил доказательства законности отмены постановления по причине несоответствия функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны, несоответствие предполагаемого объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам.
Согласно части 3 статьи 15 Конституция Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно пункту 7 статьи 8 Устава поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярска, принятого решением Нижнеингашского поселкового совета депутатов от 20.02.1998 N 26, зарегистрированного управлением Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю 19.05.1998, нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в районной газете "Победа". Опубликование должно быть осуществлено в течение 14 дней после подписания нормативного акта.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городское поселение поселок Нижний Ингаш являются нормативным актом и подлежат официальному опубликованию.
В официальном издании - газете "Победа" N 1 от 04.01.2013 опубликовано только решение Нижнеингашского поселкового Совета депутатов Нижнеингашского района Красноярского края от 25.12.2012 N 35-186 "Об утверждении Правил землепользования и застройки поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края", текст названных Правил опубликован не был.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности указанного основания для отмены постановления от 06.05.2013 N 526.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции указал, что Администрация вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Администрация согласно выводам суда первой инстанции правомерно отменила ранее вынесенное постановление от 06.05.2013 N 526, поскольку заявителем о предоставлении земельного участка фактически выступило иное юридическое лицо - ООО "Нижнеингашский Коммунальный Комплекс", в связи с чем заявление о выделении земельного участка для строительства модульной котельной по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, поселок Нижний Ингаш, ул.Набережная, 78а, для ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" не подлежало рассмотрению и удовлетворению.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 3, 5, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (заявление от 02.04.2013) и подлежащей применению к настоящему спору, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 02.04.2013 ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства котельной; соответствующей комиссией проведено обследованию земельных участков в границах муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края и составлен акт выбора и обследования земельного участка с указанием разрешенного использования земельного участка от 10.04.2013; 17.01.2014 общество обратилось к Главе Администрации с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, который был предварительно выбран для строительства котельной по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Нижний Ингаш, ул. Набережная, д.78 "А".
Таким образом, общество однозначно и достоверно выразило свое волеизъявление на получение указанного земельного участка для строительства котельной. Администрация была осведомлена о данных намерениях общества; для этих целей был определен земельный участок и вынесено оспариваемое постановление о предварительном согласовании места для строительства котельной.
С учетом изложенного суд не соглашается с выводами суда первой инстанции и считает необоснованными доводы ответчика, основанными на том, что первоначальное заявление общества о выделении земельного участка было составлено на бланке иного юридического лица - ООО "Нижнеингашский коммунальный комплекс" и с проставлением его печати.
При исследовании и оценке материалов дела суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, свидетельствующих о наличии у Администрации сомнений в лице, которое в действительности обратилось с заявлением о выделении земельного участка для строительства.
Заявление содержит указание на то, что земельный участок испрашивается ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс". Заявление от имени общества подписано уполномоченным лицом - генеральным директором общества С.Н. Барабан, что подтверждается данными выписки Единого государственного реестра юридических лиц от 29.10.2014 и сторонами не оспаривается.
Постановлением Администрации от 02.12.2010 N 1164 утвержден Административный регламент "Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании места размещения объекта на земельных участках, находящихся на территории Нижнеингашского района", в котором содержится процедура принятия и рассмотрения заявлений о предварительном согласовании места размещения объекта.
Данный регламент не содержит положений обязывающих подавать заявлением о предоставлении муниципальной услуги на бланке заявителя с проставлением печати организации. В соответствии с пунктом 2.4.5 Регламента заявление о предоставлении муниципальной услуги составляется заявителем в произвольной форме с обязательным указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения (с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором предполагается размещение объекта), обоснования примерного размера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок. Заявление о предоставлении муниципальной услуги формируется в единственном экземпляре-подлиннике.
При таких условиях суд апелляционной инстанции приходит к выводам о том, что общество в установленном порядке 02.04.2013 обратилось с заявлением о предоставлении ему земельного участка с предварительным согласованием и у Администрации отсутствовали основания для вывода о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства модульной котельной обратилось ненадлежащее лицо, не имеющее надлежащим образом оформленной доверенности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие между Администрацией и обществом споров относительно законности отмены градостроительного плана спорного земельного участка (дело N А33-24672/2014), о признании незаконным отказа в предоставлении спорного земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения (дело N А33-12174/2014), о сносе по иску Администрации модульной котельной, расположенной на спорном земельном участке (дело N А33-20560/2014), в отсутствии законных оснований для отмены ранее принятого постановления от 06.05.2013 N 526 о предварительном согласовании обществу места для строительства, в частности сомнений в волеизъявлении общества о намерениях осуществить строительство, свидетельствуют о недобросовестности действий Администрации по отмене принятого постановления в порядке самоконтроля, направленных на препятствование обществу в реализации права на получение земельного участка для строительства.
С учетом изложенного постановление администрации Нижнеингашского района от 03.09.2014 N 1159 с изменениями, внесенными постановлениями от 31.10.2014 N 1432, от 18.12.2014 N 1636 подлежит признанию недействительным в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы общества по уплате государственной пошлины при обращении с заявлением в суде первой инстанции (2000 рублей) и подаче апелляционной жалобы (1500 рублей) подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" апреля 2015 года по делу N А33-22069/2014 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Признать недействительным постановление администрации Нижнеингашского района от 03.09.2014 N1159 с изменениями, внесенными постановлениями от 31.10.2014 N1432, от 18.12.2014 N1636.
Взыскать с администрации Нижнеингашского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс" 3500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22069/2014
Истец: ООО "Нижнеингашский Жилищно-Коммунальный Комплекс"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕИНГАШСКОГО РАЙОНА