г. Тула |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А68-12419/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Капустиной Л.А. и Тимашковой Е.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Понкратовой А.В., при участии от заявителя - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (ИНН 7106510491, ОГРН 1097154014154) - представителя Джалилова О.А. (доверенность от 30.07.2015), от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - представителя Саркисовой О.М. (доверенность от 30.01.2015), в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционну жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.06.2015 по делу N А68-12419/2014 (судья Рыжикова Н.А.), установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - заявитель, теруправление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ответчик, кадастровая палата) о признании незаконным решения от 27.10.2014 N 71/2014-90296 об отказе в постановке на кадастровый учет помещений с номерами на поэтажном плане 1, 13, 14, 15 в здании N 2-а по ул. Л. Толстого пос. Одоев Тульской области; обязании поставить на кадастровый учет указанные помещения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований ссылалось на то, что исполнение обжалуемого судебного акта привет к формированию судебной практики по передаче помещений общего пользования в частную собственность.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, административное здание, назначение: объекты нежилого назначения, общей площадью 409,8 кв. м, расположенное по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. Л. Толстого, д.2-а, закреплено на праве оперативного управления за межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2012 (т. 1, л. д. 12), включено в реестр федерального имущества (выписка из реестра федерального имущества от 01.12.2014 N 266/8, т. 1, л. д. 9-11).
Распоряжением теруправления от 29.11.2013 N 323-р "О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за СУ СК России по Тульской области" из оперативного управления межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области изъят объект недвижимого имущества: нежилые помещения первого этажа с номерами на поэтажном плане NN 1, 13-15, лит. А, общей площадью 67,2 кв. м, расположенные по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. Л. Толстого, д. 2-а, и закреплен на праве оперативного управления за Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области (т. 2, л. д. 5-6). В связи необходимостью государственной регистрации права Следственного управления Территориальное управление Росимущества в Тульской области обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области с заявлением о постановке вышеуказанных помещений на государственный кадастровый учет, представив вместе с
заявлением, в том числе, технический план помещения от 25.09.2014, изготовленный кадастровым инженером Городского отделения Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Решением от 27.10.2014 N 71/2014-90296 кадастровая палата отказала в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании части 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (т. 1, л. д. 8).
В названном решении указано: на основании рассмотрения представленных документов выявлено, что помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (часть 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), а именно: из представленного с заявлением технического плана на объект недвижимости следует, что через помещение, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, осуществляется доступ к другому помещению, находящему в здании (с номером на поэтажном плане в техническом паспорте 2).
Считая данное решение противоречащим действующему законодательству теруправление обратилось в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные помещения являются обособленными, при этом коридор как неотъемлемая часть спорного объекта имеет вспомогательное, обслуживающее значение, в связи с чем признал решение уполномоченного органа об отказе в осуществлении кадастрового учета указанных помещений противоречащим требованиям закона о кадастре, нарушающим права и законные интересы собственника.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о кадастре).
Согласно части 3 статьи 1 закона о кадастре государственным кадастровым учетом
недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 5 статьи 4 закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 5, 6 части 1 и пунктом 5.1 части 2 статьи 7 указанного закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение; кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта
недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2
статьи 7 настоящего федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 закона о кадастре).
Частью 2 статьи 16 закона о кадастре определено, что постановка на учет и снятие
с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с частью 2 статьи 20 закона о кадастре с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица в порядке, предусмотренном статьей 21 данного закона. Согласно части 1 статьи 22 закона о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, заявление и технический план объекта недвижимости.
Из части 1 статьи 41 закона о кадастре следует, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
Как следует из материалов дела, документы для постановки спорных помещений на государственный кадастровый учет были представлены в кадастровую палату в соответствии с требованиями части 1 статьи 22 закона о кадастре.
Решением от 27.10.2014 N 71/2014-90296 кадастровая палата отказала в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании части 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (т. 1, л. д. 8), посчитав его неизолированным.
В силу части 7 статьи 27 закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет помещения в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Пунктом 14 части 2 статьи 2 названного закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями; строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
При этом в законодательстве отсутствуют определения понятий "изолированность"
и "обособленность" помещения. Между тем, исходя из анализа норм законодательства, помещение считается обособленным, если оно отграничено от остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями; изолированным, если оно отграничено от
остального объема здания (сооружения) строительными конструкциями, имеет отдельный вход и не используется для доступа в иное помещение.
Из буквального содержания части 7 статьи 27 Закона о кадастре следует отсутствие требования законодателя об одновременном соответствии помещения критериям как обособленности, так и изолированности при постановке на кадастровый учет. Согласно техническому паспорту на административное здание, расположенное по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. Л. Толстого, д. 2-а, объект недвижимости, состоящий из спорных помещений, закрепленный на основании распоряжения теруправления на праве оперативного управления за Следственным управлением Следственного комитета России по Тульской области, представляет собой кабинеты (помещения с номерами N 1, 14, 15) и коридор (помещение N 13); на здание имеется кадастровый паспорт от 25.04.2012 (т. 1, л. д. 13-20).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объект недвижимости самостоятельный со своими индивидуальными характеристиками, спорные помещения являются обособленными, при этом коридор как
неотъемлемая часть спорного объекта имеет вспомогательное, обслуживающее значение.
При обращении с заявлением о постановке объекта на учет теруправлением в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы
Административное здание, расположенное по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. Л. Толстого, д. 2-а, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Согласно пунктам 5.2, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и наделено полномочиями по распоряжению федеральным имуществом
Суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение уполномоченного органа об отказе в осуществлении кадастрового учета указанных помещений незаконным, как противоречащее требованиям закона о кадастре, нарушающее права и законные интересы собственника.
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлениях Федерального Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 11.07.2014 по делу N А46-8265/2013 и от 21.10.2014 Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3539/2014 по делу N А16-1633/2013.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя. В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.06.2015 по делу N А68-12419/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12419/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской области, ТУ Росимущества в Тульской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ФГБУ ФКП Росреестра), ФГБУ "ФКП Росреестра по Тульской области"
Третье лицо: Следственное управление Следственного комитета РФ по Тульской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии