г. Владивосток |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А51-6676/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-5635/2015
на решение от 07.05.2015
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-6676/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Систем Бизнес Групп" (ИНН 2536210765, ОГРН 1082536014538, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2008)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
об оспаривании решения оформленного письмом от 16.03.2015 N 08-2336,
при участии:
от ООО "Систем Бизнес Групп": представитель Бадюкова А.В. по доверенности от 07.07.2015, сроком на три года, паспорт;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: не явились, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Систем Бизнес Групп" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ответчик, Управление, ТУ ФАУГИ по ПК), оформленного письмом от 16.03.2015 N 08-2336, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:31:010211:10281, и об обязании ответчика принять решение о предоставлении ООО "Систем Бизнес Групп" указанного земельного участка, подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:31:010211:10281 и направить его Обществу.
Решением от 07.05.2015 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил заявленные Обществом требования, признав незаконным оспариваемый отказ ТУ ФАУГИ по ПК, в связи с его несоответствием Земельному кодексу Российской Федерации. Суд также обязал Управление осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:31:010211:10281 в трех экземплярах, их подписание и направление для подписания Обществу с ограниченной ответственностью "Систем Бизнес Групп" в 30-дневный срок.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 07.05.2015. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на правомерности своих действий по отказу Обществу, Управление указывает, что поскольку право собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок не зарегистрировано, то ТУ ФАУГИ по ПК не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
На основании определения от 11.08.2015, вынесенного в соответствии с пунктом 3.7 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 48, в связи с уходом в отпуск судьи Н.Н. Анисимовой в судебном составе, рассматривающем настоящее дело, была произведена замена бокового судьи Н.Н. Анисимовой на судью О.Ю. Еремееву, в связи с чем рассмотрение дела в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато сначала.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Управление явку своих представителей в суд не обеспечило. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель Общества в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
На основании Государственного акта на право пользования землей от 24.04.1992 серии А-I N 405914 войсковой части 95475 согласно решению земельной комиссии Находкинского городского совета от 05.02.1992 N 260 в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 0,20 га в обозначенных на плане границах для закрепления существующей территории в районе 9/с N 3 пер. Школьный N 5.
По договору купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе от 26.03.2007 N 169, заключенному со Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", Индивидуальный предприниматель Шевцова Наталья Николаевна приобрела здание ДОС/штаба (инв. N 6) общей площадью 202 кв.м, 1935 года постройки военного городка N 67, расположенное по адресу Приморский край, г. Находка, пер. Школьный, д. 5.
Согласно пункту 1.2 указанного договора земельный участок закрепляется за объектом продажи в соответствии с нормами градостроительства и предоставляется победителю торгов в соответствии с требованиями действующего законодательства и приобретается самостоятельно покупателем на основании договора купли-продажи имущества и плана продажи. Договор прошел государственную регистрацию.
Впоследствии объект, сохранившийся в результате физического износа (здание ДОС-штаба) сохранностью 43% (лит. А), инвентарный номер 05:414:001:010437620, назначение не определено, условный номер 25-25-18/053/2007-125, расположенный по адресу Приморский край, г. Находка, пер. Школьный, д. 5, приобретен в результате сделки Обществом с ограниченной ответственностью "Систем Бизнес Групп", о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 16.02.2012 серии 25-АБ N 738067.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 25.02.2014 по делу N А51- 35382/2013, объект недвижимости, принадлежащий заявителю, находится на земельном участке площадью 820 +/-10 кв.м, с кадастровым номером 25:31:010211:10281, по адресу Приморский край, г. Находка, пер. Школьный, д. 5, с видом разрешенного использования "для закрепления существующей территории для целей эксплуатации и обслуживания объекта".
В декабре 2014 Общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском края с заявлением о предоставлении названного земельного участка в аренду, указав, что намерено восстановить объект недвижимости, находящийся на нем.
Письмом от 16.03.2015 N 08-2336 Территориальное управление отказало в предоставлении участка, сославшись на отсутствие полномочий по распоряжению спорным земельным участком, поскольку в отношении последнего отсутствует регистрация права федеральной собственности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ Управления является немотивированным, необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, выслушав представителя Общества, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений, строений, расположенных на этих участках, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В месячный срок со дня поступления такого заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или аренды, и в месячный срок с даты принятия решения осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него полномочий по распоряжению спорным земельным участком, коллегия апелляционного суда руководствуется следующим:
Пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (п. 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Из пунктов 4.1, 4.6 Типового положения усматривается, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.7, 4.6, 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморской крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение о Территориальном Управлении), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В частности, подготавливает и представляет в установленном порядке в Росимущество информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Росимущества реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2014 по делу N А51-26652/2014, которое в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установлено наличие у ТУ Росимущества по Приморскому краю полномочий по распоряжению спорным земельным участком.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 25:31:010211:10281, в границах которого расположен объект заявителя, расположен в границах земельного участка, ранее представленного в постоянное (бессрочное пользование) войсковой части 95475.
Вместе с тем, при принятии решения о высвобождении военного недвижимого имущества, находящегося на спорном земельном участке, и реализации этого имущества на аукционе, смены собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, данный земельный участок перестал быть предназначенным для нужд обороны и безопасности. Вооруженные Силы Российской Федерации (иные воинские формирования) фактически прекратили его использование, утратили возможность использовать его для размещения и обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с переходом права пользования земельным участком в соответствии со статьёй 35 ЗК РФ, статьёй 552 ГК РФ.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания считать спорный земельный участок предназначенным для нужд обороны и безопасности, и в связи с этим изъятым из оборота в соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ.
В силу пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, а также пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ, земли промышленности и иного специального назначения, занятые объектами обороны и безопасности, являются федеральной собственностью.
Таким образом, полномочия собственника от имени Российской Федерации по распоряжению спорным земельным участком реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориального органа - ТУ ФАУГИ по ПК.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, закон не связывает автоматически прекращение права собственности публично-правового образования на земельные участки с изменением их целевого назначения.
Следовательно, независимо от того, перестал ли земельный участок быть предназначенным для нужд обороны, он продолжает оставаться в собственности Российской Федерации, и может перейти в собственность иных субъектов не иначе как на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.
Таким образом, Управление имеет полномочия по решению вопроса о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка.
Пленум ВАС РФ в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 2О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, апелляционный суд считает необходимым поддержать выводы суда первой инстанции в указанной части ввиду следующего:
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) обязательным приложением к документам, представляемым для государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков является правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 7 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, государственная регистрация перехода права собственности может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером 25:31:010211:10281.
Кроме того, арбитражным судом обосновано принято во внимание следующее:
Статьей 39 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент подачи ООО "Систем Бизнес Групп" заявления о предоставлении этого участка в аренду, было предусмотрено, что в случае разрушения здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Уполномоченные органы вправе продлить этот срок.
По смыслу статьи 36 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 39 нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник в силу прямого указания закона сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.
При этом отсутствие в собственности земельного участка под разрушенными объектами не ограничивает прав заявителя как субъекта гражданского оборота на их восстановление, принимая во внимание то обстоятельство, что объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, имеет сохранность 43% и неустановленное назначение, что препятствует его эксплуатации и требует восстановления.
Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 22.12.2014 по делу N А51-26652/2014.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Заявленные Обществом требования удовлетворены законно и обосновано.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2015 по делу N А51-6676/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6676/2015
Истец: ООО "Систем Бизнес Групп"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1589/16
27.11.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5002/15
11.08.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5635/15
07.05.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-6676/15